В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАМПАНИЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Максимум до 1 июля владельцы недвижимости в Украине получат платежки из фискальной службы по уплате налога на недвижимость за предыдущий год.

09/06/2016
Моніторингові продукти
В УКРАИНЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ КАМПАНИЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Налог должен быть уплачен до 28 августа 2016 года.

Налог на недвижимость относится к числу старейших и наиболее распространенных форм налогообложения. В теории и в опыте применения развитыми странами налог на недвижимость считается идеальным местным налогом по ряду причин.

§  Во-первых, налог на недвижимость имеет все возможности быть справедливым. Владение дорогой собственностью не только подразумевает наличие индивидуального налогового потенциала для получения доходов от собственности, но и тесно связано с уровнем потенциального потребления.

§  Во-вторых, в развитых странах, где налогоплательщик понимает свои выгоды от уплаты налогов, высок уровень налоговой инфраструктуры и налоговая дисциплина, налог на недвижимость относится к тем, которые легко администрировать.

§  В-третьих, налог на недвижимость может генерировать легко предсказуемые и надежные поступления. Переместить базу налогообложения не так просто. Таким образом, по своему определению недвижимость обеспечивает стабильность поступлений и усиливается связь уплаченного налога к месту предоставляемых услуг.

§  В-четвертых, налог на недвижимость является «видимым» для налогоплательщика, что стимулирует его сильнее контролировать местную власть и таким образом увеличивает ее подотчетность.

Кроме того налог на собственность может являться полезным элементом налоговой системы, если доходы от сдачи собственности в аренду не охвачены подоходным налогом.

Хотя на уровне центрального правительства налоги на собственность, как правило, представляет собой незначительный источник доходов, они могут вносить существенный вклад в финансирование общественных услуг, предоставляемых на местном уровне. В развитых странах налоги на недвижимость составляют 1-4% ВВП и 75-90% доходов местных бюджетов.

Однако все вышесказанное слабо соответствует реалиям  Украины.

Налог несправедливый. В Украине база налога на недвижимость определяется общей площадью недвижимости (а не только жилой площадью). Однако площадь недвижимости мало связана с платежеспособностью населения. Так, многие сельские жители на сегодняшний день обязаны платить налог на недвижимость на приватизированные хозяйственные постройки (сараи, хлева, мастерские и т. д.). Обладатель «лишних» 80 кв. м. недвижимости на селе (с пристройками и сараем) вынужден будет в результате заплатить порядка 3310 грн.  Да и в городе несправедливость налицо. Так, например, в Киеве средняя цена квадратного метра на Печерское сегодня на уровне 2 тыс. дол, а в Деснянском районе 0,9 тыс дол.[1] Таким образом, одну и ту же сумму налога может заплатить обладатель элитного жилья в центре города и собственник парочки «хрущевок» в промышленном районе города.

Налог непредсказуемый и ненадежный. В 2015 году местные бюджеты Украины получили в 3,4 раза больше налога на недвижимость, чем это было запланировано. Однако такой результат никак не связан с действиями властей. У них просто отсутствует информация, необходимая, для планирования поступлений.

Есть сложности с администрированием налога. Украина все еще не готова к администрированию налога на недвижимость. База налогообложения определяется по данным Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество. К началу 2016 года в реестре содержалась информация относительно лишь трети недвижимости в стране. Налоговые органы могут приглашать граждан на сверку информации и жилищных прав. Тем не менее, отказ налогоплательщика от подобной сверки не имеет для него никаких последствий.

Доходы от налога на недвижимость незначительны. В 2015 году налог на недвижимость уплачивался за 2014 год. Редакция Налогового кодекса, который действовал до 1 апреля 2014 г, позволила собрать в бюджет 746 млн грн. Это 0,6% доходов местных бюджетов (без учета трансфертов) либо 0,04% ВВП. Для сравнения расходы местных бюджетов по результатам 2015 г имеют совсем другой порядок и составляют 280 млрд.грн. Около четверти налога на недвижимость собрано в г Киев. Еще половина – в городах областного значения. Остальные 28% или 212 млн грн «размазаны» между почти 30 тысячами[2] местных советов сел, поселков, городов районного значения. Вряд ли доходы от налога на недвижимость в этом году значительно вырастут.

§   Местными бюджетами на 2016 год запланировано небольшое увеличение налога на недвижимость до 894 млн грн.

§   Максимальную ставку налога на недвижимость устанавливают далеко не все местные советы. В 2014 году основная ставка налога на недвижимость составляла 1% минимальной зарплаты (12 грн 18 коп за м2).[3] В 2015 году максимальная ставка составляла 2% минимальной заработной платы за 1 м? (1218*2%=24 грн 36 коп). Однако Киевсовет установил ставку налога на уровне 1% минимальной зарплаты. Такой же процент в Черкассах, Черновцах, Чернигове, Тернополе, Полтаве, Луцке. 0,5% установлен налог во Львове, Херсоне, Ровно, Николаеве. Самый маленький налог - 0,1% определен для жителей Кировограда. 2% установлено лишь в Одессе, Ивано-Франковске, Запорожье.

§   Льготы по налогу на недвижимость для физлиц остаются большими. В 2015 году значительная часть населения все равно не платила налог: были установлены льготы на квартиры общей площадью до 120 м2 и дома до 240 м2. Сейчас большая часть городского населения проживает в жилом фонде, который был возведен во второй половине прошлого столетия, когда площадь «трешки» была до 70 м2, а то и меньше. 2015 году были в два раза сокращены льготы по налогу на недвижимость. Однако лимит остается высоким: 60 м? для квартиры и 120 м? для дома.

§   Значительная часть налога на недвижимость поступает от юридических лиц. В условиях ограниченной подотчетности местным громадам, местные власти имеют все стимулы увеличивать для юрлиц льготы по этому налогу.

Администрирование налога на недвижимость требует улучшений: в краткосрочной перспективе - формирование адекватного и полного реестра имущественных прав, переход к уплате налога исключительно с жилой площади; в среднесрочной перспективе – создание такой системы учета недвижимости, которая бы позволяла дифференцировать уплату налога с корректировкой на стоимость недвижимости. 

 НоСЄП



[1] http://estate-in-kiev.com/index.php?prices-of-apartments-in-kiev

[2] http://www.ukrstat.gov.ua/

[3] Для квартир и домов, чья площадь превышает 240 м2 и 500 м2 соответственно ставка налога на недвижимость составляла 2,7% минимальной заработной платы