ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В I ПОЛУГОДИИ 2016 Г.

Государственная казначейская служба обнародовала статистику выполнения государственного бюджета за январь-июнь 2016 г.

26/07/2016
Моніторингові продукти
ВЫПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В I ПОЛУГОДИИ 2016 Г.

По оперативным данным государственной казначейской службы за январь-июнь 2016 года в государственный бюджет поступило 265,6 млрд грн, что на 8,6% (20,9 млрд грн) больше аналогичного показателя прошлого года. В отличие от 2015 года в госбюджет в первом полугодии не поступило 43,0 млрд грн нерегулярных доходов (плата за продажу 3G лицензий, прибыль НБУ, временная импортная пошлина).

Основные показатели выполнения государственного бюджета за январь-июнь, млн грн

 

 

Доходы

Расходы

2015

2016 

2Q 2016/ 2Q 2015 

2015

2016 факт

2Q 2016/ 2Q 2015 

факт

факт

факт

Подоходный налог

20,5

27,0

32%

Оборона +правопорядок

41,2

53,7

30%

Налог на прибыль

21,9

24,4

12%

Здравоохранение

3,0

3,5

14%

НДС

84,7

114,3

35%

Образование

14,3

15,6

11%

Акциз

28,1

40,9

46%

Соцобеспечение

43,6

66,2

49%

Рентная плата (недра)

11,8

17,4

48%

Обслуживание долга

41,0

46,6

20%

Прибыль НБУ

25,1

-

0%

Трансферты МБ

77,7

93,5

25%

Всего

244,7

265,6

9%

Всего

245,7

300,4

24%

На доходную часть оказали влияние следующие факторы

  •   Инфляция и девальвация остаются основными источниками наполнения бюджета. Уровень цен на потребительские товары за январь-июнь 2016 года увеличился на 18,1% по сравнению с январем-июнем 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению к доллару на валютном межбанке в январе-июне 2016 года был в среднем на 19,0% выше, чем в аналогичном периоде 2015 года. Инфляция и девальвация продолжали оставаться основными драйверами роста поступлений непрямых налогов. Так, в первом полугодии 2016 сбор НДС[1] в госбюджет составил 150,4 млрд грн (+35,0% год к году), а от импортной пошлины доходы выросли на 37,0% до 9,0 млрд грн[2].
  •   Рост доходов достигнут за счет увеличения фискального прессинга на население и отдельные сектора экономики (производство подакцизных товаров, сх):

o  Повышения ставок акцизов. Поступления от акцизного налога выросли на 45,8% год к году до 40,9 млрд грн. Темпы роста акцизного налога стабильны сначала года. Это следствие повышения с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.

o  Повышения ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Поступления от НДФЛ по результатам 6 месяцев 2016 года составили 27,0 млрд грн, что на 31,8% больше чем в аналогичном периоде 2015 года (20,5 млрд грн). Около половины роста доходов от НДФЛ объясняется увеличением налоговой ставки для доходов ниже 13 780 грн[3] с 15% до 18%. Остальное – результат инфляции и административного повышения зарплат в бюджетном секторе.

o  Рост отчислений госпредприятий. Госпредприятия перечислили в бюджет 6,2 млрд грн в виде дивидендов/части прибыли (имеется в виду прибыль после уплаты налога на прибыль предприятий). По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. такие отчисления госпредприятий увеличились на 3,7 млрд грн. Это стало возможным из-за увеличения нормативов отчисления прибыли государственными унитарными предприятиями в бюджет с 30% в 2015 году  до 50% в 2016 году (для остальных с 15% до 30%). Следует отметить, что процент отчисления госпредприятиями прибыли в бюджет можно установить и на уровне 100%, но при этом госкорпорации будут лишены инвестиционного ресурса.

 

Однако потенциал этих источников доходов исчерпывается либо имеет свои ограничения. Вероятно, это, а также отсутствие приватизации и источников внешнего финансирования стало основной причиной возврата правительства к практике невозмещения НДС. В июне 2016 года из бюджета было возмещено всего 0,1 млрд грн. Для сравнения в прошлом году объемы возмещения составляли 5,3 млрд грн. В этом году в мае из госбюджета было возвращено 6,68 млрд грн, 7,13 млрд грн – в апреле, 6,3 млрд грн – в марте и 8,1 млрд – в феврале (в среднем 7,6 млрд грн). Согласно предварительной информации, в подготовленном реестре на возмещение НДС в июне числилось более 1 тыс. предприятий, а общая сумма приближалась к 6 млрд грн. С поправкой на блокирование возмещения НДС, доходы госбюджета в первом полугодии 2016 года составили бы 259,6 млрд грн, а рост доходов – всего 106,1% код к году (тогда как инфляция за этот период составила 18,1%). Скорректированным планом на 2016 год предусмотрен рост доходов госбюджета на 13,8%.

