ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ ОСТАЕТСЯ НА КРИТИЧЕСКО НИЗКОМ УРОВНЕ

Не смотря на то, что в 2017 г. бюджет всех национальных академий наук увеличен почти на 14%, финансирование науки никак не вернется даже к уровню 2013 года.

16/05/2017
Моніторингові продукти
ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ ОСТАЕТСЯ НА КРИТИЧЕСКО НИЗКОМ УРОВНЕ
- В 2016 году номинальные объемы финансирования НАН отставали от уровня 2013 года на 18,5%. В 2017 году планируется, что бюджеты всех академий наук в сумме составят 6,17 млрд. грн. В номинальном выражении это на 4% меньше, чем в 2013 году, однако в реальном выражении государственное финансирование науки упало гораздо глубже (напомним, инфляция за 2014-2016 гг. превысила 100%). Если в 2013 г. госбюджет на Национальную  и отраслевые академии наук выделил 0,44% ВВП, то в 2017 году планируется  0,24% ВВП, т.е. реальное финансирование сократилось почти в 2 раза.  
Финансирование науки из государственного бюджета (млн. грн.)

 

Бюджет 2013

(факт)

Бюджет 2016

(факт)

Бюджет 2017

(план с учетом изменений)

Изменения к 2016 году

Изменения к 2013 году

Млн. грн.

Млн. грн.

Млн. грн.

Млн. грн.

%

Млн. грн.

%

НАН Украины

3311,8

2699,3

3409

709,7

126

97,2

102,9

Национальная академия педагогических наук

182,5

114,3

183

68,7

160

0,5

100,3

Национальная академия медицинских  наук

2168,4

1843,1

1762,9

-80,2

96

-405,5

81,3

Национальная академия искусств

19,9

16,4

23,2

6,8

141

3,3

116,6

Национальная академия правовых  наук

43,8

28,9

35,9

7

124

-7,9

82

Национальная академия аграрных  наук

704,4

736,2

763,2

27

104

58,8

108,3

Всего

6 430,80

5 438,20

6 177,20

739

114

-253,6

96,1

Источник: Госказначейство Украины

- Финансирование научных исследований и разработок (НИОКР) сокращается не только из бюджета, но и из других источников. В 2012-2013 гг. расходы на выполнение научных и научно-технических работ из всех источников составляли 0,7-0,8%% ВВП (в том числе 0,32% за счет бюджета), то в 2016 году эти расходы уже составляли 0,48%, в том числе 0,16% (!) за счет бюджетных средств.

- Существует общепринятое правило, что уровень финансирования научных исследований и разработок  (R&D) на уровне менее 0,9% от ВВП страны не позволяет научной сфере реализовать в государстве свои основные функции: познавательную, экономическую, социальную и, при необходимости, оборонную.  Для примера, значение этого показателя в ЕС и Китае 2%, США – 2,75%, Южной Корее – 4,3%. В Украине в 2016 поставлен 20–летний анти-рекорд  в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 0,48% ВВП. 

В целом наука в Украине хронически недофинансируется, а по ряду направлений дефицит средств приобрел катастрофический характер.

- Согласно показателям Минфина, минимальные потребности НАН Украины и отраслевых академий наук финансируются всего на 49,7%.  В результате, складывается ситуация, при которой дорогостоящее экспериментальное оборудование не закупается (не обновляется), не хватает денег на коммунальные платежи, ученые вынуждены работать на 0,5-0,75 ставки, брать отпуска без сохранения зарплаты. 

- Из-за хронического бюджетного недофинансирования НАН Украины в последние годы, принято решение о ликвидации или реорганизации более 10 научных учреждений, из которых деятельность шести уже прекращена.

- Перед работниками научной и технической деятельности накапливается задолженность по зарплате. Так по состоянию на 1 апреля 2017 года задолженность по зарплате в сфере профессиональной, научной и технической деятельности составляла 104 млн. грн. в т.ч. по научным исследованиям и разработкам 34,7  млн. грн. 

