Министр соцполитики Андрей Рева заявил о возможности увеличения минимальной заработной платы (МЗП) в экономике в 1,5 раза.
С его слов, правительство в
данный момент работает над соответствующим законопроектом.
- Почему
возникла инициатива?
Повышения МЗП
рассматривается правительством как один из инструментов решения проблемы
дефицита Пенсионного фонда, которая становится все более актуальной:
§ Сегодня расходы пенсионного фонда на 2/3 финансируются за
счет госбюджета.
§ При том, что удельный вес пенсионных выплат остается
одним из самых высоких в международном сравнении, уровень пенсий не дотягивает
до международного прожиточного минимума и составляет около 2 дол на день.
§ На одного работника приходится более одного пенсионера, а уровень пенсий не замещает и 40% трудового дохода.
- Что именно
предлагается?
В
правительстве пока нет консенсуса относительно самой пенсионной реформы, и
поэтому в качестве одной из мер по снижению дефицита ПФ озвучено повышение в
полтора раза МЗП в экономике для увеличения поступлений от ЕСВ и ПДФО. Предполагается:
§
Повысить минимальную зарплату с 1450 грн. до 2175 грн.
Размер МЗП останется одинаковым для
всех: для частного, государственного, коммерческого и неприбыльного сектора.
§
В
то же время, правительство отказывается использовать минимальную заработную
плату для расчета зарплат в бюджетном секторе. Сегодня зарплаты в бюджетном секторе определяются с помощью умножения
значения первого разряда на коэффициент соответствующий должности и
квалификации бюджетника. Правительство предлагает не привязывать первый разряд
к минимальной зарплате.
Таким образом, повышение коснется только тех
бюджетников, чья заработная плата окажется ниже обновленной МЗП в 2175 грн (
в основном работники 1-10 разрядов)[1].
Для всех остальных бюджетников зарплата будет рассчитываться по
коэффициентам, установленным тарифной сеткой, путем умножения на первый
разряд (с 1 мая 2016 года 1185 грн)[2].
Такая дифференциация сможет сэкономить на фонде оплаты труда в бюджетном
секторе порядка 80 млрд грн и избежать повышения расходов сводного бюджета на
10% от запланированного в 2016 году.[3] |
§ Правительство также предлагает не привязывать прожиточный минимум и минимальную заработную плату, а устанавливать их независимо одно от другого.
- Какая доля, и какой
социальный профиль работников, получающих МЗП?
Доля людей, которых может
затронуть повышение МЗП, значительна:
§ Исходя из текущего распределения зарплат, повышение коснется четверти штатных работников.
Уровень месячной
зарплаты |
% от общего числа |
Тысяч человек |
В пределах мин.
зарплаты |
3,1 |
235,7 |
Мин.
зарплата-1500 грн |
6,9 |
524,6 |
1500 грн -2000
грн |
13,2 |
1003,5 |
Итого |
23,3 |
1771,4 |
§ В отраслевом разрезе, повышение МЗП должно затронуть
каждого третьего в аграрном секторе, в сфере образования, здравоохранения,
торговли, общественного питания, строительства.
§ Под повышение МЗП попадут отдельные категории
работников, работающих в рамках секторных (отраслевых) соглашений (угольщики, металлурги, химики и пр)[4].
§ Кроме того, МЗП, как правило,
получают работники предприятий, которые уходят от налогов.
§ В социальном разрезе, размер МЗП актуален в первую очередь для выпускников, работающих пенсионеров, жителей депрессивных территорий и сельской местности.
- Какой эффект
от повышения МЗП на доходы домохозяйств?
Повышение МЗП не приведет к пропорциональному повышению
доходов домохозяйств:
§
Непропорционально
вырастут налоговые обязательства. В случае повышения, работники с минимальной
заработной платой во второй половине 2016 года уже не будут подпадать под
единую социальную льготу. В результате их налоговые обязательство по ПДФО могут
увеличиться в 3 раза. Рост чистой заработной платы составит уже не 50%, а 35%.
§ Сократятся жилищные субсидии. Эффект правда будет заметен не сразу, т.к.
для расчета жилищных субсидий принимается во внимание доход за предшествующие
12 месяцев (при этом субсидия назначается сроком на год).
§ Сократятся социальные выплаты. Те, кто ранее имел право на получение
социальных выплат, могут его утратить. Так, например не будет считаться
малоимущей семья из матери-одиночки, которая содержит себя и своего ребенка на
минимальную заработную плату. В программе поддержки останутся одни хронические
иждивенцы.
