ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ЯНВАРЕ - АПРЕЛЕ: ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ

По сообщению Госстата, в январе – апреле 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. рост в промышленности достиг 3,7% (период-к -периоду, пкп).

26/05/2016
Моніторингові продукти
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ЯНВАРЕ - АПРЕЛЕ: ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ

Позитивные тенденции:

§  Рост в промышленности продолжается 3-й месяц подряд (напомним до этого промпроизводство падало 3,5 года). Кумулятивно с начала года рост остался на таком же уровне, что и по итогам первого квартала.

§  Структура прироста добавленной стоимости в промышленности также не претерпела значительных изменений. Основной драйвер роста остается сектор ГМК, внешняя конъюнктура для которого существенно улучшилась, а глобальные цены увеличивались с начала года и достигли своего локального годового пика под конец апреля. С начала года цена и по последнюю декаду апреля цена на железную руду в Китае (основной импортер для нас) выросла с 38 до 70 дол. за тонну (+84%) в, цена на стальную заготовку с отгрузкой в портах Черного моря увеличилась с 250 дол до около 400 дол. за тонну (+60%). Кроме того, украинские металлурги получили дополнительные преимущества из-за антидемпинговых пошлин на сталь, которые ввел ЕС против экспортеров из РФ, Китая, Бразилии, Японии (в 1Q 2016 г. экспорт в ЕС черных металлов в тоннажном эквиваленте вырос на 26%).  Как результат, а также на фоне низкой базы сравнения прошлого года, все отрасли, входящие в цепочку ГМК, показали более чем уверенный прирост за первые 4 месяца 2016 г. (пкп):  добыча угля (+12,6%), руды (+3,1%), кокса (+37,0%), металлургического производства (+11,5%).

§  Из других позитивных отраслевых тенденций следует выделить ускорение прироста производства фармацевтической продукции (с «минус» 7,3% в январе до +9,1% в апреле, пкп), неметаллической продукции и стройматериалов (с «минус» 2,7% до +6,8% соответственно) – последнее поддержано ростом в строительном секторе (+8,5% пкп). Признаки оживления наблюдаются также в машиностроении (+3%, пкп), однако его следует интерпретировать достаточно осторожно: (1) рост крайне неравномерен в разрезе даже по сходным видам деятельности: напр., в транспортном машиностроении – производство автотранспортных средств продолжило падать ( «минус» 28,8% пкп), тогда как производство ж/д вагонов и локомотивов выросло на 9,2% (пкп). (2) к тому же, как и в ГМК, прирост показан на фоне очень низкой базы прошлого года (к примеру в 1-м квартале 2016 г. флагман отечественного вагоностроения – Крюковский вагоностроительный завод – увеличил производство в 5,9 р, нарастив выпуск с 13 единиц в 1Q 2015 г. до 77 в 1Q 2015 г; для сравнения в 2012 г. завод выпускал 2768 вагонов в среднем в квартал, т.е. в 35 раз больше чем в 2016 г.).   

§  Есть позитивные тренды и в региональном разрезе: рост стал более равномерным. По итогам 4-х месяцев спад промпроизводства зарегистрирован в 7 областях, тогда как месяцем ранее таких было 11, а в начале года  - и вовсе 21. В то же время, основной вклад в прирост промпроизводства внесли неоккупированные части Донбасса. Улучшение внешней конъюнктуры в ГМК и относительное затишье на «фронте» (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) позволили дозагрузить производственные мощности и нарастить производство в Донецкой (+9,8%) и Луганской областях (+130%). По оценкам, МЕРТ более 60% всего роста в промышленности в первом квартале 2016 г. – результат прироста промпроизводства в этих 2-х областях.

