МОЗ ОТЧИТАЛСЯ О СВОИХ ДОСТИЖЕНИЯХ

В конце апреля на заседании КМУ и.о. министра здравоохранения предоставила блиц-отчет о достижениях министерства.

11/05/2017
Моніторингові продукти
МОЗ ОТЧИТАЛСЯ О СВОИХ ДОСТИЖЕНИЯХ
Названы  следующие достижения в работе министерства.
Достижение 1. Легализированы международное протоколы лечения . Т.е. как достижение называется тот факт, что украинский врач сможет безбоязненно применять международные клинические протоколы .  На первый взгляд это очень прогрессивно, но у медицинской  общественности  по этому поводу есть ряд серьезных замечаний. 
По факту – это нежелание МОЗ (или не умение) ускорять разработку отечественной документации и вводить в национальные нормативные документы лучшие современные практики. Проще методом обложки принять что-нибудь не особо разбираясь в сути.
В чем риски такого подхода.  
- Размывается ответственность. Согласно украинскому законодательству клинпротокол – это документ обязательный для выполнения.   Возникает вопрос? Если на одно заболевание будет 2 обязательных для выполнения документа один украинский, а другой канадский – какой врачу выполнять обязательно?  
- В этой в связи надо отметить, что до нововведений «команды волонтеров МОЗ» этот вопрос был урегулирован - украинский клинпротокол обязательный, все остальное в т.ч. международные документы (клиннастановы) - рекомендательные (желательные). В новом приказе понятие «клинпротокол» подменяется (отождествляется) с «клиннастановой». Т.е. обязательная норма перемешивается с рекомендательной. 
- До нового приказа в Украине действовала методика разработки и утверждения клинпротоколов, которая была создана при поддержке  Евросоюза. Она основывалась на принципах доказательной медицины, была апробирована в Украине и предусматривала обязательную адаптацию медтехнологий к нашим условиям . Согласно этой методике МОЗ, как головной орган в отрасли, утверждал клинпротокол, исходя из  финансового ресурса, приборного парка, зарегистрированных лекарств, инфраструктуры и других национальных особенностей  здравоохранения. 
- Теперь ситуация патовая. К примеру, США или страна ЕС вносят в свои клинрекомендации (протоколы), то чего физически нет в Украине, в частности  новые оригинальные препараты. Таковые не зарегистрированы  в Украине, и не потому, что Украина не хочет их регистрировать, а потому, что фирма (патентодержатель, производитель) не желает заходить на наш рынок. Обновленная  международная рекомендация (в своей стране она может быть и не обязательной)  может быть расценена в Украине и как обязательный протокол (этап адаптации пропускается) или как «клиннастанова» с непонятным статусом. 
- Для врача такая ситуация «неопределенности» связана с большими  профессиональными рисками, а для пациента – невозможностью получить  гарантированно качественное  лечение  и отстоять свои интересы в суде. 
Достижение 2. В рамках общей стратегии МОЗ проведена работа, направленная на улучшение условий труда медиков и развитие инфраструктуры. На эти цели активно осваиваются средства кредита  Международного банка реконструкции и развития (214,7 млн дол. США на период 2015-2020гг) . В лидерах проекта Днепропетровская и Ровенская области, где интенсивно укрепляется первичный уровень.  
Заявления об успехах в этой части безосновательны. Отчет Счетной палаты Украины говорит о том, что средства под этот проект освоены крайне не эффективно . 
- В бюджетах 2015-2017 гг под бюджетную программу «Улучшение здравоохранения на службе у людей» в рамках кредита МБ выделялось 33 млн. грн. (2015г), 33,17 млн. грн. (2016г) и 150 млн. грн. (2017 г). 
- Счетная палата признала работу неудовлетворительной. Причины – плохая организация и отсутствие контроля со стороны МОЗ. Так, в 2015 году выборка средств по 2-м бюджетным программам составила 5% и 42%, в 2016 году - 20,4% и 20,8% соответственно. Всего из общей суммы кредита использовано 1,3 млн. дол. из них 60% на оплату услуг консультантов, 17% основную деятельность, 17% обучающие поездки и информационные кампании и 6% на материальное обеспечение и управление проектом. 
- В целом, объём выбранных средства почти равен сумме, которую Украина выплатила за обсуждение долга за этот период – 1,2 млн. дол.  
- Проект «затянут» - подготовительный этап длился 2 года. Основные мероприятия т.н. «подготовки»  - это совещания, поездки, зарплата консультантов. До сих пор реальных действий нет, и все ограничивается очередными планами.  
- По заявлению и.о. Министра в этом году строятся 7 амбулаторий в Днепропетровской области и 28 в Ровенской (ориентировочная цена на каждую по 5 млн грн.). Для достижения норматива по количеству амбулаторий для физической доступности населением в этих областях необходимо создать 275 и 85 амбулаторий соответственно. В Днепропетровской области в основном в городах, а в Ровенской в селах.  