- Сложная ситуация складывается в Национальной академии медицинских наук. Кроме, «стандартной ситуации» с недофинансированием, в 2017 г «масла в огонь» добавила проблема повышения минимальных зарплат до 3 200 грн. Из запланированных объёмов финансирования, средств на выплату зарплат хватит лишь на 3 380 работников научных подразделений из 4 343  и на 8 089 работников клиник (из имеющихся 13 ?183). Так, например, по информации директора Института сердечно-сосудистой им. М.М. Амосова, В. Лазоришенца, озвученной на заседании профильного комитета парламента 18 апреля: «На заработную плату в 2017 г. выделено 27% от необходимых средств, на медикаменты – 2% … Деньги, выделенные на полгода уже все выбраны, мы на грани остановки».

Причины, по которым финансирования науки в Украине сокращается, называют разные. 

- Сокращение финансирования правительство поясняет необходимостью перевести науку на самоокупаемость, попутно сокращая бюджетное финансирование академии наук. 

- Урезание бюджетов также оправдывают низкой продуктивностью отечественной науки. Отчасти такая ситуация имеет место – украинская наука все более теряет связь с образованием и производством. В Украине удельный вес созданных и профинансированных, но не внедренных исследований, один из самых высоких  – 62% против 20% для развитых стран.  Украинские ученые публикуют в два раза меньше работ, чем, например,  румынские, в пять раз меньше, чем ученые Ирана или Турции, в 10 раз меньше чем корейцы.  На этом фоне доля государства в финансировании науки  относительно высока и в предыдущие годы составляла порядка 35-40%.  

- Однако, такая ситуация является не причиной, а следствием недостаточной и неэффективной господдержки научной сферы. 

Действующая политика механического секвестра научных бюджетов имеет ряд далеко идущих последствий:

- Исследовать становится некому. Научные кадры стареют и сокращаются, молодежь эмигрирует. Государство готовит все меньше научных кадров и их подготовка ухудшается. Если еще 10 лет назад ситуация с научными кадрами стояла не так остро за счет находившихся в строю «советских» кандидатов и докторов наук, то сейчас все достаточно тревожно в силу старения ученых (каждый четвертый доктор наук (25%) и 8% кандидатов наук – старше 70 лет; средний возраст докторов наук в системе НАН Украины почти 65 лет ). В результате происходит естественная убыль кадров.

- Научные институты не в силах удержать кадры. 

o Зарплата не мотивирует заниматься научной деятельностью. Молодые ученые в Украине находиться на грани нищенствования. По официальной статистике, среднемесячная зарплата (до налогообложения) в сфере научных исследований и разработок в 2016 г. составляла 6119 грн. (эквивалент 240 дол.) В 1-м квартале 2017 г. среднемесячная зарплата выросла до 7269 грн. (268 дол.). Однако в силу распространённой практики перевода научных работников на неполное рабочее время - сокращенная рабочая неделя, вынужденные отпуска, неполная занятость (0,8%, 0,75, полставки) – выплачиваемая на руки зарплата меньше. Так, по информации профсоюза работников НАН Украины, на конец 2016 г. средняя зарплата в НАН была менее 6 тыс. грн. (менее 235 дол.), оклад младшего научного сотрудника НАН – 3720 грн…. Для сравнения среднемесячная зарплата в сфере профессиональной, научной и технической деятельности в соседней Польше в 2016 г. составляла 1620 дол, т.е. в почти в 7 раз больше. 

o За 2014 – первый квартал 2017 гг. в результате «бюджетной оптимизации» и численность работников НАН Украины сократилась на 22,5% или 9082 чел, в т.ч. численность научных работников сократилась на 17,5% или 3 373 ученых. При чем основной этап зачистки ученых пришелся на 2015-2016 гг. Только в 2015 г.- первом квартале 2017 г. ушли или уволились 224 докторов наук и 1300 кандидатов наук

o Сегодня в Украине количество научных работников на тысячу работающих вдвое меньше, чем в странах ЕС и находится на уровне Албании. 

