По данным Госстата, в январе-июне 2016 г. объем с/х производства сократился на 0,3%.
Замедление кумулятивных темпов падения до «-0,3%» объясняются в первую
очередь тем, что в статистику с июня попали результаты работы растениеводства,
и там зафиксирован неплохой рост (+11,5%). В животноводстве наоборот отставание
углубилось до -2,1%.
При этом по итогам первых шести
месяцев 2016 года – можно говорить лишь об отдельных точечных достижениях, например об увеличении по
сравнению с аналогичным периодом 2015 года производства мяса в живом весе
(+1,0%) или росте общих объемов сельскохозяйственного производства уже в 13 из
25 регионов, измеряемых единицами или долями единицы процентов[1].
Но и последнее достижение несколько смазывается с учетом того, что лишь в
одном регионе рост наблюдается два года подряд (2016 / 2015 и 2015 / 2014), в
то время как в остальных – это восстановление на фоне значительного (4-8%)
падения в прошлом году. По сути, единственный
регион, где сельхозпроизводство демонстрирует устойчивую динамику – Винницкая область: +12,4% в 2015
к 2014 году и еще +4,2% в 2016 к 2015 году, т.е. более 17% за два года. В
остальных регионах качели «проседание в 2015 – небольшой рост в 2016» или
наоборот.
В остальном же – даже с учетом значительного ухудшения базы сравнения
(январь-июнь 2015 года) – почти везде негатив (если не брать во внимание
упомянутое растениеводство, где цифры первого месяца «пребывания в статистике»
оценить сложно (урожай начинают собирать только в июне) – в зависимости от
погодного фактора они могут дать сильно завышенный результат):
§ отрицательные результаты
наблюдались как по сельскохозяйственным предприятиям (-1,8%), так и по
индивидуальным хозяйствам населения (-2,3%);
§ если взять в региональном срезе,
то большие проблемы продолжают испытывать Луганская (-11,5%), Хмельницкая
(-7,5%), Киевская (-5,9%), Донецкая (-5,7%), Ивано-Франковская (-5,7%) области.
Если же взять динамику за два года – аграрный сектор Луганской области потерял
53,5% объемов производства, Донецкой – 37,7%, Николаевской – 38,7%, Одесской –
21,4%, Херсонской – 15,3%, Кировоградской – 13,8%, Хмельницкой – 13,1%,
Днепропетровской – 11,9%, Закарпатской – 8,5%, Харьковской – 7,8%, Киевской –
7,5%. С учетом того, что каждый второй упомянутый регион или имеет
аграрно-ориентированную экономику, или значительную часть жителей, живущих на
селе и зависящих от результатов работы аграрного сектора – это грозит усилением
риска роста безработицы, невыплаты зарплат, деградации инфраструктуры на селе,
и как следствие – дополнительной трудовой миграции по стране и за границу.
§ на 1,3% сократилось производство
молока, на целых 13,8% - производство яиц;
§ сокращается поголовье всех видов
скота и птицы: на 1 июля численность крупного рогатого скота составила 97,6% от
уровня 2015 года (в т.ч. коров – 96,5%), свиней – 97,0%, овец и коз – 96,6%,
птицы – 95,5%;
Вышеупомянутые результаты, в общем-то, закономерное
следствие госполитики, направленной на
сокращение господдержки аграриев, с одной стороны, и усиление фискальной
нагрузки на них – с другой.
§ продолжает уменьшаться объем
средств по бюджетной программе «Господдержка отрасли животноводства»: если в
2013 и 2014 гг. на нее было выделено 650 и 888 млн. грн. (~ 81 и 56 млн. дол.
США соответственно), то в 2015 году – 250 млн. грн. (менее 12 млн. дол. США), а
на 2016 год вообще предусмотрено лишь 50 млн. грн. (около 1,9 млн. дол. США);
§ в 2016
году начался короткий переходный период завершения работы спецрежима по НДС, по
которому до 31.12.2016 г. у животноводческий предприятий будет изыматься в
бюджет 20% начисленного НДС. Видя первые последствия такого решения и учитывая
рост протестных настроений среди аграриев, депутаты Комитета по вопросам налоговой и
таможенной политики еще 16 марта поддержали законопроект, который продолжает до
2018 года льготный режим налогооблажения по НДС для аграриев со 100%
возмещением средств (№3851-1). Помимо этого, в Верховной Раде зарегистрировано
еще ряд более узких профильных законопроектов, предполагающих возврат ранее
действовавшего режима налогообложения аграриев (№№3748, 3748-1, 3748-2, 3749). Вместе с тем – ни один из них не был
рассмотрен даже хотя бы в первом чтении. При этом МВФ
продолжает занимать достаточно жесткую позицию и уже неоднократно публично ее
высказывал – в 2017 году никакого спецрежима не должно быть вообще.
Помимо этого, на аграриев продолжает давить:
§ сокращение спроса
со стороны перерабатывающей промышленности (по итогам 6 месяцев пищепром сократил объемы производства на 0,2%, но в
одном только июне – на 2,8% год к году);
§ медленное восстановление внешних рынков (в июне 2016 года среднее значение Индекса продовольственных цен ФАО* (ИПЦФ) составило 163,4 пункта, что на 6,6 пункта (4,2%) выше показателей мая, но на 1% ниже соответствующего показателя прошлого года). Хотя для крупных аграриев, ориентированных на внешние рынки, намечаются определенные перспективы. В июне было отмечено не только продолжение роста показателя ИПЦФ пятый месяц подряд – в этом месяце зарегистрирован наибольший его прирост за последние четыре года. В июне показатели подиндексов всех сырьевых товаров, за исключением растительных масел, выросли, причем в наибольшей степени выросли цены на сахар и, в меньшей степени, цены на зерновые, молочную продукцию и мясо.
Правительство возлагало и продолжает возлагать немалые надежды на АПК как на точку восстановления / роста национальной экономики. Однако сокращение господдержки и увеличение фискального давления на аграриев, как и ожидалось, привело к продолжению падения этого сектора экономики.
[1] К примеру, в Волынской
области сельскохозяйственное производство выросло на 0,1%, в Черновицкой – на
0,4%, в Днепропетровской – на 0,8% в
Полтавской – на 1,2%, в Черниговской – на 1,3%. С учетом того, что
представленная статистика является оперативной – после окончательной
корректировки роста в отдельных регионах может уже и не остаться.