- Названные цифры это «капля в море» особенно если учесть, что  проект рассчитан до 2020 года, а только сейчас планируются тендеры  в областях на 2017 г. и с конечным  сроком сдачи в 2018 г. Когда МОЗ и ОДА планируют достичь норматива неизвестно. В то же время МОЗ объявил, что в 2017 году будет пройден этап укрепления  «первички» в стране.
Достижение 3. Особое достижение  - создание перинатальных центров (ПЦ), хотя к этой программе нынешний МОЗ имеет очень отдаленное отношение.
- Украина, которая считает себя европейской страной продолжает  лидировать в Европе по материнской смертности (2015 г – Украина 120 случаев, Польша - 12, Румыния -  56, Германия - 42) и неонатальной  смертности (2015 г – Украина 2 378 случаев смерти новорожденных в первые  28 дней жизни, Польша – 1 22, Румыния – 1 047, Германия – 1 449).
- Руководство МОЗ не смущает тот факт, что большая часть ПЦ ІІІ уровня, а это ключевой, самый дорогой и высокотехнологичный компонент системы перинатальной помощи создан в период с 2011 по 2013 годы, в рамках национального проекта «Новая жизнь» в 12 регионах страны .
- По политическим соображениям финансирование нацпроекта по созданию ПЦ было приостановлено новой властью в 2014г., и остались незавершенными проекты в Волынской, Тернопольской, Черкасской и Черновицкой областях. При том, что в самом критическом положении остался ПЦ во Львовской области, где женщины на 3 года вообще лишилось высокоспециализированной помощи при родах.  
- Выделенные сегодня средства из бюджета (45 и 45 млн. грн.) на строительство Львовского и Черновицкого ПЦ, не компенсирует 3-х летнего простоя. Деньги в бюджете еще не означают, что ПЦ будут созданы в этом году или даже следующем. К примеру, уже идет 2-й квартал, а во Львове олбрада только подала заявку на участие в конкурсе инвестиционных программ и проектов регионального развития, но МОЗ уже поспешил объявить, что в 2017 году за счет  этого фонда реконструкция будет завершена.
- Кроме этого, следует заметить, что само по себе создание центра это еще не организация перинатальной помощи в регионе. Без четкой системы регионализации ПЦ не выполняет своей  основной функции – работа с патологией беременности, родов и новорожденных. Вся трехуровневая помощь должна работать без сбоев, чего в Украине пока нет. 
- В реформе пока не определено место женских консультаций – это будет «первичка», или они остаются частью поликлиник, или диагностических центров (II уровень). Или например, в чьем ведении будут специализированные  акушерские бригады и вообще будут ли они после реформы скорой от «команды волонтеров МОЗ» . Как будет оплачиваться труд гинеколога, акушера, а так же лабораторная часть при наблюдении и лечении патологий. Без понимания этих вопросов полноценной перинатальной помощи не будет, а новые высокотехнологичные и дорогие перинатальные центры превратятся в дорогостоящие обычные роддома.
- Новая команда МОЗ провозглашая гарантированный пакет медпомощи обещает бесплатное родовспоможение. Традиционно этот вид помощи осуществляется на II уровне. При этом, ни слова не говорится, а как  же будет  предоставляться высокоспециализированная перинатальная медпомощь в ПЦ (III уровень) -  бесплатно, со-оплатно или оплачиваться полностью. 
Достижение 4. Планы по созданию кардиоцентров, на что в госбюджете заложено 150  млн. грн., получено согласие на со-финансирование от регионов и закуплены стенты.
Купить оборудование, привлечь деньги местных бюджетов и закупить стенты – это еще не означает организовать полноценную кардиопомощь, спасти население от «эпидемии инфарктов» и обеспечить европейскую продолжительность жизни  украинцам (на 10 лет больше чем сейчас). 
- Следует заметить, что оптимизм МОЗ в этой части преувеличен. Сама по себе медицинская помощь влияет на продолжительность жизни не более чем на 5%, а отдельный ее сегмент (кардиопомощь) еще меньше. На продолжительность жизни в первую очередь влияет среда обитания (уровень жизни, доходы, структура питания, качество окружающей среды, и пр.) и частично наследственность. В бедных странах, как правило, продолжительность жизни невысокая. 
- Предполагается купить  13 ангиографов в 11 регионов. В рамках программы МОЗ поспешил сообщить, что Международные организации провели закупки стентов  с 5-ти кратной экономией. Исходя из этого и.о. Министра  заявляет «почти завтра» ургентное стентирование станет обычной  доступной и бесплатной процедурой. 
