Максимум до 1 июля владельцы недвижимости в Украине получат платежки из фискальной службы по уплате налога на недвижимость за предыдущий год.

Налог должен быть уплачен до 28 августа 2016 года.
Налог на
недвижимость относится к числу старейших и наиболее распространенных форм
налогообложения. В теории и в опыте применения развитыми странами налог на
недвижимость считается идеальным местным налогом по ряду причин.
§
Во-первых, налог на недвижимость имеет все возможности
быть справедливым. Владение дорогой собственностью не только подразумевает
наличие индивидуального налогового потенциала для получения доходов от
собственности, но и тесно связано с уровнем потенциального потребления.
§
Во-вторых, в развитых странах, где налогоплательщик
понимает свои выгоды от уплаты налогов, высок уровень налоговой инфраструктуры
и налоговая дисциплина, налог на недвижимость относится к тем, которые легко
администрировать.
§
В-третьих, налог на недвижимость может генерировать легко
предсказуемые и надежные поступления. Переместить базу налогообложения не так
просто. Таким образом, по своему определению недвижимость обеспечивает
стабильность поступлений и усиливается связь уплаченного налога к месту
предоставляемых услуг.
§
В-четвертых, налог на недвижимость является «видимым» для
налогоплательщика, что стимулирует его сильнее контролировать местную власть и
таким образом увеличивает ее подотчетность.
Кроме того
налог на собственность может являться полезным элементом налоговой системы,
если доходы от сдачи собственности в аренду не охвачены подоходным налогом.
Хотя на уровне центрального правительства налоги на собственность, как правило, представляет собой незначительный источник доходов, они могут вносить существенный вклад в финансирование общественных услуг, предоставляемых на местном уровне. В развитых странах налоги на недвижимость составляют 1-4% ВВП и 75-90% доходов местных бюджетов.
Однако все вышесказанное слабо соответствует реалиям Украины.
Налог несправедливый. В Украине база налога на недвижимость определяется общей площадью недвижимости (а не только жилой площадью). Однако площадь недвижимости мало связана с платежеспособностью населения. Так, многие сельские жители на сегодняшний день обязаны платить налог на недвижимость на приватизированные хозяйственные постройки (сараи, хлева, мастерские и т. д.). Обладатель «лишних» 80 кв. м. недвижимости на селе (с пристройками и сараем) вынужден будет в результате заплатить порядка 3310 грн. Да и в городе несправедливость налицо. Так, например, в Киеве средняя цена квадратного метра на Печерское сегодня на уровне 2 тыс. дол, а в Деснянском районе 0,9 тыс дол.[1] Таким образом, одну и ту же сумму налога может заплатить обладатель элитного жилья в центре города и собственник парочки «хрущевок» в промышленном районе города.
Налог непредсказуемый и ненадежный. В 2015 году местные бюджеты Украины получили в 3,4 раза больше налога на недвижимость, чем это было запланировано. Однако такой результат никак не связан с действиями властей. У них просто отсутствует информация, необходимая, для планирования поступлений.
Есть сложности с администрированием налога. Украина все еще не готова к администрированию налога на недвижимость. База налогообложения определяется по данным Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество. К началу 2016 года в реестре содержалась информация относительно лишь трети недвижимости в стране. Налоговые органы могут приглашать граждан на сверку информации и жилищных прав. Тем не менее, отказ налогоплательщика от подобной сверки не имеет для него никаких последствий.
Доходы от налога на недвижимость незначительны. В 2015 году налог на недвижимость уплачивался за 2014
год. Редакция Налогового кодекса, который действовал до 1 апреля 2014 г,
позволила собрать в бюджет 746 млн грн. Это 0,6% доходов местных бюджетов (без
учета трансфертов) либо 0,04% ВВП. Для сравнения расходы местных бюджетов по
результатам 2015 г имеют совсем другой порядок и составляют 280 млрд.грн. Около
четверти налога на недвижимость собрано в г Киев. Еще половина – в городах
областного значения. Остальные 28% или 212 млн грн «размазаны» между почти 30
тысячами[2]
местных советов сел, поселков, городов районного значения. Вряд ли доходы от
налога на недвижимость в этом году значительно вырастут.
§
Местными бюджетами на 2016 год запланировано небольшое
увеличение налога на недвижимость до 894 млн грн.
§
Максимальную ставку налога на недвижимость устанавливают
далеко не все местные советы. В 2014 году основная ставка налога на
недвижимость составляла 1% минимальной зарплаты (12 грн 18 коп за м2).[3] В 2015 году максимальная
ставка составляла 2% минимальной заработной платы за 1 м? (1218*2%=24 грн 36 коп). Однако
Киевсовет установил ставку налога на уровне 1% минимальной зарплаты. Такой же
процент в Черкассах, Черновцах, Чернигове, Тернополе, Полтаве, Луцке. 0,5%
установлен налог во Львове, Херсоне, Ровно, Николаеве. Самый маленький налог -
0,1% определен для жителей Кировограда. 2% установлено лишь в Одессе,
Ивано-Франковске, Запорожье.
§
Льготы по налогу на недвижимость для физлиц остаются
большими. В 2015 году
значительная часть населения все равно не платила налог: были установлены
льготы на квартиры общей площадью до 120 м2 и дома до 240 м2.
Сейчас большая часть городского населения проживает в жилом фонде, который был
возведен во второй половине прошлого столетия, когда площадь «трешки» была до
70 м2, а то и меньше. 2015 году были в два раза
сокращены льготы по налогу на недвижимость. Однако лимит остается высоким: 60
м? для квартиры и 120 м? для дома.
§ Значительная часть налога на недвижимость поступает от юридических лиц. В условиях ограниченной подотчетности местным громадам, местные власти имеют все стимулы увеличивать для юрлиц льготы по этому налогу.
Администрирование налога на недвижимость
требует улучшений: в краткосрочной перспективе - формирование адекватного и
полного реестра имущественных прав, переход к уплате налога исключительно с
жилой площади; в среднесрочной перспективе – создание такой системы учета
недвижимости, которая бы позволяла дифференцировать уплату налога с
корректировкой на стоимость недвижимости.
НоСЄП