МИНИСТР СОЦПОЛИТИКИ РЕВА: СИТУАЦИЯ С ВЫПЛАТАМИ ПЕНСИЙ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ

Министр социальной Рева в эфире программы «Свобода слова» заявил о том, что в Украине назревает катастрофа с пенсионными выплатами.

24/05/2016
Моніторингові продукти
МИНИСТР СОЦПОЛИТИКИ РЕВА: СИТУАЦИЯ С ВЫПЛАТАМИ ПЕНСИЙ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ

В заявлении Министра социальной политики Ревы новости нет. Пенсионная система Украины уже долгое время остается источником социального и фискального риска.

Расходы Пенсионного фонда по результатам 2015 год составили порядка 12,7% ВВП и остаются одними из самых высоких в международном сравнении уже долгое время. Из за ограничений пенсий работающим пенсионерам, индексации, повышения пенсионного возраста, пенсионная нагрузка даже несколько сократилась в 2015 году (в 2014 году нагрузка ПФ – 19,1%). Однако, при условии отсутствия реформ, перспективы сокращения дефицита Пенсионного фонда – призрачные.

§  Население Украины стареет быстрыми темпами. Если еще 15 лет назад количество людей старше 60 лет было на 6.5% больше, чем детей 0-15 лет, то в конце 2015 года пожилых людей уже на 36.9% больше.

§  Растет миграция. Согласно официальным оценкам (Минтруд)  в Украине примерно 3-5 млн трудовых мигрантов. Большинство исследователей этой проблемы указывают количество 6,5-7 млн человек. При этом каждый второй мигрант не собирается возвращаться на родину. Самое страшное, что 45% трудовых мигрантов составляет молодежь.

§  Нагрузка на работающего постоянно растет. Сейчас в Украине около 12,3 млн. пенсионеров, между которыми распределяются средства Пенсионного фонда. Количество застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ, наполняющих Пенсионный фонд, в марте 2016 года составляло 10.3 млн человек. То есть один работник платит пенсию уже более чем одному пенсионеру. 

С другой стороны, пенсии в Украине очень низкие.

§  Для большинства из 11 миллионов обычных пенсионеров, пенсия в марте 2016 года составляла 1700 грн. Это 68 грн или немногим более 2 дол в день, что ниже международной границы бедности (менее 5 дол в день в ценах 2005 года по паритету покупательской способности). Сегодня  минимальная стоимость месячной продуктовой корзины всего на 200 грн меньше средней пенсии и составляет 1500 грн. Оставшихся 200 грн пенсионеру не хватит на лечение, уход, покупку лекарств и предметов первой необходимости. До конца года в лучшем случае пенсии вырастут на 16%, а вот реальная цена продуктовой корзины увеличится на 30-40% до 2100 грн.

§  По отношению к средней зарплате пенсия составляет 37.6%, что значительно ниже, чем общепринятый уровень замещения пенсиями трудового дохода в 40%. Для сравнения, уровень замещения пенсиями трудового дохода составляет 48,8% в Польше, 59,9% в Чехии, 73,9% в Испании. Один из самых низких уровней замещения пенсиями трудового дохода среди стран ЕС - в Германии – 42%.

Ситуацию с Пенсионным фондом усугубили непродуманные эксперименты со ставкой Единого социального взноса (ЕСВ).

§  Так, на протяжении 2015 г. правительство дважды меняло механизм администрирования сниженной ставки ЕСВ. Сокращенная ставка ЕСВ ( 60% от полной ставки) могла быть применена работодателями, которые выполнили ряд условий по увеличению средней зарплаты на предприятии, фонда оплаты труда и др. Эта инициатива должна была сократить высокую нагрузку на фонд оплаты труда и часть теневой экономики (по официальным оценкам в январе-сентябре 2015 года уровень теневой экономики составил 40% ВВП). В то же время, например в среднем для стран ЕС этот уровень составляет 18,3%, а для наиболее коррумпированной Болгарии – порядка 30% ВВП. Однако экономического чуда не произошло. Согласно ГФС сниженную ставку ЕСВ в 2015 году применили 7 тысяч работодателей, у которых работают 700 тыс работников. Эти предприятия могли применить ставку и без настоящей легализации зарплат путем увеличения количества рабочих мест, слияния предприятий, инфляции. По результатам 2015 года доходы Пенсионного фонда от ЕСВ выросли всего на 3,7% год к году до 168,1 млрд. грн. Сумма ЕСВ, которая поступила в Пенсионный фонд, была на 2,6 млрд грн ниже годового плана.

§  Выводов с провалом прошлогоднего эксперимента со снижением ЕСВ не сделано. Новое – двукратное – снижение ставки ЕСВ сначала 2016 года удвоило дефицит Пенсионного фонда. Сегодня ПФ на 2/3 зависит от трансфертов из Государственного бюджета. Для выплаты пенсий 2016 года из госбюджета должен поступить трансферт в 144,9 мрлд грн и еще 14,2 млрд грн январских пенсий было выплачено за счет расходов прошлого бюджета. Расходы Пенсионного фонда запланированы в 2016 году на уровне 257,2 млрд грн. Снижение в 2 раза ставки ЕСВ сначала 2016 года не дало ни значительного перераспределения зарплат в пользу работников, ни детенизации, которые бы компенсировали снижение налоговой нагрузки и увеличили бы отчисления в ПФ. Более того, в экономике продолжают нарастать негативные процессы:

  • Расти роль неформального сектора. Отмечена тенденция сокращения штатных сотрудников с 8,1 млн в апреле 2015 года до 7,9 млн работников в апреле 2016. В то же время, с прошлого года наметилась тенденция роста занятости в неформальном секторе. Так, в 2015 году 26,2% занятого населения работало в неформальном секторе экономики без оформления трудовых отношений (в 2014 году удельный вес таких лиц составлял 25,1% занятого населения).
  • Сокращается база ЕСВ. Так, в текущем году продолжает сокращаться количество застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ. Так, количество застрахованных лиц, за которых уплачивается ЕСВ, в марте 2016 года сократилось (год к году) на 262 тысячи человек до 10.3 млн. Как результат, пенсионная нагрузка на экономику остается одной из самых высоких в международном сравнении: в 2016 году ожидается порядка 13% ВВП.

При отсутствии других источников для сохранения хотя бы существующего уровня наполнения ПФ (правительство на такие источники не указывает) придётся пойти «проверенным» путем: повысить ЕСВ, ввести новые налоги на пенсию, повысить пенсионный возраст, отменить возможность единовременного получения пенсий и заработной платы, отказаться от индексации пенсий.

Дефицит солидарной пенсионной системы Украины увеличивается быстрыми темпами в связи с негативными демографическими процессами. Ситуацию усугубили последние непродуманные эксперименты со ставкой ЕСВ, которые не могли сработать в условиях низкого доверия к государственным институтам. Повышение уровня жизни пенсионеров и обеспечение стабильности фискальной системы требует проведения пенсионной реформы. Однако парадокс состоит в том, что новое правительство, заявляя о катастрофическом состоянии пенсионного фонда, проводить пенсионную реформу, по крайней мере, на данном этапе не готово. Об этом свидетельствует смягчение позиции МВФ по пенсионной реформе в ходе переговоров по пересмотру программы EFF (в обмен на ускоренное повышение тарифов на тепло), заявления профильного вице-премьера Розенко о том, что вопросы повышения пенсионного возраста сегодня сняты с повестки дня.    

НоСЭП