Для сомнений есть несколько причин: 
- Первая – вопрос доезда скорой помощи и довоза пациентов. При качестве дорог и состоянии медицинского транспорта для отдаленных населенных пунктов пока услуга будет недоступна. Почти 60% автомобильного парка скорых изношены и исчерпали срок эксплуатации, а  90% украинских дорог не ремонтировали последние 30 лет . 
- Вторая – если время не позволяет доставить пациента  с инфарктом в «золотой час»  (до 2-х часов)  в  кардиоцентр, на месте может возникать необходимость оказания квалифицированной врачебной помощи (диагностика, медикаментозное вмешательство).  С этим могут возникнуть проблемы, т.к. МОЗ планирует заменить врачей на парамедиков и пациенты на месте окажутся без врачебной помощи. Для наших условий это пока неприемлемо. Цифры говорят о следующем (данные 2015 г). В Ровенской области врачи экстренной медпомощи на выезде провели диагностику и выполнили тромболитическую терапию 70 больным с инфарктом миокарда, 11 сердечно-легочных реанимаций, из них три в сельской местности. Харьковская область - реанимационные мероприятия 48 больным, а тромболизисную терапию — 208 пациентам с острым коронарным синдромом, Днепропетровская область 198 тромболизисов, Черкасская — 114. 
- По мнению специалистов экстренной медпомощи, цифры могли бы быть и выше, но стоимость тромболитических препаратов ежегодно увеличивается на более чем на 50%, а субвенция на медикаменты для скорой  практически не увеличивается . После оказанной такой медпомощи на месте больной получает шанс последующего эффективного лечения в кардиоцентре. 
- Третья - на сколько будет бесплатной  помощь в таких центрах – весь объём процедур или за все, что не купит бюджет пациенту все же придётся платить. Сегодня вся процедура стентирования стартует от 30 тыс. грн. (самый дешевый бюджетный стент 20 тыс. грн). Если, как говорит МОЗ, режим работы будет в режиме 7/24, то при условии 2-3 стентирования в сутки (это минимум при обслуживании всего региона) годовой бюджет только на эту процедуру составит  около 22  млн. грн. Для сравнения, бюджет г. Луцка на всю многопрофильную  стационарную медпомощь населению на 2017 год составляет 86 млн. грн., т.е. только  процедуры стентирования заберут 25%. 
- Расчеты приблизительные, но МОЗ начиная эту программу, не представил даже таких. Если для примера брать Волынскую область то, для нее такие объёмы финансирования на одну процедуру сегодня не реальны. Поэтому, не смотря на заверения МОЗ, о бесплатности стентирования, процедура будет в лучшем случае со-оплатной . На сколько это будет доступно населению сказать сложно, если учитывать, что 60% населения живет за чертой бедности, а «клиенты» на стентирование  люди преклонного возраста (пенсионеры).
Достижение 5. Очередное обещание достроить ОХМАДЕТ за 380 млн. грн., выделенных из госбюджета 2017 года. 
- Новый корпус ОХМАТДЕТа начали строить еще в 2011 году и должны были завершить к “Евро-2012”. Эта стройка уже «съела» почти 4 млрд.грн., сменила несколько подрядчиков, спровоцировала ряд коррупционных скандалов, судов, арестов и пр. Но каждое правительство упорно обещает достроить новый корпус «в следующем году».
- Новая власть не стала исключением и обещала закончить стройку в 2017 году. Но сегодня срок в очередной раз переносится. К концу этого года МОЗ пообещал ввести уже не весь корпус, а только 1-й пусковой комплекс, а летом начать диагностику, что выглядит очень странно, учитывая состояние строительства.  
- Ситуация со стройкой усложняется еще и тем, что сама больница уже более полугода не имеет руководителя.  МОЗ объявил конкурс на замещение вакансии (старому руководителю по непонятным причинам контракт не продлен), но пока безрезультатно. Кто и как будет нести ответственность за медицинскую часть проекта вопрос открытый. 

1. Весомых и реальных достижений в работе МОЗ пока нет. Вся названная работа по большей части сделана предшественниками (напр., создание  перинатальных центров III уровня) или же вместо отчета предлагаются очередные малореальные обещания (напр., стройка ОХМАДЕТа).
2. То, что сделано, вызывает очень много вопросов и содержит больше рисков, чем потенциальной пользы. Напр., путаница с введением международных  протоколов, что приводит к непониманию новой системы врачами и лишает возможности пациентов даже призрачной возможности отстоять свои права в судах. 
3. Откровенные неудачи выдаются за успехи, как  например провал освоения денег Мирового банка. Почти половина срока проекта прошло, а из 214 млн. дол. освоено  только 1,3 млн. дол., при том, что 1,2 млн. дол. заплачено за обслуживание займа. В результате  нет обещанного  реестра пациентов,  оборудования,  новых амбулаторий. Средства доноров потрачены на очередные «красивые презентации»,  а не на  реальное улучшение медобслуживания.

НоСЭП