ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНЫМ ПЛАТАМ СНОВА УВЕЛИЧИЛАСЬ И ТРЕБУЕТ РЕШЕНИЯ

По данным Госстата долги по заработным платам в июне выросли до 1967,6 млн грн. Глава Федерации профсоюзов Украины, Григорий Осовой предлагает выплачивать задолженность по заработным платам из фондов специальных гарантийных учреждений.

04/08/2016
Моніторингові продукти
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНЫМ ПЛАТАМ СНОВА УВЕЛИЧИЛАСЬ И ТРЕБУЕТ РЕШЕНИЯ

Проблема с задолженностью по зарплатам в экономике Украины становится все более злободневной. После трехмесячного сокращения долгов по зарплате в феврале-мае, с мая задолженность по заработным платам снова стала увеличиваться. Если в мае прирост задолженности был небольшим и составлял порядка 17 млн грн (менее 1%), то в июне задолженность по зарплате увеличилась уже на 101 млн грн или на 4,8%. и достигла 2,0 млрд. грн.

С проблемой задолженности сталкивается все больше людей. Только за июнь 2016 количество людей, которым не выплатили вовремя заработную плату увеличилось на 12,3 тысячи человек до 166,7 тысяч человек. В среднем на каждого приходится порядка 7729 грн задолженности (почти 1,5 минимальной зарплаты).

Сегодня растущую проблему задолженности по заработной плате невозможно решить путем обращения в суд, поскольку положительные решения судов не сопровождаются их имплементацией на практике. Об остром характере проблемы свидетельствует заявление профсоюзов о необходимости создания Гарантийного фонда (ГФ).

В международной практике действительно есть опыт решения задолженности по зарплатам с помощью ГФ. Более того, такой опыт получил достаточно широкое распространение. Подобные фонды есть в большинстве стран Европы. Они наполняются с помощью взносов работодателей, работников (изредка из средств госбюджета) и покрывают задолженность по зарплатам, выплате выходного пособия, взносов в фонды обязательного социального страхования, премии, неиспользованные отпуска, др. Более того, институт гарантийного фонда – это один из рекомендуемых МОТ механизмов, целью которых является обеспечение регулярной своевременной выплаты адекватного уровня зарплат.

Однако ГФ – это адекватное и широко применяемое решение проблем в случае банкротства предприятия, признания работодателя неплатежеспособным.[1] В частности, Конвенция МОТ №173 (1992)[2] устанавливает принципы приоритетного выполнения требований по зарплате и гарантирует выплату зарплат в случае банкротства предприятия или признания его неплатёжеспособным с помощью привилегий или гарантийного учреждения (ГФ).

В ряде стран действительно действуют специальные фонды зарплат

Страна

Австрия

Бельгия

Дания

Франция

Нидерланды

Испания

Португалия

Эстония

Что покрывается за счет резерва

Зп, выходное пособие, неиспользованный отпуск, позднее извещение

ЗП до 7437 евро, выходное пособие, неиспользованный отпуск, соцвзносы

Зп, выходное пособие, неиспользованный отпуск, взносы в ПФ

Зп и выходное пособие

Зп, отпуск, выходное пособие, ПФ, премии

Зп, отпуск, выходное пособие, ПФ, премии

Зп, отпуск, выходное пособие

Зп, отпуск, выходное пособие

Источник покрытия

В случае нехватки активов - ГФ

В случае нехватки активов - ГФ

ГФ

В случае нехватки активов – обязательное страхование

В случае нехватки активов - ГФ

В случае нехватки активов - ГФ

В случае нехватки активов - ГФ

В случае нехватки активов - ГФ

Источник наполнения фонда

Отчисления всех работодателей

Отчисления всех работодателей

Отчисления всех работодателей

Отчисления всех работодателей

Отчисления всех работодателей и персонала

Отчисления всех работодателей

Госбюджет

Отчисления работодателя и работников

Создание ГФ в Украине не устранит корень проблем с задолженностью по зарплатам. В Украине задолженность по зарплатам – это  проблема не только предприятий-банкротов. Всего в экономике 65,5% задолженности по заработной плате накоплено экономически активными предприятиями. Среди субъектов промышленности, которые допустили накопление задолженности по заработной плате, удельный вес экономически активных предприятий еще выше  – 69,3%. За последние полгода 85% прироста задолженности по зарплатам обеспечено экономически активными предприятиями. Кроме того попытка создать ГФ создаст повысит налоговое давление на все предприятия из-за увеличения размера ЕСВ и таким образом даст обратный от ожидаемого эффект – задолженность по зарплате может вырасти из-за ухудшения их функционирования. Также с самого создания риски банкротства ГФ будут крайне высокими из-за невозможности реализовать неликвидные активы предприятий-банкротов.

