СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР В I ПОЛУГОДИИ 2016 ГОДА

В январе - июне 2016 г. объемы строительства в стране выросли на 9,1% (год к году).

02/08/2016
Моніторингові продукти
СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР В I ПОЛУГОДИИ 2016 ГОДА

Свой вклад в рост объемов строительства внесли все сегменты отрасли. Строительство домов увеличилось на 10,9% (в т.ч. жилых – на 10,7%, нежилых – на 11,2%), инженерной инфраструктуры – на 7,0%.

 

Объемы строительства увеличились в 16 из 25 регионов страны. Самые высокие темпы зафиксированы в Луганской области - +97,8% (отчасти такой рост объясняется прошлогодним падением на 85,6%), но, тем не менее – это хороший сигнал, свидетельствующий о намерениях как можно скорее восстановить объекты в этом регионе, поврежденные в ходе конфликта на востоке страны.

 

Следует также отметить рост строительных работ в Николаевской (+47,4%), Херсонской (+46,4%), Одесской (+40,2%), Киевской (+37,4%), Винницкой (+32,6%), Житомирской (+28,2%), Харьковской (+22,3%), Тернопольской (+19,6%), Черновицкой (+18,2%), Львовской (+15,3%) областях. Строительный сектор – один из тех, где можно быстро создавать рабочие места, и увеличение объемов строительства в них сможет стать действенным фактором для уменьшения безработицы.

 

Вместе с тем, достигнутый результат не должен вводить в заблуждение относительно того, что отрасль уже преодолела кризис и вернулась на траекторию устойчивого роста.

Прежде всего, стоит отметить, что рост в 9,1% достигнут по отношению к падению в 26,2%, показанному в первом полугодии прошлого года по отношению к аналогичному периоду 2014 года. Поэтому в двухгодичном измерении реальные объемы строительства продолжают оставаться почти на 20% меньшими, чем в 2014 году, на 26% меньшими - по сравнению с 2013 годом, и на 39% меньшими – по сравнению с 2012 годом.

 

Если по итогам первых пяти месяцев индекс объемов строительных работ постоянно рост, то с улучшением базы сравнения – кумулятивный рост замедлился в июне (с +9,3% в январе-мае до +9,1% в январе-июне). С учетом динамики прошлого года, такие тенденции к постепенному уменьшению темпов роста в отрасли ожидаются и в следующие месяцы.

 

Объемы строительства сократились в 9 из 25 регионов. Лидером падения стала Полтавская область, где строительство сократилось на 22,6%. Негативные результаты продемонстрировали также Запорожская (-19,4%), Ровенская (-16,5%), Сумская (-10,8%), Черкасская (-8,7%), Черниговская (-8,3%), Хмельницкая (-8,3%). Но если в Черкасской и Черниговской области падение произошло на фоне небольшого прошлогоднего роста, то во всех остальных регионах объемы строительства падают два года подряд. К примеру, в Ровенской области они сократились на 46,9%, в Черниговской – на 44,0%, Запорожской – на 25,3%.

 

Особо сложная ситуация – в Донецкой области. В отличие от Луганской – объемы строительства в ней сократились на 4,4%, а за два последних года – на 74,6%. С учетом масштаба разрушений, которые в феврале 2015 года оценивались в 1,8 млрд. дол. США, две трети из которых приходились на Донецкую область, нынешние объемы строительства (за полгода произведено работ на 916,4 млн. грн.) выглядят недостаточными, и при сохранении таких темпов проблема восстановления Донбасса грозит затянуться на десятилетие.

 

Бросается в глаза деформированная структура нежилищного строительства: из 6016,4 млн. грн. только 26,4% (1589,6 млн. грн.) потрачено на строительство промышленно-складских объектов. Возникает резонный вопрос – Украине нужна в первую очередь современная промышленная индустрия или в приоритетах все новые и новые торговые комплексы?

 

В контексте острой необходимости модернизации базовых секторов украинской экономики (большинство предприятий химической промышленности построены в 50-е-60-е годы прошлого столетия, а часть металлургических предприятий – и вовсе еще до Второй мировой войны) объемы строительных работ на комплексных промышленных объектах химической (82,1 млн. грн., или 0,3% в общем объеме строительных работ) и металлургической отрасли (527,3 млн. грн., 2,1%) выглядят более чем скромными. Для сравнения – это в 12,2 раза меньше объемов строительства жилья (7423,5 млн. грн., 29,9%). Рано или поздно нынешние производственные мощности физически выйдут из строя, или станут настолько неконкурентоспособными, что будут остановлены и выведены из работы по экономическим соображениям, а взамен им не будет предложено ничего (строительство промышленных объектов, аналогичных ныне имеющимся в базовых секторах даже в стабильной экономической ситуации требует как минимум нескольких лет).

Ни на центральном, ни на местном уровне не уделяется достаточного внимания строительству автодорог. В начале года Министерство инфраструктуры озвучило информацию о том, что 97% дорог нуждается в капитальном ремонте. В сегодняшнем (2.08.2016) интервью изданию «Голос Украины» вице-премьер-министр В.Кистион акцентировал внимание на том, что «Премьер-министр В.Гройсман неоднократно заявлял: качественные украинские дороги – приоритетное задание правительства. В 2016 году на ремонт и содержание дорог предусмотрено 19 млрд. грн. – беспрецедентная сумма». С таким заявлением трудно не согласится – по мнению экспертов, от плохого качества автодорог Украина ежегодно теряет до 2% ВВП. Вместе с тем, объем дорожно-строительных работ в первом полугодии 2016 года составил всего 1334,0 млн. грн., или в среднем 222,3 млн. грн. в месяц, при том что только в государственном бюджете-2016 на развитие сети автодорог предусмотрено 6805,8 млн. грн., или в среднемесячном измерении – 567,2 млн. грн.

 

Строительство – тот сектор, где можно быстро создавать большое количество новых рабочих мест, не требующих (за некоторым исключением) длительной подготовки или очень большой квалификации. К сожалению, государство не только не пользуется этой возможностью, но и посылает обществу сигналы противоположного характера, суть которых – намек на отсутствие у строительной отрасли внутренних перспектив. Сокращаются объемы строительства, в которых государство выступает заказчиком или инвестором (например, жилья для отдельных категорий граждан – военнослужащих Вооруженных сил Украины, молодых семей). Без финансирования с начала года осталось более 70 ПТУ, готовящих в том числе специалистов строительных профессий. Их передача на местный уровень без делегирования вниз дополнительных финансовых ресурсов грозит привести к постепенному закрытию учреждений этого уровня профессионального образования, и как следствие – последующего дефицита строительных кадров.

Строительство – «маяк», характеризующий уровень модернизации и динамику обновления базовых отраслей национальной экономики – хоть и выросло в январе-июне 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на целых 9,1%, но еще довольно далеко от реального преодоления последствий кризиса и выхода на траекторию устойчивого развития. Низкие темпы и объемы строительных работ в базовых отраслях промышленности несут угрозу углубления деиндустриализации Украины.

 Владислав Мельник