РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ

Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в сентябре и за 9 месяцев 2016 года: большинство производственных площадей простаивает или выпускает единицы продукции.

13/10/2016
Моніторингові продукти
РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В СЕНТЯБРЕ
Более-менее работает всего одно предприятие из восьми.
Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более полусотне государств на всех континентах).
Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. К 1992 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 7,5 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей. 
В последние годы отечественный автопром работал все хуже и хуже. За годы независимости ни один иностранный автопроизводитель не построил ни одного собственного завода. Максимум, на что мог рассчитывать украинский автопром – право собирать иномарки или машино-комплекты через несколько лет после представления той или иной модели.  
В 2014-2015 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился на 85%, занятость — на 45%, реальная заработная плата — почти в 2 раза, продажи автотранспортных средств — на 77,5%, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 20%, а экспорт — почти в 10 раз. 
В 2016 году в автомобилестроении Украины наступил полный обвал. 
В сентябре собрано всего 375 легковых автомобиля (и это обеспечило «невиданные» темпы роста -+120,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года), ОДИН грузовой автомобиль (против 173 в сентябре 2015 года, -99,4%) и целых 35 автобусов (--52,1%).
Из всех заводов украинского автопрома в сентябре работали только закарпатский “Еврокар” (все 375 легковых авто за месяц; это меньше, чем сходит с конвейеров «Тойоты» за полчаса), «Черкасский автобус» (собрал 23, или 2/3 всех автобусов, + единственный на всю страну грузовой автомобиль). Скорее имитировали видимость работы, чем выпускали продукцию «Часовоярский автобусный завод» (собрал 7 автобусов) и корпорация «Богдан» (простояв весь август без работы, в сентябре произвела 4 автобуса – в среднем один в неделю!). «Удвоил» производство автобусов «Черниговский автозавод» (2 автобуса – против одного в августе).
Второй месяц подряд простаивает «АвтоКрАЗ», с марта 2016 года – «АвтоЗАЗ».
Аналогичная картина наблюдается и за девять месяцев. Падение в сегменте легковых авто составило 16,1% (собрано 2587 ед. против 3084 в январе-сентябре 2015 года), грузовых – 55,8% (484 против 1094), автобусов – 68,9% (142 против 456). При этом следует отметить, что сокращение производства зафиксировано относительно 2015 года – худшего года для автомобилестроения за все годы независимости.
Сами автомобилепроизводители пессимистически оценивают положение дел и свои перспективы. Еще в середине января корпорация «Укравто» объявила, что в 2016 году вообще не собирается выпускать в Украине легковые автомобили, сосредоточившись на выпуске 16 тыс. машино-комплектов для египетского завода General Motors. На вопрос – когда возобновится автопроизводство и возобновится ли вообще – владелец АвтоЗАЗа дал расплывчатый ответ: завод «не собирается возобновлять производство транспорта до тех пор, пока ситуация не изменится или не будут распроданы запасы на складах». Практика подтвердила анонсированное – за 9 месяцев завод произвел целых 4 автомобиля. 
Ни одной единицы продукции с начала 2016 года не выпущено «Бориспольским автозаводом» (против трех в январе-сентябре 2015 года), всего тремя автобусами за 9 месяцев ограничился «Черниговский автозавод», одиннадцатью - «Часовоярский автобусный завод». Если ситуация не поменяется – высока вероятность повторения в отношении них сценария, поставившего точку в 20-тилетней истории «Кременчуцкого автосборочного завода» (выпустил в 1996-2013 годах более 160 тыс. машин, остановился летом 2014 года, в октябре 2015 – признан банкротом, ныне – в процедуре ликвидации).
По отечественному автопроизводителю продолжает «бить» и соглашение об евроассоциации. Во исполнение наших обязательств перед ЕС с 1 января 2016 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Закон "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств" относительно колесных транспортных средств". Согласно его нормам, отныне в Украину запрещены производство, ввоз и легализация автотранспорта, который не соответствует нормам Евро-5. Де-факто это означает, что в страну невозможен импорт подержанных авто старше 2009-2010 годов (а азиатской – старше 2012-2013 года), а регистрация новых отечественных автомобилей стандарта Евро-4 и ниже запрещается. 
В результате ЗАЗ уже вынужден отказаться от продолжения производства двух модификаций своих авто, а оставшийся модельный ряд – если будет принято решение о возобновлении в будущем работы завода – подлежит адаптации под нормы Евро-5.
По той же причине «Евро-5» вынуждены были свернуть производство автобусов заводы корпорации «Эталон» (весь модельный ряд их автобусов не соответствуют новым экологическим нормам Евро-5, а новая экологичная модель еще не завершила испытания). 
Восстановление автомобилестроительной отрасли Украины в ближайшее время не грозит. С 1 августа заработал закон , согласно которому в течение ближайших трех лет можно будет ввезти в Украину импортное авто, заплатить существенно сниженный акциз. 
В таких условиях наращивать производство на отечественных предприятиях вряд ли целесообразно – более обеспеченные украинцы будут закрывать свои потребности в транспортных средствах за счет импортных новых, а менее обеспеченные – за счет подешевевших подержанных автомобилей иностранного производства. 
Уже сейчас становится очевидным, что автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие какой-либо реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо, учитывая неоднократно озвученный Премьер-министров В.Гройсманом рефрен о необходимости поддержки машиностроения.
Владислав Мельник