АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ПРЕБЫВАТЬ В ГЛУБОКОМ КРИЗИСЕ

Ассоциация «Укравтопром» представила итоги работы автомобилестроительной отрасли Украины в январе-августе 2016 года: производство продукции сократилось на треть даже по сравнению с крайне неудачным 2015 годом.

20/09/2016
Моніторингові продукти
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ПРЕБЫВАТЬ В ГЛУБОКОМ КРИЗИСЕ
Автомобилестроение многие эксперты оценивают как зеркало уровня индустриального развития экономики (в отличие, к примеру, от авиа- или судостроения, доступных единицам стран, автомобили производят в более чем полусотне государств на всех континентах).
Когда-то Украина также занимала достойное место в мировом автопроме. В 1988 году один только Львовский автобусный завод выпускал более 14,6 тыс. автобусов в год. В 1986 году производственные мощности производителя грузовых автомобилей КрАЗ были выведены на уровень 30,7 тыс. машин в год. В 2007 году АвтоЗАЗ собрал рекордные за годы независимости 282,3 тыс. автомобилей. 
В 2014-2015 годы объем производства в автомобилестроительной отрасли сократился на 85%, занятость — на 45%, реальная заработная плата — почти в 2 раза, продажи автотранспортных средств — на 77,5%, доля автомобилей национального производства на внутреннем рынке — на 20%, а экспорт — почти в 10 раз. 
Однако оказалось, что это еще не дно, и в 2016 году отечественный автопром продемонстрировал еще худшие результаты.
В августе в стране из 8 автозаводов половина не выпустила ни одной машины («АвтоЗАЗ», «АвтоКрАЗ», корпорация «Богдан», Бориспольский автозавод), еще два – «имитировали жизнеспособность» («Черниговский автозавод» собрал 1 автобус, Часовоярский автозавод - 4). На этом фоне настоящими «лидерами» отрасли стали Черкасский автобус – 30 автобусов (в среднем по одному в день), и «Еврокар» - 309 легковых автомобилей (в среднем 10 в день). 
За январь-август 2016 года собрано всего 2212 легковых автомобилей (-24,1% по равнению с аналогичным периодом 2015 года), 483 грузовых автомобиля (-47,6%) и целых 107 автобусов (или в среднем 14 автобусов в месяц, -72,1%).  
В легковом сегменте работал практически один завод – ЗАО «Еврокар», который собрал 2208 из 2212 машин. Оставшиеся четыре транспортных средства – результат восьмимесячной работы некогда лидера отрасли – ОАО «Запорожского автомобильного завода», который – как и анонсировал в начале 2016 года – поставил себя на паузу на неопределенное время (по словам менеджмента – «пока ситуация не улучшится»).  Завод пребывает в коматозном состоянии: падение производства в 2016 году легковых автомобилей составило -99,8%, в отличие от прошлого года не собрано ни одного грузового автомобиля или автобуса (год назад – 15 и 46 соответственно).
Ни единой машины не выпущено на Бориспольском автозаводе. В августе, наконец, впервые в нынешнем году заработал Черниговский автозавод (входящих в корпорацию «Эталон»), но он собрал всего 1 автобус. Также только в августе «открыл для себя новый производственный год»  Часовоярский автобусный завод; результат – 4 автобуса (-96,6% по сравнению с январем-августом 2015 года).
Львиную долю в производстве автобусов за 8 месяцев занял ОАО «Черкасский автобус»: на нем произведено 91 из 107 машин, однако по сравнению с 2015 годом – это на 35,9% меньше.
Ненамного лучше обстоят дела у корпорации «Богдан». За первые 8 месяцев она выпустила 11 автобусов (вместо 7 в январе-июне 2015 года), нарастив таким образом производство на 57,1%.
Из 483 произведенных грузовых автомобилей – 480 собраны на «АвтоКрАЗе» (падение производства -47,6%). Его выручали в основном военные заказы, но после досрочного его выполнения в июле месяце произошло ожидаемое – завод стал, не выпустив ни единой машины. 
Ситуация в отечественном автопроме крайне нестабильна – заводы полностью останавливаются с завидной регулярностью. При этом сами автомобилепроизводители пессимистически оценивают положение дел. Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации и вводом запрета на производство, ввоз и легализации автотранспорта, который не соответствует нормам Евро-5 заводы были поставлены перед необходимостью перехода на новые стандарты, но большинство не видело смысла инвестировать в это средства при мизерных объемах потенциальных продаж. Подписание закона о трехлетнем (до 2019 года ) сниженном акцизе на бывшие в употреблении импортные автомобили (покупатели смогут сэкономить 2-5 тыс. дол. США) делают перспективы возобновления отечественного автопроизводства еще более туманными.  
В условиях глубокого экономического кризиса автопром постепенно грозит стать очагом социального напряжения – только за 7 месяцев 2016 года долги по зарплате в отрасли выросли на 36,6% ( в т.ч. в июле – на 8,2%) и составили 337,4 млн. гривен. По этому показателю среди всех секторов промышленности автомобильная уступает только угольной (605,1 млн. грн.), но автопром в отличие от угольщиков не имеет возможности гасить ее за счет отдельной статьи государственного бюджета… 

Автомобилестроение Украины последовательно опускается в глубокую яму, выбраться из которой будет невероятно трудно. Отсутствие какой-либо реакции Правительства на медленное умирание некогда ведущей отрасли Украины, дающей работу сотням заводам-смежникам – труднообъяснимо. В комплексе с запретом на ввоз и регистрацию автотранспорта, не отвечающего требованиям «Евро-5» (а менее чем через 2 года в силу должны вступить нормы «Евро-6») – Украине все больше грозит де-автомобилезация. 
 Владислав Мельник