ЗА 10 МЕСЯЦЕВ КОЛИЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЙ ДОМОХОЗЯЙСТВ ЗА СУБСИДИЯМИ ВЫРОСЛО НА 32%

По данным Госстата в январе-октябре 2016 г. за жилищными субсидиями обратилось 5,8 млн. домохозяйств, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошедшего года.

22/11/2016
Моніторингові продукти
ЗА 10 МЕСЯЦЕВ КОЛИЧЕСТВО ОБРАЩЕНИЙ ДОМОХОЗЯЙСТВ ЗА СУБСИДИЯМИ ВЫРОСЛО НА 32%
В октябре 2016 г. уже 36,7% украинских домохозяйств получали субсидию. Средний размер субсидии в октябре увеличился в 1,8 раза (год-к-году - гкг).  
Рост количества обращений за жилищными субсидиями был прогнозируемым после повышения правительством Гройсмана тарифов на отопление и природный газ для населения. Только в Киеве тариф на отопление вырос на 116%. Рост цен на природный газ в 2016 г. был не столь резким, поскольку этот скачок уже произошел при правительстве Яценюка в прошлом году. Правительство же Гройсмана отменило льготную цену для населения 3600 грн. за тыс. м3 (потребление до 1200 м3 газа в отопительном сезоне), повысив тариф до 6879 грн. за тыс. м3. В результате, по оценке Главы Минсоцполитики Ревы, под программу жилищно-коммунальных субсидий подпадают 9 млн. домохозяйств (67% от их числа). Поэтому количество обращений за субсидиями будет расти и дальше в ноябре-декабре, а заложенных в бюджете-2016 г. и проекте бюджета 2017 средства не хватит для финансирование действующей системы жилищных субсидий: 
  • По словам первого-вице-премьер министра С. Кубива количество получателей субсидий увеличилось до 7 млн. человек на середину ноября. По словам же другого вице-премьера П. Розенко средний размер субсидий в этом отопительном сезоне будет составлять около 2000 грн. на одно домохозяйство. Таким образом, дополнительная потребность в финансировании из бюджета системы жилищных субсидий может достичь 28 млрд. грн. на последние два месяца уходящего года. 
  • На сегодня жилищно-коммунальным предприятиям уже начислено 29,8 млрд. грн. субсидий за 10 месяцев из предусмотренных на этот год 40,3 млрд. грн. Таким образом, выделенные в бюджете средства могут закончиться еще в ноябре, а дефицит системы жилищных субсидий может достигнуть 18 млрд. грн. в 2016 г. 
  • Ситуация на 2017 г. выглядит еще  более напряженной– в проекте бюджета правительство предлагает выделить на жилищные субсидии только 47 млрд. грн. из необходимых 108 млрд. грн. (исходя из озвученных цифр Минсоцполитики количества получателей субсидии и ее среднего размера на одно домохозяйство). Схожую оценку на 2017 г., – 97 млрд. грн., давали эксперты МВФ во время первого пересмотра программы расширенного финансирования в августе 2015 г. Кассовый разрыв в системе субсидий может достигнуть 50 млрд. грн. или 2% ВВП в 2017 г. 
  • Это может запустить цепочку неплатежей по всей экономике – теплокоммунэнерго и облгазы не смогут рассчитаться с Нафтогазом за поставленный природный газ, а тот в свою очередь выполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом. Это, в свою очередь, приведет к возникновению новых задолженностей по выплате зарплат бюджетникам. Кроме того, у Нафтогаза не будет возможность закупать импортируемый им природный газ и/или рассчитаться с Укргаздобычей. Это может потребовать от правительства возвращения к практике рекапитализации компании путем выпуска ОВГЗ.  
Нынешняя система субсидий становится универсальной как и до повышения тарифов, – когда через низкие тарифы на газ и тепловую энергию субсидировались все домохозяйства. Вся разница в том, что неявные субсидии Нафтогазу (106 млрд. грн. в 2014 г.) будут заменены прямыми выплатами из госбюджета (прогнозируется 108 млрд.) грн. Прогнозируемый размер жилищных субсидий в размере 4,2% в 2017 г. не является устойчивым с фискальной точки зрения в долгосрочной перспективе, критерий устойчивости вдвое ниже этого значения. Поэтому правительство будет пытаться провести верификацию получателей субсидий с целью уменьшения их количество. Повышать адресность субсидий действительно необходимо. Напр., в Болгарии после повышения тарифов на отопления 10% наиболее бедных домохозяйств получали 70% жилищных субсидий, в то время как в Украине распределение субсидий является практически универсальным по группам по доходам.  Однако в условиях в условиях высокой теневой экономики есть риск того, что при этом могут пострадать как раз незащищенные граждане – бюджетники, получающие белую зарплату, в то время как занятые в теневом секторе, получающие серые доходы и зарплату в конвертах, по-прежнему будут получать субсидию. 

НоСЭП