МИНФИН СООБЩИЛ О НОВОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 2017

Министерство финансов Украины намерено изменить принцип формирования государственного бюджета на 2017 год, исходя не из расходных пожеланий, как было ранее, а из прогнозных доходов и реальных возможностей.

11/08/2016
Моніторингові продукти
МИНФИН СООБЩИЛ О НОВОМ ПОДХОДЕ К ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА 2017

Об этом говорится в сообщении министерства на официальной странице в социальной сети Facebook.

Сегодня отсутствуют предпосылки для возобновления высоких темпов экономического роста Украины в 2017 г. Кроме того, рост бюджетных поступлений не пропорционален росту ВВП.

В 2017 году обеспечить прежние темпы роста доходов бюджета будет невозможно достичь без высоких темпов инфляции/девальвации и усиления налогового давления на бизнес:

  В 2017 году значительных нерегулярных доходов бюджета не предвидится. В 2015 году они составляли 98 млрд грн или 15% доходов сводного бюджета. В этом году в госбюджете запланировано 38 млрд грн доходов от прибыли НБУ. В следующем году прибыль НБУ будет меньше от утвержденного в этом году показателя на 7,7 млрд грн.[1]

 В 2016 году государство не только не решило, но увеличило свои долги перед налогоплательщиками. За 2015 год правительство накопило более 26,6 млрд грн переплат по налогу на прибыль. В этом году правительство их погашать не собирается: за январь-июнь 2016 года эти переплаты сократились всего на 4,3 млрд грн. Более того, общая сумма переплат может еще и вырасти: по результатам 2016 году переплату увеличатся на 5,2 млрд грн. [2] За первое полугодие 2016 года невозмещенные суммы НДС увеличились с 12,9 млрд грн на начало года до 21,7 млрд грн на начало июля.

В части налоговой реформы правительство концентрируется на «ямочном ремонте» и усилении налогового давления. Более того, правительство инициирует и ряд изменений, которые могут сократить налоговую базу: ускоренная амортизация, налоговые льготы для незарегистрированных предпринимателей с доходом менее 250 тыс грн в год.

Основные налоговые доходы бюджета (НДФЛ, налог на прибыль) будут расти темпами, которые отстают от темпов роста ВВП.

Часть регулярных доходов бюджета сократиться. Так, с апреля сократилась ставка рентной платы за добычу газа, увеличен порог налогообложения пенсий. Не удалось правительству легализовать и добычу янтаря. Бюджет 2016 рассчитан из цены на нефть в 60 дол за баррель. Согласно последним прогнозам Fitch цена на нефть в 2017 году будет составлять 45 дол/баррель[3], Всемирный банк прогнозирует 53 дол / баррель.[4] Поэтому рентные платежи от добычи углеводородов в 2017 г., скорее всего, снизятся в сравнении с текущим годом. Никак не решается вопрос с выплатой налоговой задолженности от СП и Укрнафты.

 

Правительство продолжает изыскивать возможности увеличения налогового давления. Первые претенденты на повышение – акцизы. Уже порядка двух месяцев в правительстве обсуждается законопроект об индексации акцизов на уровень инфляции. Минфин закладывает ее в расчеты проекта сметы и допускает, что одной индексацией дело может не обойтись. Со следующего года перестанут пользоваться льготой по НДС аграрии. Правительство намерено увеличить НДС на лекарства, ввести НДС на услуги образования, транспорта.

Для программы МВФ главным критерием остается бюджетный дефицит. Приоритетами остаются оборона и обслуживание долга. Соответственно  «под нож» пойдет социальная часть бюджета. Причем поскольку реформы стагнируют резать будут по живому и обеспеченным и необеспеченным:

Медицина. На местные бюджеты планируют передать расходы по оплате коммунальных услуг и энергоносителей в коммунальных учреждениях сферы здравоохранения. При этом Представители Кабмина также отмечают, что по пессимистичному сценарию субвенции местным бюджетам на медицину и образование могут быть урезаны в общей сумме на 16 млрд грн. Уже в 2016 году местные власти указывают на то, что объемы образовательной и медицинских субвенций в госбюджете 2016 не учитывают повышения зарплат, роста уровня инфляции, стоимости коммунальных услуг и энергоносителей, необходимость проведения индексации работникам бюджетной сферы, дополнительные нужды для обслуживания беженцев.

Образование. Правительство уже тестирует реакцию населения на отмену стипендий и бюджетного обучения в магистратуре. Никак не решается вопрос финансирования ПТУ на местах.

Социальное обеспечение. Повышать соцстандарты в следующем году планируется на уровень инфляции+2%. При этом прогноз инфляции правительством занижен  - 8,1%. Если ориентироваться на оценки МВФ и Всемирного банка, которые прогнозируют инфляцию на уровне 11% в 2017 г,[5] то социальные стандарты в 2017 г в реальном измерении опять сократятся. Еще один проблемный момент — монетизация льгот, но не всех, а только некоторых. Например, льготы на проезд, телефонная связь, зубопротезирование и некоторые другие.

Пенсионное обеспечение. В следующем году будут продлены ограничения по выплатам пенсий работающим пенсионерам (сейчас они получают 85% пенсии). По расчетам Минсоца Пенсионному фонду необходима поддержка из бюджета на уровне 184,7 млрд грн. Минфин же собирается предусмотреть на покрытие дефицита ПФ 154,6 млрд грн.

Государственные инвестиции. Уже который год подряд государственные инвестиции очень низкие, что приводит к значительному износу и ухудшению состояния инфраструктуры. На следующий год Минфин таки согласился создать специальный дорожный фон тем самым привязав доходы от топливного акциза к ремонту дорог. Однако подобное новшество позволяет сместить акцент с сокращения финансирования дорог. Так бюджетом 2016 на ремонт дорог предусмотрено 18,8 млрд грн[6]. На следующий год, финансирование Дорожного фондом на 2017 год предусмотрено в размере 14 млрд грн, из которых половина пойдет на погашение долгов Укравтодора.

 

НОСЭП

[1] По некоторым оценкам в следующем году прибыль перечисленная в бюджет НБУ будет меньше на 7,7 млрд грн. Прогноз по объему перечисленной прибыли в бюджет дает НБУ и в последние годы эта цифра уменьшается. Так, в бюджете 2015 года она составляла 60,5 млрд грн.

[2] п. 38 подразд.4  р. ХХ ПКУ

[5] Как и в 2016 г. основным про-инфляционным фактором будет повышение тарифов ЖКХ ( на 2017 г. власти уже задекларировали повышение розничных тарифов на га для населения на 25% , горячую воду – на 19%, на электроэнергию для населения  - на 55%, на жд пассажирские перевозки – на 35%), а также и импорт инфляции из-за девальвации гривны.

[6] 19.4 млрд грн с учетом изменений согласно функциональной классификации