Правительство (министр соцполитики, Рева) сообщило о том, что им был разработан законопроект о монетизации льгот населения, и вскоре законопроект попадет на рассмотрение в парламент.
Сегодня
система социальной помощи в Украине требует реформ, поскольку имеет ряд
существенных недостатков:
§
Сложность
администрирования. В Украине чуть менее 1000 видов льгот. Никто не знает точную
стоимость этих льгот для государства. [1]
§
Система
неэффективна в борьбе с бедностью: в Украине четверть населения продолжает
оставаться за чертой бедности. Адресность низкая - помощь получает в лучшем
случае половина нуждающихся.
§
Система
несправедливая. Так, например большинство проживающих в сельской местности не
имеют возможностей воспользоваться льготами на услуги ЖКХ.
§
Система
уязвима к коррупции. Сегодня миллиарды из бюджета перечисляются предприятиям,
которые предоставляют услуги, входящие в перечень льгот — на поставку воды,
водоотвод, поставку электроэнергии, газа, транспортные компании, аптеки. Однако
получит ли инвалид полагающиеся ему «бесплатные» лекарства, проедет ли
пенсионер в маршрутке, неизвестно. Предприятие также может "приписать
себе" больше льготников, чем есть.
§ Кроме того, система предоставления бесплатных услуг
вместо денег стимулирует излишнее потребление. Ведь льготник не может купить на
сумму льготы, напр., счетчик или утеплить жилье. Все что ему остается – больше
потреблять (стараясь не выходить за нормативы, если такие установлены). Существующая система субсидий дает возможность
провайдерам переложить свою неэффективность и расходы с поставщика на
потребителей. Интересно, что самый высокий уровень подушных субсидий – в
Тернопольской области, которая имеет самый низкий уровень оснащения домов
средствами учета.
Монетизация льгот — мировая практика,
позволяющая оптимизировать государственные траты, повысить адресность
получателей, эффективность операторов предоставляющих льготные услуги,
стимулировать энергоэффективность. Идея монетизации льгот и в Украине не
нова. Уже давно (более 10 лет назад) на это давал средства Всемирный Банк.
Однако монетизация – это сложный социальный эксперимент, который требует продуманного подхода и консенсуса в обществе относительно основных параметров реформы (кому монетизировать, в каком объеме, как администрировать, как снизить риски неплатежей). К сожалению такого консенсуса нет, что несет в себе значительные риски для внедрения реформ:
Сокращение уровня жизни населения и рост социального напряжения vs. разбалансировка бюджета. Количество тех, кто получает государственную помощь, однозначно сократится, а уровень жизни малоимущего населения рискует ухудшиться под давлением инфляции и на фоне непропорциональной индексации социальных стандартов. Для оценки значимости проблемы – социальные помощи в 2015 году составляли 37,8% доходов граждан.
Монетизация
всех предоставляемых льгот может разбалансировать бюджет, тогда как их
финансирование из бюджета на текущем уровне будет означать сокращение объема
льгот. Сегодня часть льготных услуг предоставляется не за счет бюджета, а за
счет госпредприятий. Точную оценку стоимости всех льгот никто не знает. Так,
например, ежегодно на льготный проезд местным бюджетам выделялось порядка 2
млрд грн субвенции. Согласно внутренним историческим (!) оценкам Минфина,
ориентировочная стоимость транспортной льготы составляет около 10 млрд грн.
Получается, что после монетизации реальный объем предоставляемых льготных
транспортных услуг сократиться для получателей на 80%.
С другой стороны сегодня есть значительное количество малоимущих людей, которые имеют право на льготу, но не могут ею пользоваться. Данная категория населения может увеличить объем государственных расходов. Государство явно не готово оплатить стоимость льгот потенциальным получателям, учитывая, что и с оплатой фактических льготных услуг сегодня не справляется.
Возможность эффективного администрирования перехода на монетизацию под вопросом. Представьте себе, что все люди, которые потенциально имеют право на льготы практически одновременно придут в управления социальной защиты для того чтобы утрясти формальности связанные с монетизацией. Соцучреждения (собезы) и банки не смогут одновременно переварить такой наплыв заявителей. Достаточно вспомнить, как люди теряли сознание и даже умирали в очередях за «Юлиной тысячей» в Ощадбанке.
Накопление задолженности по оплате за услуги. Сейчас нет консенсуса относительного того как «сохранять» деньги, предоставляемые на субсидии с целью предотвращения роста неплатежей. Есть опасения, что пенсионер получивший субсидию живыми деньгами не пойдет платить за квартиру, а в первую очередь купит необходимые лекарства. Есть и такие получатели соцпомощи, которые спустят все субсидии на водку. Не является идеальной и идея «специальных счетов», которая делает бенефициаров более уязвимыми. Так, по информации Минрегионбуда, в большинстве больших городов людям до сих пор не насчитали субсидию за прошедшую зиму. В таком контексте можно себе представить ситуацию, когда человеку откроют субсидируемый счет на оплату услуг ЖКХ, а субсидию будут перечислять с опозданием. Что с таким неплательщиком будут делать коммунальщики?
Коррупция. При существующей системе льгот коррупция – это в основном уровень предприятий, предоставляющих услуги. Монетизация льгот предполагает коррупцию на уровне соцработника в «решении вопроса» о предоставлении соцпомощи. Средняя зарплата соцработника в большинстве случаев составляет порядка 2 минимальных зарплат[2] или половину средней заработной платы по экономике.
Саботаж. Поскольку объемы коррупции – это миллиарды, то любая попытка реформ может наткнуться на саботаж, неэффективное воплощение в жизнь, лоббизм.
Монетизация льгот — мировая практика,
позволяющая оптимизировать государственные траты, повысить адресность
получателей, эффективность операторов предоставляющих льготные услуги,
стимулировать энергоэффективность. Однако монетизация – это сложный социальный
эксперимент, который требует продуманного подхода и консенсуса в обществе
относительно основных параметров реформы. К сожалению, такого консенсуса в
Украине пока нет, что в случае попыток форсированной и непродуманной
монетизации несет в себе значительные риски макроэкономической дестабилизации и
роста социальной напряженности.