- Объемы подготовки новых научных кадров также сокращаются. Сокращается прием в аспирантуру и докторантуру. Так, в 2016 году в НАН Украины на работу пришло вдвое меньше молодых ученых, чем в 2015 году. Численность молодых ученых в Академии продолжает сокращаться третий год подряд. 

- Качество подготовки научно-педагогических кадров снижается. Аспирантура и докторантура работают малоэффективно. Из 6,703 тысяч выпускников аспирантуры в 2016 году диссертацию защитило только 25,4% (в 2015 г. 26,1%) или 1 708 человек. Из 551 окончивших в 2016 году докторантуру диссертацию защитили 27,% или 153 человек (30% – в 2015 г.). Украинская наука лишается высшего научно-преподавательского звена. Многократное отставание в подготовке научно-педагогических кадров закладывает серьезные проблемы на будущее – при сохранении тенденции естественной убыли ученых уже к 2025-28 году украинская наука и высшее образование лишаться высшего научно-преподавательского звена (а на подготовку кандидата наук нужно не менее 4-5 лет, доктора наук – 10 лет).

Снижается прямая и относительная конкурентоспособность экономики Украины.

- Снижается конкурентоспособность экономики. Удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленности Украины сократился с 9,4 % в 2000 году до 1,4% в 2015 (последние доступные данные).   В 2015 г. объемы экспорта высокотехнологической продукции в Украине составляли 1,387 млрд дол США, что в 10 раз меньше чем в Польше (13318 млрд. дол.). В структуре экспорта промышленных товаров Украины высокотехнологичной продукции 7%, в то время как в Чехии – 15%, Китае – 26%, Ирландии – 27%. 

- За счет Украины растет научная мощь соседей. Механическое сокращение финансирования науки в Украине служит наращиванию качественного трудового ресурса в развитые страны. С 1991 по 2015 г. из Украины, по разным оценкам, выехало до 100 тыс. ученых, а количество ученых в стране сократилось в три раза. Среди выехавших – наибольший удельный вес составляют биологи, физики и математики. Более того, сегодня миграция начинается уже на стадии подготовки студентов: в то время как Украина сокращает стипендии, соседние страны (например, Польша) предлагают щедрые программы поддержки талантливых украинских студентов.

Снижается благосостояние страны в целом

- Согласно прогнозам МВФ, некоторые страны в Восточной Европе ежегодно из-за «оттока мозгов» и высококвалифицированной рабочей силы, которая не способна устроить жизнь высокотехнологичном производстве на родине, теряли по 0,6-0,9% ВВП за период от 1999 до 2014 года. К 2030 году ВВП на душу населения в Болгарии, Румынии и некоторых балтийских странах будет ниже, чем он бы мог быть без эмиграции. 

На этом фоне обращает на себя внимание то, что понимания путей поддержки и дальнейшего развития украинской как не было, так и нет сейчас.  

- Складывается впечатление, что единственной целью  реформы научной деятельности на данном этапе власть видит  исключительно экономию бюджета. В этом ключе постоянно обсуждаются 2 вопроса:  или же упразднить НАНУ или перевести ее на самофинансирование, что собственно одно и то же. При этом не делается никаких реальных шагов для повышения интереса бизнеса к отечественной науке.

- Вопросу реформы научной деятельности в Украине  в конце прошлого года были посвящены Парламентские слушанья. Постановление по ним принято не было и рекомендации «зависли в воздухе» . Уже в марте этого года  ВР (24.03.2017) депутаты сделали  вторую попытку,  но пока проект постановления «гуляет» по коридорам Рады. 

Наука в Украине уже за гранью выживания. Из локомотива инновационного и технологического развития она из-за отсутствия адекватной политики государства превращается в обузу для бюджета. Вместо урезания научных бюджетов, Украине нужны системные изменения и стимулы для развития научного потенциала. Бизнесу должно быть выгодно вкладывать в науку и научные разработки. Государство должно создать условия для финансирования научных исследований и разработок  хотя бы на минимально необходимом уровне (суммарно не менее 1% ВВП), обеспечивая бюджетное со-финансирование, прежде всего, фундаментальной науки. 

НоСЭП