ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-ИЮЛЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОСТАЮТСЯ НИЗКИМИ, ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ – ПАДЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В январе - июле 2016 года грузооборот увеличился на 1,1%, перевозки грузов – на 4,3%, пассажирооборот – на 3,8%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 7,2%.
25/08/2016
Моніторингові продукти
Прежде всего необходимо отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие ухудшения базы сравнения, за которую принято катастрофическое для отрасли прошлогоднее падение, пик которого пришелся на первую половину 2015 года (в тот период грузооборот сократился на 17-22%, пассажирооборот – на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).
По итогам января-июля 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:
- в грузовом сегменте:
на 18,0% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 5,2% выросла перевалка грузов. Транзит аммиака увеличилась на 8,1% (правда, этот позитивный момент пока не помог Одесскому припортовому заводу найти нового эффективного хозяина). На 9,9% выросла перекачка газа, на 21,6% - его транзит;
стоит также отметить рост перевозки авиационным транспортом – на 10,6% по грузообороту и на 14,3% - по объемам перевозок; вместе с тем, авиация традиционно занимает крайне малый удельный вес в грузовом сегменте – менее 0,1%...
выросли автомобильные перевозки – на 7,5% по грузообороту и на 15,3% - по объемам перевозок;
железнодорожники увеличили объемы перевозок по коксу на 16,1%, черным металлам – на 12,4%, нефти и нефтепродуктам – на 12,2%, цементу – на 8,9%, зерну и продуктам его перемола – на 3,9%, каменному углю – на 0,5% (характерно, что темпы роста по всем категориям сокращаются из месяца в месяц).
- в пассажирском сегменте:
существенный прирост зафиксирован в авиаперевозках: +27,6% по пассажирообороту и +23,2% - по количеству перевезенных пассажиров;
на 7,1% увеличился пассажирооборот на железнодорожном транспорте, хотя количество перевезенных пассажиров стало больше всего на 0,2%;
на 30,9% вырос пассажирооборот на водном транспорте.
Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:
- на 5,6% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 59% от их общего объема); на 28,7% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 18,7% - строительных материалов, на 9,7% - лесных материалов, на 4,9% - железной и марганцевой руды, на 3,2% - химических и минеральных удобрений. Железнодорожники испытывают острый дефицит в подвижном составе и уже все чаще не в состоянии вовремя удовлетворять заявки на перевозки грузов. Из-за этого металлургические предприятия вынуждены работать в условиях дефицита сырья и нести дополнительные убытки из-за сложной логистики и в результате терять объемы производства и экспортную выручку. Если бы не ряд препятствий в сфере грузовых железнодорожных перевозок и поставок металлопродукции на металлургические заводы, объемы производства стали могли бы достичь в Украине 15-16 млн тонн, что обеспечило бы $1,8 млрд. США дополнительных валютных поступлений в государственный бюджет;
- значительно упал грузооборот – основной показатель экономической эффективности отрасли – в сегменте водного транспорта (-34,1%). Фактом остается крайне низкий уровень использования этого самого экологически чистого и экономически эффективного вида транспорта – если в странах ЕС на водные перевозки приходится около 15% грузопотока, то в Украине этот показатель составляет менее 1%...
- существенно упали объемы перекачки и транзита нефти (-15,5% и -15,6% соответственно). Это грозит дальнейшим снижением уровня прибыли ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?) .
- неудовлетворительные результаты работы продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (пассажирооборот сократился на 4,0%, количество перевезенных пассажиров – на 13,4%) и метрополитен (-2,6% и -2,7% соответственно).
- перевозки пассажиров водным транспортом в январе-июле сократились на 31,7%, за 7 месяцев перевезено всего 200 тыс. человек, и по этому показателю Украина отброшена на уровень 30-х годов прошлого столетия…
- хуже, чем в достаточно провальном прошлом году, работал весь городской электрифицированный транспорт: троллейбусный (-2,4% по пассажирообороту и -3,4% по количеству перевезенных пассажиров), метрополитеновский (-2,4% и -2,5%), трамвайный (-1,1% и -1,9%).
Поразивший Украину глубокий кризис в транспортном секторе больно бьет по достаточно развитой в стране отрасли транспортного машиностроения.
- За весь прошлый год и в 2016 году три авиастроительных завода не получили ни одного заказа внутри страны (ни от титульного национального перевозчика «МАУ», ни от более мелких авиакомпаний). Сами авиастроители, похоже, также не видят особых перспектив роста внутреннего спроса, больше надеясь на развитие совместных предприятий по сборке авиационной техники в Иране, Саудовской Аравии и на других новых рынках.
- Практически простаивают судостроительные заводы («Океан», «Черноморский судостроительный завод», «Завод им. 61 коммунара», «Херсонский судостроительный завод» и др.), зарабатывая в основном не судостроением, а судоремонтом. Пока лишь словами остаются заявления о намерении возродить военно-морской флот (потерявших в результате аннексии Крыма более 70% плавсостава), о масштабном строительстве пассажирских судов речи вообще не идет, а на рыболовецком флоте поставило крест и само государство, объявив о намерении продать всю «океанскую флотилию» (состоящую ныне из … 4-х судов).
- Еще более парадоксальная ситуация – с обновлением парка железнодорожного подвижного состава. Профильное министерство и «Укрзализныця» продолжают жаловаться на его состояние: общий коэффициент его износа составляет 86,6%, а доля вагонов возрастом до 10 лет – составляет всего 6%; из общего парка в 5210 пассажирских вагонов находятся в эксплуатации только 3437; начиная со второго полугодия каждый квартал будет теряться из-за превышения предельного срока эксплуатацию порядка 200 пассажирских вагонов. В следующем году предстоит отправить на плановый ремонт все 10 имеющихся поездов Hyundai Rotem. Ремонт одного – занимает примерно месяц, и чтобы безболезненно пережить этот процесс – нужно купить в 2016 году не менее двух новых составов, иначе в следующем году придется сокращать сеть маршрутов скоростного железнодорожного сообщения. В этой ситуации руководство «Укрзализныци» приняло довольно странное решение – сначала дважды перенесло оглашение результатов тендера на закупку двух скоростных поездов (сначала на 10, а затем на 30 июня), однако за день до последнего срока – вообще отменили тендер без объяснения причин и оглашения перспектив закупок. В результате основной претендент на победу – Крюковский вагоностроительный завод (единственное в СНГ предприятие, имеющее налаженное и действующее производство двух видов вагонов - пассажирских и грузовых), строил грузовые вагоны только для Туркменистана, впервые в своей истории не собрал ни единого пассажирского, и вынужден ныне заниматься непрофильной деятельностью (в конце июля предприятие выпустило первую партию мусорных контейнеров, 23 августа КВСЗ завершил реконструкцию приемного отделения первой городской больницы).
В январе-июле 2016 года транспортная отрасль демонстрировала разнонаправленные тенденции – как говорящие о начале восстановления, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено еще не по всем параметрам. Кризис в транспортном секторе экономики Украины продолжает подрывать работу отрасли транспортного машиностроения, перебивающейся мизерными заказами либо вообще не получающей их с внутреннего рынка…
Владислав Мельник