§ Работники, предприятий получающие МЗП, а остальную
зарплату в конвертах, могут вообще не почувствовать какой-либо эффект, т.к.
работодатель, скорее всего, постарается переложить дополнительные затраты на
работника за счет уменьшения «теневых» выплат.
§ С другой стороны, на предприятиях выплачивающих белую зарплату, административное повышение МЗП может вынудить работодателя в поисках экономии на фонде оплаты труда сократить доплаты, премии и бонусы остальным работникам.
5. Какой эффект от повышения МЗП на снижение дефицита ПФ?
Эффект для бюджета и правительства обещает быть положительным, но
несущественным для решения проблемы Пенсионного фонда.
Согласно расчетам правительства,
повышение минимальной заработной платы в экономике должно принести бюджету
чистый эффект в 3 млрд. грн. Так, со слов Ревы, правительство рассчитывает «детенизировать 2,5 млн. работников
небюджетной сферы, изыскать 4,5 млрд. грн. на повышение (МЗП) в бюджетной сфере – и к концу года получаем
эффект 7,5 млрд грн. Минус 4,5 млрд.
грн. – итого 3 млрд. грн. чистого плюса по экономическим расчетам, если мы это
делаем».
На оценки правительства можно выйти следующим образом:
§ Увеличение доходов по ПДФО. Помимо подтягивания
заработной платы и соответственно увеличения отчислений по ПДФО, одна из
наибольших экономий для бюджета – это сокращение социальной льготы по ПДФО. В случае принятия инициативы правительства практически ни к кому не смогут
применить налоговую социальную льготу 50% (МЗП освобождается от ПДФО),
поскольку налоговая льгота применяется
только к тем, чей доход ниже 1,4 прожиточного минимума на начало года[5]. Таким образом, от увеличения поступлений по НДФЛ и экономии на льготниках
бюджет сможет получить порядка 3,5 млрд грн[6].
§ Увеличение доходной базы ЕСВ. По нашим расчетам, увеличение отчислений по
ЕСВ от подтягивания зарплат до уровня 1,5 минимальной составит 1,3 млрд. грн.
за пол года.
§ ЕСВ увеличится не только за счет тех, кто получает минимальную зарплату, но
и за счет единщиков, которые работают на упрощенной системе, и, как правило,
платят 22% от минимальной заработной платы. Согласно Госстата, количество
субъектов малого предпринимательства в 2014 году составляло более 1,5 млн.
Конечно, не все они на упрощенной системе. Однако если минимальный взнос платит
хотя бы 2/3 от них, то за пол года доходы Пенсионного фонда могут дополнительно
увеличиться на 3 млрд грн.
§ Расходная часть бюджета увеличится на сумму необходимую для выплаты
заработных плат бюджетникам. Наши расчеты близки к правительственным и
составляют порядка 4,5 млрд грн.
Выгода от повышения МЗП (+3-3,3 млрд. грн.) не сопоставима с уровнем дефицита Пенсионного фонда в 145 млрд грн.
6.
Какой эффект на экономику в целом?
Увеличение МЗП (даже если оно не
приведет к пропорциональному росту доходов домохозяйств) должно способствовать
усилению потребительского спроса и при прочих равных должно оказать поддержку
восстановлению экономическому росту. Вместе с тем, такое повышение несет с
собой и ряд рисков:
§ Ускорение
инфляции и пропитывание девальвационных ожиданий, особенно если повышение придется на
осень на фоне попыток расшатывания политической ситуации.
§ Рост
безработицы и дальнейшая тенизация экономики ? снижение налоговой базы.
o
Если
сегодня МЗП составляет 30% от средней по экономике, то после повышения ее
уровень уже будет близким к 44%. Для половины отраслей повышение окажется
критическим (выше 50%). Ввиду роста
затрат часть работников может ожидать сокращение и увольнение, невыплаты. Это в
первую очередь коснется наиболее уязвимых пенсионеров и выпускников.
o
В
зоне наибольшего риска окажется половина секторов экономики. Так, в случае
внедрения правительственной инициативы, МЗП составит около 70% среднего уровня
оплаты труда в секторе образования и здравоохранения. Около 60% средней
заработной платы будет составлять минималка в сельском хозяйстве и секторе
общественного питания. Критическим окажется уровень МЗП для строительства
(около 50%).
o Вероятна дальнейшая тенизация зарплат. Сектора с высокой долей низкооплачиваемых работников чаще и легче уходят в тень: торговля, строительство, недвижимость.