ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ УГЛУБЛЯТЬ СВОЕ ПАДЕНИЕ

По данным Госстата, в январе-сентябре 2016 г. на 5,3% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 58% от общего объема), на 1,4% - объемы перевозки грузов.

03/11/2016
Моніторингові продукти
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ УГЛУБЛЯТЬ СВОЕ ПАДЕНИЕ
В частности, на 22,3% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 15,5% - строительных материалов, на 12,7% - лесных материалов, на 7,9% - железной и марганцевой руды, на 2,0% - угля.
На уровне января-сентября прошлого года сохранились перевозки пассажиров, на 5% вырос пассажирооборот, но это не спасает – пассажирский сегмент перевозок генерирует миллиардные убытки (междугородные перевозки – «минус» 1,5 млрд. грн., пригородные пассажирские – «минус» 3,0 млрд. грн.).

Одна из ключевых причины продолжения кризиса в ж/д отрасли – неэффективная финансовая и экономическая деятельность «Укрзализницы»: 
1. «Укрзализниця» продолжает пребывать в крайне тяжелом финансовом состоянии 
По итогам первого полугодия 2016 года «Укрзализныця» вышла на 1,5 млрд. грн. чистой прибыли, но это далеко не компенсирует проблемы глубокой убыточности прошлых лет. 
В 2015 году кампания получила чистый убыток в размере почти 16,8 млрд. грн. (годом ранее – 15,4 млрд. грн.). Текущие обязательства превышали имеющиеся активы на 18,4 млрд. грн.
Вследствие этого кампания нарушила обязательства по долгосрочным кредитным договорам, и это вызвало первый дефолт и право кредиторов требовать долгосрочного погашения на сумму 5,8 млрд. грн. В апреле 2016 года кампания пережила технический дефолт.
Общий размер кредитов достиг 43,0 млрд. грн., 83% из них валютные.
Компания несет большие потери от того, что местные органы власти не полностью компенсируют перевозки на железной дороге льготных категорий граждан. Долг только в 2016 году составил около 800 млн. грн. (долги за 2012-2015 гг. составляют еще около 1 млрд. грн.).
По процедуре принудительного выполнения судебных решений с «Укрзализныци» списали 780 млн. грн. из-за обязательств по перевозкам в Донецкой области, 108 млн. грн. – за поставленное и неоплаченное вовремя топливо от WOG. Проиграны суды и кампанию ждет взыскание в пользу кредиторов еще на сумму 500 млн. грн. и 50 млн. дол. США.  
Будучи не в состоянии вовремя и в полном объеме уплачивать налоги, компания вынуждена манипулировать нормами налогового законодательства. По результатам проведенной в октябре проверки ГФС установила уклонение от уплаты налогов на 1,5 млрд. грн., а офис крупных плательщиков Фискальной службы установил и доказал в суде уклонение от уплаты налогов одной из структур "Укрзализныци" - государственным предприятием "Укрзализнычпостач" (филиал ОАО "Укрзализныця") на сумму около 350 млн гривен.

2. Результаты могли бы быть лучше, но на «Укрзализнице» висит весомая доля непрофильных активов, да и эффективность управления профильными оставляет желать лучшего.
Deloitte оценил стоимость активов компании в 245 млрд. грн. (без имущества, находящегося в Крыму и зоне АТО). На содержании у перевозчика – десятки объектов социальной сферы: больницы, поликлиники (и даже роддома), санатории, ведомственное жилье, неиспользуемые и ненужные активы (полсотни старых ретро-паровозов, вертолет «Белл»), спортклубы и даже резиденция «Синегора» в селе Гута. На их содержание ежегодно уходят миллионы гривен. Только в середине 2016 года было принято решение отказаться от «спортивного актива» - волейбольного клуба «Локомотив».
Часть профильных активов – тоже «в простое». Последние полтора года не использовались 2 парома, находящихся на балансе «Укрзализныци», на их содержание потрачено 1,5 млн. грн.
Длительное время оставались без работы 2 двухэтажных состава «Шкода», купленные для Евро-2012; только недавно один из них был выведен на линию, а второй в ближайшее время пойдет по маршруту «Винница-Харьков».