В то же время другие источники доходов ненадежны:

  •     Доходы от налога на прибыль предприятий вновь упали. В январе-июне доходы от налога на прибыль предприятий составили 24.4 млрд грн и были на 11.8 % (2,6 млрд грн) больше чем в январе-июне 2015 года. Однако подобная динамика – результат майского квартального платежа. В июне 2016 от налога на прибыль получено всего 1,0 млрд грн, что в 2 раза меньше чем в июне 2015. Частично динамика доходов от налога на прибыль предприятий в этом году поясняется изменением правил администрирования. В прошлом году платежи были ежемесячные авансовые из расчета 1/12 прибыли предшествующего года. В этом году платежи квартальные из расчета прибыли текущего года. Из-за изменения правил администрирования более корректно оценивать динамику выполнения доходов бюджета по результатам квартала. Следующий квартальный платеж от налога на прибыль предприятия должны уплатить до 20 августа.
  •        Ресурс Укргазвидобування сократился. Доходы от рентной платы за пользование недрами в январе –июне 2016 года были выше чем в аналогичном периоде 2015 года на 5,6 млрд грн или 48%. Однако этот показатель – результат рекордных сборов рентных платежей за первые 5 месяцев 2016 года. Однако уже в июне доходы от рентной платы, как мы и прогнозировали, сократились на 0,5 млрд грн до 1,3 млрд грн. Причина – высокая сравнительная база и сокращение ставок рентной платы для Укргазвидобування и частных компаний.[4]

Ввиду того, что часть доходов «проседает», в июне дефицит государственного бюджета увеличился до 35,1 млрд. грн. (против дефицита в 26,4 млрд. грн. в мае).

Дефицит вырос, несмотря на то, что темпы роста расходов государственного бюджета в январе – июне 2016 замедлились до 22,3% год к году (23,6% в январе-мае и 26,3% в январе-апреле год к году) и составили 245,6 млрд. грн. Лидером роста расходов государственного бюджета в этом году остается социальное обеспечение. На эту сферу идет почти половина прироста расходов госбюджета. Дело в том, что на покрытие дефицита Пенсионного фонда в первом полугодии было направлено 62,1 млрд грн трансферта[5]. Это в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. В июне объемы финансирования жилищных субсидий сократились ввиду окончания отопительного сезона, а на второе место по темпам роста расходов вышли заработные платы бюджетникам, повышение зарплат военнослужащим и Нацгвардии.

Однако рост финансирования наблюдался далеко не для всех программ: другие направления расходов выборочно не выполнялись. По итогам полугодия план расходов общего фонда госбюджета недовыполнен на 22,8 млрд грн или на 7,4%. По состоянию на начало июля почти по 70 программам госбюджета не освоено и копейки. Еще почти по 109 программам годовой план выполнен менее чем на треть. Низкими темпами выполнения расходов отличились:

  •        Здравоохранение. Темпы выполнения плана госбюджета по расходам на здравоохранение в январе-июне 2016 продолжают оставаться самыми низкими. План на первую половину 2016 г. (за этот период) выполнен всего на 57,3%, а годовой план не выполнен и на треть. На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано на 3,5 млрд грн меньше трансфертов, чем запланировано на период. И проблема не только в Луганской и Донецкой областях. Недофинансирование отмечается в более, чем половине регионов страны.
  •     Госинвестиции. Хотя капитальные расходы государственного бюджета несколько ускорились, они продолжали значительно отставать от плана. За январь-июнь 2016 года было профинансировано 3,9 млрд грн капитальных расходов или менее 15,9% (!) от плана 2016 год. Ремонт автодорог стал очередным провалом власти. За полгода сделано непозволительно мало. По планам Укравтодора, до конца 2016 г. планировалось провести ремонты разной степени на 1750 км украинских дорог. За первое полугодие план выполнен на 12,3%. В середине апреля премьер-министр Владимир Гройсман дал поручение и 1,1 млрд грн Укравтодору с тем, чтобы до 15 июня ликвидировать 3,6 млн кв м ям на дорогах общего пользования. Теперь можно уже сказать, что поручение оказалось «недовыполнено» ровно на 1 млн м2 или почти на 30% от прогноза.

НОСЭП

[1] Сбор НДС – включает внутренний и импортный НДС без коррекции на возмещение

[2] Без учета временного импортного сбора

[3] 10 минимальных зарплат в условиях 2016 года

[4] http://www.kmu.gov.ua/control/ru/cardnpd?docid=249005214, http://zn.ua/ECONOMICS/minfin-predlagaet-snizit-rentu-na-dobychu-gaza-do-29-14-s-2016-goda-197222_.html

[5] В дополнении к трансферты на выплату январских пенсий в конце прошлого года в 12 млрд грн