Негативные тенденции:

§  Перспективы для ГМК ухудшаются. Импульс для металлургов в виде роста мировых цен/ внешнего спроса на сырье и готовую продукцию начал выдыхаться (см. рисунок). Это было заметно уже под конец апреля, однако в полной мере проявилось в мае, что будет отображено в статистике следующих месяцев. Напр., цена на железную руду в мае упала с пиковых 70 дол. до 50 дол. за тонну (т.е. на 28%), и сейчас руда торгуется на уровне начала- середины февраля 2016 г. Вслед за рудой отреагировали цены на различные виды стальной продукции. Цена на стальную заготовку с отгрузкой в портах Черного моря снизилась с пиковых 420 дол. до 360-370 дол дол. за тонну (т.е. на 15%). В мае – впервые с начала года – на глобальных рынках ЖРС и стали превалировали негативные ожидания на ближайшие 12 месяцев: основные крупные компании и трейдеры ожидали дальнейшего ухудшения внешней конъюнктуры, т.к. проблемы на рынке – замедление экономики Китая на фоне общемирового перепроизводства – никуда не делись, а лишь на время потеряли свою остроту. Большинство отраслевых прогнозов ориентированы на продолжение спада во второй половине 2016 г. мировых цен на металлы и руду, которые должны вернуться на минимум конца 2015 г.

§  Ряд отраслей, которые занимают порядка половины в структуре промпроизводства,   демонстрируют спад. Это:

o    добыча нефти и газа («минус» 2,7%, пкп; сказываются высокие рентные платежи для Укргаздобычи, которые были снижены, только начиная с 2Q 2016),

o    деревообработка («минус» 2,1%, пкп),

o    химпроизводство («минус» 5,0% пкп; отрасль продолжает находиться в кризисе  на фоне остановки половины производственных мощностей, снижения на 25% мировых цен на удобрения цен на удобрения и засилья импорта удобрений – доля последних на внутреннем рынке составляет уже порядка 50%).

o    производство электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха  – в апреле отрасль показала кумулятивный спад на 0,6% (пкп) впервые с начала года, что связано с падением спроса на энергетические ресурсы как со стороны промышленных, так и бытовых потребителей. 

o    производство пищевых продуктов (без напитков и сигарет) – «мину» 1%, что говорит о слабом восстановлении потребительского спроса, несмотря на рост реальных зарплат в первом квартале на 1,6%.

§  Фундаментальные факторы восстановления промпроизводства остаются слабыми:

o    Как уже неоднократно отмечалось, восстановление в первой половине года будет достигнуто на фоне крайне низкой базы сравнения прошлого года, эффект от которого будет исчерпываться под конец 2016 г.

o    Продолжается банковский кризис, что сдерживает кредитование и инвестиции. За январь – апрель 2016 гг., кредитование предприятий в гривне сократился на 2 млрд. грн., в валюте – на 230 млн. дол;

o    Финансовое положение предприятий оставляет желать лучшего. По итогам первого квартала  2016 г. , убытки убыточных предприятий действительно сократились, но упала на 20,7% и прибыль прибыльных крупных и средних предприятий.

o    Внешние рынки заимствований остаются закрытыми. По данным НБУ, roll-over (% пере-кредитования по долгосрочным внешним займам частного сектора на начало марта составлял   всего 37%).

o    Потребительский спрос остается слабым на фоне жесткой/ про-цикличной монетарной и (по крайней мере, до последнего времени) фискальной политики. 

o    Сохраняющиеся угрозы внутренней дестабилизации (на фоне возможного политического кризиса либо конфронтации на Донбассе) подпитывают риски неопределенности и негативные инвестиционные ожидания бизнеса 

o    Как результат, восстановление инвестиционной активности в 2016 г., которое должно было оказать основную поддержку росту, не выглядит убедительным: по итогам первого квартала капитальные инвестиции выросли всего на 0,7%. 

 

Промышленность в апреле демонстрирует признаки дальнейшего оживления. Однако восстановление роста достигнуто на фоне крайне низкой статистической базы (только в 2014-2015 гг. промпроизводство обвалилось на 22%), не в последнюю очередь простимулировано спекулятивными факторами, которые на несколько месяцев позволили улучшить внешнюю конъюнктуру в ГМК и уже в мае их действие ослабнет, и происходит неравномерно. Фундаментальные факторы восстановления промпроизводства остаются слабыми: продолжается банковский кризис, финансовое положение предприятий оставляет желать лучшего, доступ на внешние рынки заимствований затруднен, потребительский спрос все еще отходит от шоковой терапии последних двух лет, а инвестиционные ожидания бизнеса уже не подвержены тотальному пессимизму, но и сдержанно оптимистичными их назвать трудно.   


Владислав Комаров