МЭРТ ОБВИНЯЕТ 15 ГОСПРЕДПРИЯТИЙ В НЕВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОМПАНИЙ МИРОВОГО УРОВНЯ

Нарушение, о котором заявляет МЭРТ, в части госпредприятий далеко не единственное. Результаты деятельности госпредприятий говорят о низкой эффективности их управления и низкой их подконтрольности

27/04/2017
Моніторингові продукти
МЭРТ ОБВИНЯЕТ 15 ГОСПРЕДПРИЯТИЙ В НЕВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОМПАНИЙ МИРОВОГО УРОВНЯ
Финансовые результаты госпредприятий неудовлетворительные. Из общего количества 50% предприятий абсолютно не работают, из оставшихся только 30% являются прибыльными, а 70 % - убыточными. Убытки убыточных государственных предприятий по результатам 2016 года составили 82 млрд грн.  Это чуть меньше половины убытков убыточных предприятий во всей экономике за прошлый год.
Уровень доходов государства от госпредприятий низкий.
- Государственный бюджет получает от госпредприятий незначительные доходы. Так, запланированный на 2017 г. объем дивидендов, и часть прибыли, которая перечисляется госпредприятиями в бюджет, не превышает 1,4% стоимости активов государственных предприятий. При этом одни госпредприятия платят авансом, а другие накапливают задолженность. Из-за коллизий законодательства, контролирующие органы не могут собрать пеню и штрафы за несвоевременно уплаченные дивиденды и прибыль госпредприятий.
- Только Укрнафта задолжала госбюджету 12,8 млрд грн (по состоянию на 1 марта 2017 года) , что составляет 18% (почти 1/5) всей задолженности по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней в стране.
Государственные предприятия – источник социальных рисков. Согласно мониторингу госпредприятий МЭРТ за 9 месяцев 2016 года, уровень задолженности по заработной плате госпредприятий составлял 745 млн грн. или 38% от задолженности по зарплате в Украине по состоянию на 1 октября 2016 года.  
Госпредприятия остаются источниками масштабных коррупционных скандалов. Среди более трех сотен производств, которые сейчас расследуются детективами Национального антикоррупционного бюро, 49 касаются коррупции на государственных предприятиях (ГП).  Из общей суммы убытков в 85 млрд грн, причиненных, по предварительным оценкам, интересам государства в делах, расследуемых детективами НАБУ, свыше 40% приходится именно на госпредприятия. И, в основном, эти убытки относятся к периоду после Революции достоинства. 
Госфининспекция не может покрыть своими проверками и 10% госпредприятий. Тем не менее, когда проверки проходят, выявляются миллионные и миллиардные нарушения. Из свежих примеров - в ходе ревизии деятельности ГП «Администрация морских портов Украины» выявила финансовые нарушения на сумму 613 млн гривен и операции, негативно повлиявшие на деятельность предприятия, на сумму почти 2 миллиарда гривен. 
Подобное состояние дел – результат неэффективного управления госпредприятиями, неудовлетворительной работы государственных органов. Об этом свидетельствуют вопиющие одиозные детали управления госпредприятиями.
Ни МЭРТ, ни ФГИ ничего не знает о более чем половине госпредприятий. Согласно данным единого мониторинга эффективности управления госпредприятий (МЭРТ) в Украине на начало 2016 года было 3634 предприятий.  Согласно Единому реестру Фонда госимущества – на 176 предприятий больше. А согласно ЕДРПОУ в Украине чуть ли не в два раза государственных предприятий больше, и их число составляет 6239 предприятий. 
Половина госпредприятий финпланы не утверждает еще меньше предприятий отчитывается об их исполнении. Один из последних показательных случаев – НАК Нафтогаз. Финансовый план предприятия на 2015 годы был утвержден 23 декабря 2015 года.  Финансовый план Нафтогаз на 2016 год был утвержден 30 ноября 2016 года  Согласно Счетной палате в 2014 и 2015 году вообще не утверждали свои финансовые планы около половины (40% (2014 год)-55% (2015 года)) госпредприятий. Отчитываются об их выполнении и того меньше. Так, например в 2015 году из 1800 предприятий, которые утвердили финпланы, отчитались лишь 1737, в 2014 году из 2138 госпредприятий, которые утвердили финпланы, отчитались лишь 1924.
Показатели консолидированной финансовой отчетности на центральном уровне подчас недостоверные. В рамках мониторинга Минэкономики показатели финансовой деятельности госпредприятий для одного и того же периода разные. Согласно данных единого мониторинга эффективности управления госпредприятиями (МЭРТ) в 2015 году госпредприятиями получено 36 млрд грн чистого убытка (в том числе прибыли 20 млрд грн, убытков 56 млрд грн). Согласно данных контроля исполнения финансовых планов в 2015 году госпредприятия получили чистую прибыль в сумме 1,4 млрд грн. Такие расхождения стали результатом ошибок при обработке информационно-аналитических показателей.
Качество и полнота внутреннего аудита под вопросом. Согласно законодательству  центральный орган исполнительной власти, в сферу которого входит управление соответствующим госпредприятием, обеспечивают проведение ежегодных аудиторских проверок государственных предприятий и хозяйственных структур. При проведении внутреннего аудита проходит проверка правильности ведения госпредприятием финансового и бухгалтерского учета. Результаты внутреннего аудита должны подаваться Госфининспекции.  Последняя должна суммировать и обобщать полученные результаты, однако, на деле:
- Качество внутреннего аудита неудовлетворительное. Так, например МЭРТ при проведении внутреннего аудита в 2015 году ограничился лишь одним аспектом (полнота и правильность ведения бухгалтерского учета) из 11 определенных как предмет внутреннего аудита . 
- Проконтролировать внутренний аудит госпредприятий нет возможности. Однако даже в самой форме отчетности нельзя проследить полноту проведения внутреннего аудита на госпредприятиях, а соответственно на центральном уровне нельзя ни проконтролировать, ни тем более провести аналитическую работу.
Одной Госфининспекции мало. Госфининспекция своим внешним аудитом покрывала всего десятую часть госпредприятий. Таким образом, в среднем госпредприятие может спокойно жить без проверок десятилетие. Кроме того, выборка предприятий которая подлежит проверке имеет более низкие риски нарушений. Так, в среднем 70% государственных предприятий убыточные, среди предприятий, которые прошли проверку Госфининспекции таких лишь 5,8%.
Госпредприятия позволяют себе нарушение законодательства и не проводят внешний независимый аудит. МЭРТ обвиняет 15 госпредприятий в невыполнении требований законодательства относительно проведения независимого аудита с привлечением компаний мирового уровня.
Государство, как было, так и остается, неэффективным собственником. Контролирующие органы не владеют полной информацией относительно численности госпредприятий, финансовых планах госпредприятий и их исполнении. Финансовая отчетность, которая подается в контролирующие органы, является неполной и подчас недостоверной. Не удивительно, что при таком «управлении» в сфере госпредприятий появляются миллиардные коррупционные схемы, накапливаются миллионные долги по зарплате, убытки, занижаются доходы бюджета от госпредприятий. 

НоСЭП