ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО МВФ МОНЕТИЗИРОВАТЬ ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ К НАЧАЛУ СЛЕДУЮЩЕГО ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА

В опубликованном на сайте Батькивщины проекте Меморандума об экономической и финансовой политике правительство взяло обязательство монетизировать жилищно-коммунальные субсидии на уровне компаний до конца сентября 2017 г.

14/03/2017
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПООБЕЩАЛО МВФ МОНЕТИЗИРОВАТЬ ЖИЛИЩНЫЕ СУБСИДИИ К НАЧАЛУ СЛЕДУЮЩЕГО ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА
Сегодня около 90% расчетов по жилищным субсидиям в Украине осуществляется путем взаимозачетов, основными участниками которых являются Нафтогаз, поставщики газа и тепловой энергии и государственный бюджет. Цепочка взаимозачетов начинается с обязательств бюджета перед поставщиками услуг и заканчивается налоговыми обязательствами Нафтогаза (включая Укргаздобычу) перед государственным бюджетом. По мнению МВФ и других международных организаций, таких как Всемирный Банк, такие клиринговые расчеты по субсидиям являются главным барьером для возникновения конкуренции в поставках газа населению, а также делают невозможным своевременные расчеты предприятий с Нафтогазом. Предлагаемая правительством «монетизация» предусматривает введение денежных расчетов бюджета с поставщиками услуг и не предусматривает выплат субсидий населению в денежной форме. Но эта «квази-монетизация» не только не стимулирует населению к повышению энергоэффективности, но и несет ряд рисков для стабильной работы сектора ЖКХ в следующем отопительном сезоне:
- Монетизация субсидий требует высокой ликвидности бюджета. В бюджете-2017 на субсидии заложено только 47 млрд. грн из необходимых 70-75 млрд. грн. Именно такие потребности в субсидиях при нынешних тарифах на газ независимо озвучили коммерческий директор Нафтогаза Витренко и эксперты Всемирного Банка в недавнем обзоре системы субсидий. В случае коррекции тарифов на газ и тепло на паритет с импортной ценой газа с 1 октября, как прописано в новом Меморандуме, потребность в финансировании субсидий из бюджета только увеличится. Отсутствие необходимых средств в бюджете приведет к цепочке неплатежей и дальнейшему росту задолженности поставщиков газа и тепловой энергии перед Нафтогазом. 


 Что может предпринять правительство для урезания потребности в субсидиях?

- Для сокращения потребности в субсидиях правительство будет вынуждено пойти по дальнейшему урезанию социальных норм для населения. С 1-го мая они уже уменьшены на 9% по газу и на 21% по теплу и электроэнергии для отопления, но обязательство по их пересмотру в не-пиковые месяцы в Меморандуме открывает широкий простор для правительства по впихиванию системы субсидий в бюджетные параметры.

- Также в Меморандуме содержится обязательство по пересмотру субсидий с целью повышения их адресности. На практике это будет означать повышение обязательного платежа для большинства домохозяйств и урезание числа получателей субсидий. К примеру, в более холодном январе 2017 г. число получателей субсидий сократилось на 425 тыс. домохозяйств в сравнении с предыдущим более теплым декабрем.


- В условиях роста неплатежей за газ у Нафтогаза единственным рычагом воздействия останется сокращения поставок газа неплательщикам. Это может привести как к снижению подачи теплоносителя населению, так и к полному прекращению поставок газа и тепла населению.

- Предлагаемая «квази-фискальная» монетизация не решает главной декларируемой задачи – появления конкуренции частных газовых трейдеров с Нафтогазом. Во-первых, Нафтогаз в рамках ПСО покупает газ у Украгаздобычи по цене на 40% ниже рыночной. Во-вторых, газовые трейдеры, вынужденные покупать газ по предоплате, не смогут конкурировать с Нафтогазом, рассчитывающимся с Укргаздобычей после получения оплаты, в условиях неполных и/или несвоевременных платежей населения. 

- Также такая «монетизация» никак не повлияет на повышение энергоэффективности в секторе. Она не стимулирует ни предприятия ТКЭ снижать свои огромные потери в сетях, ни конечных потребителей уменьшать свое энергопотребление.

Переход на «настоящую» монетизацию субсидий на уровне конечных потребителей требует еще большей ликвидности расчетов и значительных изменений, зачастую непопулярных у населения, в нормативно-правовой базе:

- Проект закона о жилищно-коммунальных услугах, находящийся на рассмотрении в парламенте, предусматривает начисление пени за несвоевременную уплату долга по ЖКХ в размере 0,1% от его суммы за каждый день просрочки. Таким образом, процентная ставка по задолженности за услуги ЖКХ составит 36,5% годовых. Без введения пени добиться 100% расчетов за услуги ЖКХ практически невозможно. Но если у значительной части домохозяйств просто нет денег на оплату основного счета, они также не смогут оплатить и начисленную пеню по задолженности.

- Отсутствие 100% коммерческого учета на уровне домохозяйств в многоквартирных домах лишает последних стимулов к экономии предоставленных субсидий. 

- Наконец, неурегулированность вопроса перепланировки квартир может привести к массе не существовавших ранее бытовых конфликтов между соседями. Многие украинские домохозяйства в многоквартирных домах поставили дополнительные батареи в квартирах, на балконах или достроенных мансардах. Это ведет к увеличению общедомового потребления тепла. В условиях только общедомового учета это приводит к фактически «воровству» у соседей. Таким образом, субсидианты могут не вписаться в новые жесткие нормы потребления и/или недополучить субсидию на руки. Сегодняшнее законодательство не регламентирует доступ теплоснабжающих компаний в квартиры получателей услуг, как в европейский странах, хотя ведение клиентской базы является их обязанностью , и это еще одна непопулярная мера, которая должна быть решена на законодательном уровне при монетизации субсидий. 

 НоСЭП