ВЛАСТИ ПЫТАЮТСЯ СБИТЬ НАКАЛ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ-ЗА НОВЫХ ТАРИФОВ ЗАЯВЛЕНИЯМИ О ДОСТУПНОСТИ СУБСИДИЙ
15/09/2016
Моніторингові продукти
Министр социальной политики Рева сообщил о предполагаемом росте среднего размера субсидий до 2000-2500 грн. в новом отопительном сезоне (с 1200-1400 грн. в прошлом сезоне) и увеличению получателей субсидий с 5 до 8-9 млн. домохозяйств. Вице-премьер Розенко заявил о закладываемых в бюджет 52 млрд. грн. на субсидии в 2017 г. Премьер-министр Гройсман на селекторном совещании по вопросу жилищных субсидий заявил о снижении обязательного платежа за услуги ЖКХ для получающих субсидии граждан.
С учетом повышения тарифов на тепловую энергию (на 91%), природный газ (на 44%) и на электроэнергию (на 63%) средний размер субсидии действительно должен быть увеличен на 70-80%. Но таких денег в бюджете нет , не только на 2017 г., но и на 4кв.2016 г., и правительству не обойтись без секвестра программы жилищных субсидий – пересмотра формулы и критерия предоставления субсидий:
- Исходя из 2000 грн. среднего размера субсидий, 8 млн. получателей субсидий и 6 месяцев отопительного сезона общий размер необходимых средств в госбюджете на программу жилищных субсидий должен составить минимум 96 млрд. грн. Это практически вдвое больше заявленной Розенко суммы на 2017 г. На 4й квартал 2016 г. понадобится не менее 32 млрд. грн, что вместе с уже выделенными предприятиям ЖКХ средствами за предоставленные услуги за первые 8 месяцев требует дополнительных 15 млрд. грн. в госбюджете на 2016 г.
- Эксперты МВФ при первом пересмотре программы расширенного финансирования в августе 2015 г. также оценивали потребность в субсидиях на 2017 г. в размере 96 млрд. грн. При этом они исходили из потребления газа до 1 апреля по цене 75% от паритета с ценой импортного газа и полного паритета после этой даты. Правительство Гройсмана повысило цену для населения до полного импортного паритета на год раньше оговоренного с МВФ срока, поэтому потребность в субсидиях при нынешнем порядке их начисления должна превысить 100 млрд. грн.
- Эта оценка необходимых субсидий консервативна и не учитывает дальнейшего повышения тарифов, которое может произойти в 4м кв. 2016 и 1кв 2017 гг. По условиям Меморандума с МВФ тарифы на газ и тепловую энергию будут корректироваться ежеквартально в случае отклонения цены газа для населения от паритета с импортной ценой более чем на 5%. Из-за девальвации гривны до 26,6 грн/дол. . США и прогнозируемого роста цены импортного газа необходимое повышение составит около 20% - с 6879 грн. за тыс. кубометров до 8200 грн. за тыс. кубометров уже в октябре 2016 г. При этом тарифы на тепло вырастут еще на 17% ( с 1252 до 1409 грн./Гкал ) - сейчас газовая составляющая в тарифе занимает 84%.
- В приведенных Гройсманом примерах о снижении обязательного платежа для получающего субсидии населения присутствует манипуляция реальными и номинальными показателями. Так, премьер-министр называет пример семьи из 2х пенсионеров со среднемесячным доходом 3800 грн., для которых платеж в 2015 г. и 2016 г. составит 407 грн. и 387 грн. соответственно. При этом умалчивается, что даже с учетом заниженного Госстататом показателя инфляции, 3800 грн. сегодня составляют только 3505 грн. в ценах августа 2015 г. Таким образом, инфляционный налог составил 295 грн, а снижение обязательного платежа за коммуналку только 30 грн.
В целом резкое повышение тарифов не привело к повышению фискальной устойчивости системы госфинансов, как ожидалось в программе МВФ для Украины. В 2014 г. кассовый разрыв Нафтогаза, который покрывался путем выпуска ОВГЗ, составлял 106,6 млрд. грн. В 2017 г. такая же по размеру сумма потребуется из госбюджета на жилищные субсидии для населения, которые будет получать 2/3 домохозяйств. По факту субсидии так и не стали адресными и продолжают быть универсальными. Неявные (квази-фискальные) субсидии Нафтогаза были заменены прямым финансированием населения из госбюджета. Более эффективной политикой было бы постепенной повышение тарифов для населения параллельно с финансированием мер по повышению энергоэффективности и снижению энергопотребления, а также наращиванием внутренней добычи газа.
В бюджете 2016 г. необходимо выделить дополнительно 15 млрд. грн. для финансирования действующего порядка предоставления субсидий. В 2017 г. необходимый размер жилищных субсидий составит не менее 100 млрд. грн, что вдвое выше закладываемой правительством в бюджет суммы. Повышение тарифов без повышения энергоэффективности в жилищном секторе не позволило снизить нагрузку на бюджет, а только привело к перенаправлению субсидий от Нафтогаза на поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
НОСЭП