3. «Укрзализниця» остается насквозь пронизанной коррупцией 
Новый польский менеджмент столкнулся с ситуацией, когда подавляющее большинство закупок запчастей организовывалось через посредников, а наценки по отдельным договорам составляли до 1000%.
Не имея средств на закупку топлива, компания вынуждена была прибегать к операции одалживания топлива по крайне невыгодной схеме – за 1% в день, или 365% годовых.
Из вышеупомянутой суммы невыплаченных налогов – 200 млн. грн. составляют фиктивные трансакции, т.е. перечисление средств без поставки закупленных товаров.
В результате только одной закупки кабельно-проводниковой продукции по завышенным ценам и ненадлежащего качества, которая сейчас расследуется Генпрокуратурой, нанесено убытков на 23,8 млн. грн. В конце августа во Львове задержали работника местного филиала «Укрзализныци», который при закупке шпал украл 13 млн. грн. На этой неделе был задержан сотрудник «Укрзализныци», требовавший и получивший взятку за выделение вагонов.
В целом же в отношении должностных лиц «Укрзализныци» сейчас расследуется более 400 уголовных дел.

4. В этом году «Укрзализныця» постоянно находится на грани угроза остановки перевозок 
Постоянная напряженность имеется из-за запасов топлива. В отдельные периоды его запасы снижались до уровня потребностей одного дня работы.
Регулярно закупки кампании блокируются через Антимонопольный комитет и суды, создавая тотальный дефицит «всего и вся». В мае «Укрзализныця» чуть не прекратила перевозки из за запрета на покупку масла. Чуть ранее были отменены результаты торгов по запчастям к колейным машинам, приостановив ремонты. 

