В опубликованном на сайте Батькивщины проекте Меморандума об экономической и финансовой политике правительство взяло обязательство монетизировать жилищно-коммунальные субсидии на уровне компаний до конца сентября 2017 г.
Что может предпринять правительство для урезания потребности в субсидиях?
- Для сокращения потребности в субсидиях правительство будет вынуждено пойти по дальнейшему урезанию социальных норм для населения. С 1-го мая они уже уменьшены на 9% по газу и на 21% по теплу и электроэнергии для отопления, но обязательство по их пересмотру в не-пиковые месяцы в Меморандуме открывает широкий простор для правительства по впихиванию системы субсидий в бюджетные параметры.
- Также в Меморандуме содержится обязательство по пересмотру субсидий с целью повышения их адресности. На практике это будет означать повышение обязательного платежа для большинства домохозяйств и урезание числа получателей субсидий. К примеру, в более холодном январе 2017 г. число получателей субсидий сократилось на 425 тыс. домохозяйств в сравнении с предыдущим более теплым декабрем.
- В условиях роста неплатежей за газ у Нафтогаза
единственным рычагом воздействия останется сокращения поставок газа
неплательщикам. Это может привести как к снижению подачи теплоносителя
населению, так и к полному прекращению поставок газа и тепла населению.
- Предлагаемая «квази-фискальная» монетизация не
решает главной декларируемой задачи – появления конкуренции частных газовых
трейдеров с Нафтогазом. Во-первых, Нафтогаз в рамках ПСО покупает газ у
Украгаздобычи по цене на 40% ниже рыночной. Во-вторых, газовые трейдеры,
вынужденные покупать газ по предоплате, не смогут конкурировать с Нафтогазом,
рассчитывающимся с Укргаздобычей после получения оплаты, в условиях неполных
и/или несвоевременных платежей населения.
- Также такая «монетизация» никак не повлияет на
повышение энергоэффективности в секторе. Она не стимулирует ни предприятия ТКЭ
снижать свои огромные потери в сетях, ни конечных потребителей уменьшать свое
энергопотребление.
Переход на «настоящую» монетизацию субсидий на
уровне конечных потребителей требует еще большей ликвидности расчетов и
значительных изменений, зачастую непопулярных у населения, в
нормативно-правовой базе:
- Проект закона о жилищно-коммунальных услугах,
находящийся на рассмотрении в парламенте, предусматривает начисление пени за несвоевременную
уплату долга по ЖКХ в размере 0,1% от его суммы за каждый день просрочки. Таким
образом, процентная ставка по задолженности за услуги ЖКХ составит 36,5%
годовых. Без введения пени добиться 100% расчетов за услуги ЖКХ практически
невозможно. Но если у значительной части домохозяйств просто нет денег на
оплату основного счета, они также не смогут оплатить и начисленную пеню по
задолженности.
- Отсутствие 100% коммерческого учета на уровне
домохозяйств в многоквартирных домах лишает последних стимулов к экономии
предоставленных субсидий.
- Наконец, неурегулированность вопроса
перепланировки квартир может привести к массе не существовавших ранее бытовых
конфликтов между соседями. Многие украинские домохозяйства в многоквартирных
домах поставили дополнительные батареи в квартирах, на балконах или достроенных
мансардах. Это ведет к увеличению общедомового потребления тепла. В условиях
только общедомового учета это приводит к фактически «воровству» у соседей.
Таким образом, субсидианты могут не вписаться в новые жесткие нормы потребления
и/или недополучить субсидию на руки. Сегодняшнее законодательство не
регламентирует доступ теплоснабжающих компаний в квартиры получателей услуг,
как в европейский странах, хотя ведение клиентской базы является их обязанностью
, и это еще одна непопулярная мера, которая должна быть решена на
законодательном уровне при монетизации субсидий.