В УКРАИНЕ НАРАСТАЮТ ТЕНДЕНЦИИ РОСТА БЕДНОСТИ

Украина ухудшает свои позиции по показателям бедности. В частности, по последним данным ООН, 60% населения живет за чертой бедности.

04/04/2017
Моніторингові продукти
В УКРАИНЕ НАРАСТАЮТ ТЕНДЕНЦИИ РОСТА БЕДНОСТИ
Для исследования масштабов бедности используется ряд показателей. 
Уровень относительной бедности в Украине практически не меняется. Сегодня за чертой бедности проживает около 23% семей, где есть пенсионеры и около 38% семей с двумя детьми. Однако этот критерий не может отобразить количество граждан, которым денег не хватает даже на продукты питания. Этот показатель демонстрирует лишь процент граждан, которые умудряются выживать с доходами ниже средних стандартов общества (в Украине – это менее 75% от медианного уровня среднедушевых совокупных расходов). 
В то же время, исследования из различных источников говорят о том, что уровень абсолютной бедности (те которые живут на сумму ниже определенного уровня – фактического прожиточного минимума) в Украине увеличивается. 
- Постоянный представитель программы развития ООН в Украине Нил Уокер сообщил, что в Украине 60% населения проживают за чертой бедности. 
- Эти результаты подтверждает и отечественный Институт демографии. Согласно исследованиям Института,  в Украине за чертой фактического прожиточного минимума в 2016 жило 58,3% населения. В предшествующем году этот показатель был вдвое меньше – 28,6%. При этом самый высокий показатель бедности среди семей с детьми в два раза превышает средний по стране.  
- Один из наибольших швейцарских финансовых конгломератов Credit Suisse подсчитал, что уровень благополучия украинцев с середины 2015 года до середины 2016 сократился на целых 19%. В результате Украина вместе с РФ (тут показатель -15%) и Аргентиной (-27%) вошли в тройку антирейтинга по падению благополучия домохозяйств.
В Украине в месяц получают ниже прожиточного минимума большие группы населения из-за общего экономического спада после 2013 г. и последовавших за ним мер по фискальной консолидации (урезании бюджетных расходов), а также недостатков социальной политики правительства. 