5. Техническое состояние кампании продолжает оставаться тяжелым 
Профильное министерство и «Укрзализныця» продолжают жаловаться на то, что подвижной состав находится в катастрофическом состоянии:
общий коэффициент его износа составляет 86,6%, а доля вагонов возрастом до 10 лет – составляет всего 6%;
электропоезда изношены на 85%, дизель-поезда – на 99%; 182 электропоезда и 139 дизель-поездов уже нужно было списать, но они продолжают использоваться с превышением норм, установленных производителем, создавая риски аварий;
на балансе железнодорожных предприятий Украины числится более 106 тыс. грузовых вагонов, из которых лишь 67 тыс. в рабочем состоянии;
из общего парка в 5210 пассажирских вагонов находятся в эксплуатации только 3437; начиная со второго полугодия каждый квартал будет теряться из-за превышения предельного срока эксплуатацию порядка 200 пассажирских вагонов.
В следующем году предстоит отправить на плановый ремонт все 10 имеющихся поездов Hyundai Rotem. Ремонт одного – занимает примерно месяц, и чтобы безболезненно пережить этот процесс – нужно купить в 2016 году не менее двух новых составов, иначе в следующем году придется сокращать сеть маршрутов скоростного железнодорожного сообщения.
Невзирая на то, что на обновление подвижного состава в 2016 году выделяется почти 7 млрд. грн. – этих средств сильно не хватает ни на покупку новых вагонов, ни на ремонт и восстановление старых:
ежегодно нужно ремонтировать 30-35 тысяч грузовых вагонов, но план на 2016 год из-за финансовых ограничений предусматривает только 19730 вагонов (в первом полугодии отремонтировано 14,5 тысяч);
еще хуже ситуация с локомотивами: при плане на ремонт в первом полугодии 132 штук – реально отремонтировано всего 18 (годовой план - 200);  
на весь 2016 год предусмотрена закупка всего 21 пассажирского вагона (8 обычных купе и 13 вагонов-трансформеров) – при таких темпах на обновление вагонного парка понадобится более 160 лет…
Последний зерновоз был куплен «Укрзализныцей» 23 года назад – в 1993 году. Невзирая на то, что урожаи зерновых за этот период вырос на 80% (а соответственно увеличились и заявки на перевозки) новых закупок соответствующей техники нет. Вместо этого польский менеджер «Укрзализныци» В.Балчун ограничился малоутешительным для аграриев философским постом в фейсбуке: «ожидаем 45 млн т (зерновых) - на экспорт, 5 млн т ежемесячно до конца года. Пиковые месяцы плюс ограничение перевозок автомобильным транспортом. Будет хлеб, будут и ... проблемы его перевозки».
ЕБРР еще в апреле текущего года выразил готовность финансирование закупок локомотивов и вагонов, но произойдет это в лучшем случае в 2017 году (в планах кампании – построить своими силами 3 тыс. грузовых вагонов, купить за средства МФО 3600 вагонов и отремонтировать 34 тысячи; провести глубокую модернизацию 200 пассажирских вагонов, отремонтировать 360 локомотивов и купить еще 15 новых за средства KfW ).
6. Из-за неудовлетворительного технического состояния и выбытия локомотивов и вагонов из эксплуатации «Укрзализныця» создает проблемы практически всем отраслям 
После прошлогоднего повышения на 30% тарифов на грузоперевозки предприятия базовых отраслей рассчитывали на новое качество сервиса «Укрзализныци» и дополнительный подвижной состав – но ожидания не оправдались. 
Железнодорожники все чаще не в состоянии вовремя удовлетворять заявки на перевозки грузов. Из-за этого металлургические предприятия вынуждены работать в условиях постоянного дефицита сырья, нести дополнительные убытки из-за сложной логистики и в результате терять объемы производства и экспортную выручку. Если бы не ряд препятствий в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы, объемы производства стали могли бы достичь в Украине 15-16 млн тонн, что обеспечило бы 1,8 млрд. США дополнительных валютных поступлений в государственный бюджет.
На последнем заседании Кабинета Министров целый ряд руководителей министерств предъявил серьезные претензии к работе «Укрзализныци».
Вице-премьер Г.Зубко заявил, что сегодня нехватка вагонов для перевозки сырья и материалов – сдерживающий фактор для реализации проектов регионального развития. Как пример – потребность Черниговской области в вагонах была удовлетворена всего на 25%, Ровенской области – на 30%, Ивано-Франковской области – на 50%.
Министр энергетики И.Насалик заявил, что Министерство вынуждено было перейти на утверждение согласованных с «Укрзализницей» коротких семидневных графиков перевозок энергоносителей, но даже 7-мидневный график сорван на 35%.
Министр агрополитики Т.Кутовой заявил о критической ситуации с перевозкой зерна. Из-за отсутствия вагонов аграрии несут миллионные убытки, выплачивая штрафы судовладельцам. 

Резюме:
- ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ ПАДАТЬ, ГРУЗООБОРОТ И ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ СОКРАЩАЮТСЯ
- ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «УКРЗАЛИЗНЫЦИ» ОСТАЕТСЯ ТЯЖЕЛЫМ. МНОГОМИЛЛИАРДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО КРЕДИТАМ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ ВАЛЮТНЫЕ, УЖЕ ПРИВЕЛА К ТЕХНИЧЕСКОМУ ДЕФОЛТУ КОМПАНИИ. 
- «УКРЗАЛИЗНИЦЯ» ПОГРЯЗЛА В КОРРУПЦИИ, ВЗЯТКАХ И ХИЩЕНИЯХ ИМУЩЕСТВА. ПРОТИВ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ РАССЛЕДУЕТСЯ СЕЙЧАС ОКОЛО 400 УГОЛОВНЫХ ДЕЛ. 
- ПАРК ЛОКОМОТИВОВ И ВАГОНОВ ИЗНОШЕН ДОНЕЛЬЗЯ, ОБНОВЛЕНИЕ ИДЕТ КРАЙНЕ МЕДЛЕННО.
- ИЗ-ЗА ДЕФИЦИТА ВАГОНОВ НЕСУТ ПОТЕРИ БАЗОВЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ – АГРАРНАЯ, МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ.



Владислав Мельник