В сфере прямой ответственности государства за долги по зарплате - 226,8 млн. грн., зафиксированные за работающими государственными предприятиями. Каждым из них управляет то или иное министерство или ведомство, оно обязано следить в том числе и за своевременностью и полнотой выплаты зарплаты, но практически не занимается этой работой. Аналогичная претензия может быть предъявлена и исполнительным органам местных советов - на подконтрольных им работающих коммунальных предприятиях - больше 41,2 млн. грн. долгов по зарплате. Это является следствием неспособность госчиновников повысить эффективность управления госсобственностью или сократить ее размеры путем прозрачной приватизации.

Проблема задолженности по зарплатам имеет достаточно четкую отраслевую локализацию. В структуре задолженности наиболее проблемными секторами традиционного остаются сектора с большой долей госсобственности: добыча угля (26,6% всей задолженности), транспорт и связь (10%), профессиональная, научная и техническая деятельность (6,7%). Государственные предприятия угольной промышленности являются главной причиной роста задолженности по зарплатам за последний месяц (рост задолженности на 16,8% за последний месяц). По состоянию на 1 июля задолженность в секторе возросла до 524 млн. грн.

Проблема задолженности по зарплатам имеет достаточно четкую региональную локализацию. Три четверти объемов задолженности по зарплатам приходится на 6 регионов – Луганскую (23,2%), Донецкую (19,6%), Харьковскую (10,1%) Днепропетровскую (7,1%), Киевскую (6,2%), Сумскую (5,1%) области и г. Киев (4,1%). Более того их значимость в общеукраинской задолженности продолжает расти большими темпами. Так, за первое полугодие 2016 года Харьковская область увеличила задолженность 22,1%, Сумская – на 18,1%, Днепропетровская – на 16,9%, г. Киев – на 8,7%. Клуб наибольших должников грозит расшириться также за счет Николаевской области, которая увеличила задолженность по заработным платам на 43,4% (на 1.07.2016) до 76,5 млн. грн.

Особо тревожит рост долгов в бюджетной сфере, всегда отличающейся очень низкими зарплатами. В июне долги по зарплате перед работниками образования выросли на 9,4%, с начала года - на 278,2%, превысив 8,7 млн. грн. Аналогичные картина наблюдается и в секторе госуправления, обороны и обязательного социального страхования (+5,5%, +16,9%, 5,1 млн. грн.). Возникает логичный вопрос - если бюджет оказался не в состоянии своевременно финансировать зарплаты, повышенные с 1 мая всего на 6%, то с какими проблемами столкнутся бюджетники в декабре, когда предстоит второй этап индексации (еще на 10%).

Государство неэффективно пользуется имеющимися в распоряжении инструментами. В Криминальном кодексе и Кодексе про админправонарушения есть статьи, предусматривающие ответственность за невыплату или несвоевременную выплату заработной платы, но случаи их применения достаточно редки. Контракты руководителей государственных и коммунальных предприятиях содержат пункты, предусматривающие их разрыв в случае возникновения новой задолженности или несоблюдения графиков погашения имеющейся. Но - как и в случаях с КК и КУАП - такая мера практически не применяется органами, уполномоченными управлять государственными / коммунальными предприятиями (соответственно - министерствами и ведомствами / исполнительными органами местных советов). В каждом регионе имеются специальные комиссии по вопросам погашения долгов по зарплате, но в большинстве случаев они либо не работают, либо ограничиваются заслушиванием под протокол руководителей предприятий-должников без эффективного контроля за тем, чтобы имеющиеся долги гасились в оговоренные сроки. 

 

 НОСЭП



[1] http://www.ilo.org/global/standards/subjects-covered-by-international-labour-standards/wages/lang--en/index.htm

[2] http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:12100:0::NO::P12100_ILO_CODE:C173