1. Низкий уровень социальных выплат. 
Пенсионеры. Согласно расчетам Минсоцполитики для лиц, которые утратили трудоспособность, прожиточный минимум в ценах февраля составлял 2353 грн. Более половины пенсионеров с 1 января 2017 года получают минимальную пенсионную выплату – 1247 грн. Средняя пенсия на начало года составляла 1828,33 грн.
Студенты. Прожиточный минимум для трудоспособных составляет в ценах февраля 2857 грн, а для детей 6-18 лет – 3237грн. При этом даже самая высокая академическая стипендия Президента Украины, которая выплачивается единицам, составляет 2300 грн. Все остальные в лучшем случае получают стипендию, которая значительно ниже прожиточного минимума. С 2017 года размер минимальной академической стипендии в ПТУ составляет 415 грн, в учреждениях I-II уровня аккредитации - 830 грн, а учреждениях III-IV уровня аккредитации – 1100 грн. Размер социальной стипендии в ПТУ – 1000 грн, в ВУЗах – 2000 грн. 
Инвалиды. При том, что фактический прожиточный уровень на одного обычного ребенка до 6 лет, согласно расчетам Минсоцполитики составляет 2671 грн, помощь на ребенка-инвалида до 6 лет составляет всего 1550,40 грн.  Согласно ООН, в Украине проживает 2,8 миллионов инвалидов за чертой бедности. 
Молодежь, зарегистрированная в центре занятости. С 1 января 2017 года минимальный размер помощи по безработице составляет 544 грн для застрахованных граждан, стаж которых не превышает 6 месяцев. Этот параметр не менялся с 2015 года.  
2. Недальновидная политика в сфере занятости и оплаты труда
Ситуация в сфере занятости ухудшается. Уровень безработицы по методологии МОТ в IV квартале 2016 года (9,7%) занимает третье место в первенстве десятилетия. Уровень безработицы среди молодежи практически в 2 раза превышает уровень средний по экономике. 
Несмотря на увеличение минимальной зарплаты в два раза, бюджетники, молодые и малоквалифицированные специалисты также находятся на грани бедности. Согласно расчетам Минсоцполитики фактический прожиточный минимум составлял 3173 грн (с учетом подоходного налога) уже в ценах февраля 2017 года.   Другими словами для того, чтобы человек с минимальной зарплатой перешел за черту бедности хватит роста цен менее чем на 1%. Даже согласно официальным прогнозам инфляция в 2017 году составит 8,1%, согласно ожиданиям бизнеса (индекс деловых ожиданий НБУ) – в два раза больше. 
3. Низкие и неэффективные расходы в сфере здравоохранения
Недоступность медицинской помощи. Сокращение источников государственного обеспечения медицины и снижение реальных доходов населения привели к росту масштабов бедности из-за заболеваний. Государство оплачивает только 10% закупок лекарств. Согласно результатам исследования благотворительного фонда в рамках проекта USAID "(Бес)платная медицина", каждый второй пациент в Украине отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки средств, а 43,3% - продавали ценные вещи, имущество, чтобы купить лекарства, или занимали деньги на препараты.
4. Жилищно-коммунальная политика
Жилье. Жилищная проблема, унаследованная еще с советских времен, решалась с помощью аренды жилья, однако кризисные явления на рынке труда лишают значительную часть семей таких возможностей и усиливают риски бедности из-за жилищных условий. Более того, существенный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги обуславливает рост бедности даже среди собственников квартир и домов, которым не надо осуществлять арендные платежи.  Средний размер платежки одного домохозяйства за услуги ЖКХ в январе составил 1808 грн, в феврале платежка уменьшилась до 1463 грн, что тем не менее превышает установленный Кабмином прожиточный минимум для трудоспособного населения.
Из-за экономического кризиса для значительной части семей увеличился риск бедности вследствие роста задолженности. При этом эта задолженность может быть как перед банками, так и перед поставщиками услуг ЖКХ. При том, что даже согласно официальным оценкам бедность населения составляет 56,7%, адресными субсидиями ЖКХ обеспечена треть -  6,7 млн. семей. Рост задолженности населения за услуги ЖКХ с начала 2017 г. составил 6,3 млрд грн, а общая сумма задолженности достигла астрономических 29,5 млрд грн
5. Недоступное образование. 
Риск бедности в Украине увеличивается для людей, у которых нет высшего образования. При этом правительство сокращает доступ к образованию уже на уровне средней школы. Малокомплектные школы продолжают сокращаться (на начало 2015/2016 учебного года их было около 300), а процесс создания опорных затормозился. Например, в Закарпатской области не создано ни одной, а на всю Николаевскую, Черниговскую, Винницкую области - по 2 опорные школы. В 2017 году правительство не удосужилось предусмотреть субвенцию местным бюджетам на ПТУ. 
6. Отсутствие адекватной политики в отношении ВПЛ.
Новым для Украины явлением стала случайная бедность из-за потери имущества и средств для существования из-за боевых действий на Донбассе. Уровень рисков очень высок, поскольку накопления или текущие доходы пострадавших семей сегодня должны покрывать такие расходы как аренда жилья, возобновление необходимого утраченного имущества. Согласно исследованиям ООН, в Украине за чертой бедности проживает 1,7 млн внутренне перемещенных лиц
Украинцы стремительно обеднели, и львиная часть их доходов уходит в основном на еду и коммуналку. Уровень бедности по показателю фактического прожиточного минимума только за один год увеличился в два раза и превысил критическую черту в 50%. Увеличение бедности – это результат общего экономического спада последних лет и недальновидной гос.политики в сфере социальной поддержки, медицины, принятие занятости и оплаты труда.
Рост бедности в стране - это не просто экономия на самом необходимом. Это ухудшение здоровья нации, ухудшение демографической ситуации, падение продуктивности труда, нарастающие риски и так высокой социальной нестабильности. 
НоСЭП