ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-МАЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ РОСТА СОКРАЩАЮТСЯ, ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ЗАТЯГИВАЕТСЯ

В январе - мае 2016 года грузооборот увеличился на 2,8%, перевозки грузов – на 4,2%, пассажирооборот – на 1,4%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,6%.

05/07/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ-МАЕ 2016 ГОДА – ТЕМПЫ РОСТА СОКРАЩАЮТСЯ, ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА ЗАТЯГИВАЕТСЯ

Прежде всего, необходимо отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие низкой базы сравнения, за которую принято катастрофическое для отрасли прошлогоднее падение, пик которого пришелся на первую половину 2015 года (в тот период грузооборот сократился на 17-22%, пассажирооборот – на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).

По итогам января-мая 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:

§  в грузовом сегменте:

o    на 26,6% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 8,0% выросла перевалка грузов. Транзит аммиака увеличилась на 9,7% - это хороший сигнал потенциальным инвесторам выводимого на приватизацию Одесского припортового завода (хотя из РФ все сильнее поступают сигналы о намерении отказаться от украинского транзитного маршрута, переориентировав транспортировку аммиака на перевалочный комплекс на Тамани). На 14,4% выросла перекачка газа, на 34,4% - его транзит. Это позволяет надеяться, что дочернее предприятие «Укртрансгаз» НАК «Нефтегаз Украины» будет и дальше показывать позитивную динамику результатов хозяйственной деятельности (по последним данным за 9 месяцев 2015 года, кампании удалось выйти на чистую прибыль 7,38 млрд грн. по сравнению с убытком 0,8 млрд. грн. за аналогичный период 2014 года);

o    стоит также отметить рост перевозки авиационным транспортом – на 3,5% по грузообороту и на 14,1% - по объемам перевозок; вместе с тем, авиация традиционно занимает крайне малый удельный вес в грузовом сегменте – менее 0,1%...

o    выросли автомобильные перевозки – на 5,8% по грузообороту и на 13,4% - по объемам перевозок;

o    железнодорожники увеличили объемы перевозок по коксу на 21,6%, черным металлам – на 16,6%, цементу – на 9,6%, нефти и нефтепродуктам – на 7,5%, каменному углю – на 6,0%, зерну и продуктам его перемола – на 4,8% (характерно, что темпы роста по всем категориям сокращаются из месяца в месяц).

§  в пассажирском сегменте:

o    наибольший прирост зафиксирован в авиаперевозках: +22,1% по пассажирообороту и +15,9% - по количеству перевезенных пассажиров;

o    на 5,0% увеличился пассажирооборот на железнодорожном транспорте;

o    незначительный, но все же прирост продемонстрирован в городском электрифицированном транспорте (на 0,7…2,2%), за исключением метрополитена;

Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:

§  на 5,5% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 59% от его общего объема); на 25,6% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 21,1% - строительных материалов, на 9,0% - химических и минеральных удобрений, на 3,8% - железной и марганцевой руды, на 3,7% - лесных материалов;

§  значительно упал грузооборот – основной показатель экономической эффективности отрасли – в сегменте водного транспорта (-34,8%). Фактом остается крайне низкий уровень использования данного самого экологически чистого и экономически эффективного вида транспорта – если в странах ЕС на водные перевозки приходится около 15% грузопотока, то в Украине этот показатель составляет менее 1%...

§  увеличились темпы сокращения перекачки и транзита нефти (-20,4% и -20,8% соответственно). Это грозит дальнейшим снижением уровня прибыли ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?)[1].

§  неудовлетворительные результаты работы  продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (пассажирооборот сократился на 6,5%, количество перевезенных пассажиров – на 14,7%) и метрополитен (-2,6% и -2,7% соответственно). 

§  на 8,7% сократился пассажирооборот на водном транспорте, хотя по итогам I квартала он давал рост в 6,9%. Еще печальнее ситуация по объемам перевозки пассажиров – за 5 месяцев перевезено меньше 100 тыс. человек (или 57,3% от уровня 2015 года) и по этому показателю Украина отброшена на уровень 30-х годов прошлого столетия…

Поразивший Украину глубокий кризис в транспортном секторе больно бьет по достаточно развитой в стране отрасли транспортного машиностроения.

§  За прошлый год три авиастроительных завода не получили ни одного заказа внутри страны (ни от титульного национального перевозчика «МАУ», ни от более мелких авиакомпаний), и вынуждены рассчитывать на единичные заказы от Кубы и Азербайджана, а также на ремонт и сервисное обслуживание старой советской авиатехники для Индии и других ее эксплуатантов. Сами авиастроители, похоже, также не видят особых перспектив роста внутреннего спроса, больше надеясь на развитие совместных предприятий по сборке авиационной техники в Иране, Саудовской Аравии и на других новых рынках.

§  Практически простаивают судостроительные заводы («Океан», «Черноморский судостроительный завод», «Завод им. 61 коммунара», «Херсонский судостроительный завод» и др.), зарабатывая в основном не судостроением, а судоремонтом. Единичные заказы военного характера реализуются только на «Ленинской кузнице».

§  Еще более неоднозначная ситуация – с обновлением парка железнодорожного подвижного состава. Профильное министерство и «Укрзализныця» продолжают жаловаться на его состояние: общий коэффициент его износа составляет 86,6%, а доля вагонов возрастом до 10 лет – составляет всего 6%; из общего парка в 5210 пассажирских вагонов находятся в эксплуатации только 3437; начиная со второго полугодия каждый квартал будет теряться из-за превышения предельного срока эксплуатацию порядка 200 пассажирских вагонов. В следующем году предстоит отправить на плановый ремонт все 10 имеющихся поездов Hyundai Rotem. Ремонт одного – занимает примерно месяц, и чтобы безболезненно пережить этот процесс – нужно купить в 2016 году не менее двух новых составов, иначе в следующем году придется сокращать сеть маршрутов скоростного железнодорожного сообщения. В этой ситуации руководство «Укрзализныци» приняло довольно странное решение – сначала дважды перенесло оглашение результатов объявленного 31 марта  тендера на закупку двух скоростных поездов (сначала на 10, а затем на 30 июня), однако за день до последнего срока – вообще отменили тендер без объяснения причин и оглашения перспектив закупок. В результате основной претендент на победу – Крюковский вагоностроительный завод (единственное в СНГ предприятие, имеющее налаженное и действующее производство двух видов вагонов - пассажирских и грузовых), продолжает строить грузовые вагоны только для Туркменистана и впервые в своей истории не собрал ни единого пассажирского.

 

В январе-мае 2016 года транспортная отрасль демонстировала разнонаправленные тенденции – как говорящие о начале восстановления, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено еще не по всем параметрам. Кризис в транспортном секторе экономики Украины продолжает подрывать работу отрасли транспортного машиностроения, перебивающейся мизерными заказами либо вообще не получающими их с внутреннего рынка.

 Владислав Мельник 


[1] По итогам I квартала чистая прибыль ПАО "Укртранснафта" сократилась на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (до 637,023 млн гривен)