АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2017 ГОДУ – РОСТ, КОТОРЫЙ НЕ РАДУЕТ

Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в январе-феврале 2017 года:

16/03/2017
Моніторингові продукти
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2017 ГОДУ – РОСТ, КОТОРЫЙ НЕ РАДУЕТ
по всем категориям продукции – существенный рост, однако большинство производственных площадей не загружено и на 10%, выпуск продукции измеряется единицами, более-менее работает всего одно предприятие из восьми.
Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более полусотне государств на всех континентах).
Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. К 1992 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 7,5 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей. 
В последние годы отечественный автопром работал все хуже и хуже. За годы независимости ни один иностранный автопроизводитель не построил ни одного собственного завода. Максимум, на что мог рассчитывать украинский автопром – право собирать иномарки или машино-комплекты через несколько лет после представления той или иной модели.  
В 2014-2016 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился более чем на 90%, занятость — наполовину, реальная заработная плата — на четверть, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 25%, а экспорт — почти в 10 раз. 
В начале 2017 года – на фоне катастрофы предыдущих лет – в автомобилестроении Украины наметилось определенное оживления. В январе в стране было произведено 394 автомобиля ( 300 легковых, 59 грузовых, 35 автобусов), а рост по сравнению с аналогичным периодом 2016 года составил 34,5%. В феврале – тенденции к «наращиванию темпов производства» укрепились: хоть и не удалось удержать объемы на январском уровне, но по сравнению с февралем 2016 года был продемонстрирован еще более «впечатляющий рост» - +102,2% (362 единицы против 179), в том числе +73,8%  в сегменте легковых автомобилей (259 против 149), +66,7% - в сегменте грузовых автомобилей (50 против 30), и на нерассчитываемый процент роста -  в сегменте автобусов (53 против 0).
Еще более радужная картина складывается в отчете «Укравтопрома» при изучении статистики за два месяца 2017 года: на 49,9%  увеличился выпуск легковых автомобилей (с 373 до 559), на 16,0% - грузовиков (с 94 до 109), и на 1660,0% (!) – автобусов (с 5 до 88).
«Победа» достигнута исключительно благодаря даже не крайне низкой, а почти «нулевой» базе сравнения.
- К примеру, в прошлом году в январе-феврале «Черкасский автобус», «Часовоярский автобусный завод», «Черниговский автозавод» не произвели ни одной машины, в то время как в текущем году выпустили 43, 24 и 16 автобусов соответственно ( столько, сколько производится на этих трех заводах за два месяца – китайская корпорация «Кинг Лонг» собирает менее чем за 5 часов)… Правда, «Бориспольский автозавод» как не работал год назад, так и продолжает бездействовать;
- «Невиданный рывок» совершил «АвтоЗАЗ» - +5500% по сравнению с январем-февралем прошлого года. При этом если ранее он ассоциировался исключительно с легковыми автомобилями, то в этом году он не произвел ни одной легковушки, а все объемы были обеспечены сборкой 109 грузовиков и 3 автобусов. В поисках «своего места» на рынке с января 2017 года предприятие провело ре-брендинг, сменив название, под которым оно работало с 1961 года, на «Промавтоинвест», но пока это не привело к прорыву…
- Где-то потерялся бывший флагман производства грузовиков «АвтоКрАЗ». В прошлом году он успешно завершил государственный оборонный заказ, поставив для нужд ВСУ около 800 автомобилей, а также представив ряд перспективных разработок небольших броневиков. В 2017 году на своем сайте он рассказывает в основном о перспективах – разработке новых моделей специальной техники (автоцистерн, 17 из которых уже даже было отправлено заказчику), успехах в выпуске комплектующих и агрегатов (прицепов, автоприцепов, продукции литейного производства, карданных валов), участии в многочисленных выставках и т.д. В прессе предприятие регулярно напоминает об обещании Премьер-министра В.Гройсмана, который на совещаниях 23 января и 16 февраля прогнозировал предприятию госзаказ в размере не меньше 1000 машин  до конца поточного года. Однако по состоянию на середину марта никакой информации о размещении такого масштабного заказа в информпространстве не замечено…
- Более-менее стабильно работает лишь один автозавод в стране – закарпатский «Еврокар», который нарастил выпуск автомашин на 50,7% (с 371 до 559 за 2 месяца 2017 года). В 2017 году он стал единственным производителем легкового автотранспорта в Украине, повысив свою долю на рынке до 100%. Но даже существенный рост при ненизкой базе не дает повода для радости – эти объемы мизерны , если сравнивать их с теми, что демонстрируют лидеры мирового автопрома (для сравнения – с конвейеров Volkswagen каждые сутки сходит 28,2 тысячи автомобилей, Toyota – 27,8 тысяч). 
Перспективы отечественного автомобилестроения достаточно туманны. 
- Скорее всего, в 2017 году Украина (и корпорация «Эталон») окончательно потеряет «Бориспольский автозавод»: если в 2015 году он еще пытался хоть «имитировать жизнь», произведя 2 грузовых автомобиля и 1 автобус, то в 2016 и 2017 году предприятие не работало ни единого дня.
- Простои, неполная рабочая неделя, единичный выпуск продукции в последнее время стали визитной карточкой украинского автомобилестроения. 
- В этих условиях финансовое состояние отрасли продолжает ухудшаться. Даже для пока еще более-менее устойчивого «АвтоКрАЗа» (который выручает то, что почти половина продукции отгружается на экспорт ) каждый год оканчивается значительно плачевнее предыдущего: 2013 год – прибыль 19,8 млн. грн., 2014 год - убыток 148,0 млн. грн., 2015 год – убыток 371,5 млн. грн., 2016 год – убыток увеличился еще в 3,8 раза, достигнув уже 1,43 млрд. грн. 
В условиях глубокого экономического кризиса автопром постепенно грозит стать очагом социального напряжения. По уровню зарплат отрасль занимает место в нижней половине среди шестнадцати отраслей промышленности. Даже при этом, а также продолжающемся сокращении числа наемных работников , в 2016 году долги по зарплате в отрасли выросли на 46,7%, в январе 2017 года – еще на 3% и составили уже 373,2 млн. гривен (при этом на работающих предприятиях задолженность росла еще более высокими темпами - +50,4% и +4,4%). По этому показателю автомобилестроители уступают только работникам угольной промышленности. При нынешней «экономике отрасли» сложно даже предположить, каких масштабов достигнет невыплата зарплат, когда они почувствуют эффект от повышения минималки до 3200 грн. 
Уже сейчас становится очевидным, что автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие адекватной реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо и алогично.

Владислав Мельник