В январе - марте 2016 года грузооборот увеличился на 4,2%, перевозки грузов – на 4,1%, пассажирооборот – на 1,4%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,1%.
Прежде всего необходимо
отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие ухудшения базы
сравнения, за которую
принято катастрофическое для отрасли прошлогоднее падение, пик которого
пришелся как раз на I квартал 2015 года (в тот период грузооборот сократился на
19,8%, пассажирооборот – на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014
года).
По итогам I квартала 2016 года
в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.
С одной стороны, каждый
второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает
«выздоравливать»:
§
в
грузовом сегменте:
o
на
целых 40,9% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на
13,0% выросла перевалка грузов. Перекачка и транзит аммиака увеличилась на
17,8% - это хороший сигнал потенциальным инвесторам выводимого на приватизацию
Одесского припортового завода. На 19,5% выросла перекачка газа, на 51,7% - его
транзит. Это позволяет надеяться, что дочернее предприятие «Укртрансгаз» НАК
«Нефтегаз Украины» будет и дальше показывать позитивную динамику результатов
хозяйственной деятельности (по последним данным за 9 месяцев 2015 года, кампании
удалось выйти на чистую прибыль 7,38 млрд грн. по сравнению с убытком 0,8 млрд.
грн. за аналогичный период 2014 года);
o
выросли
автомобильные перевозки – на 1,0% по грузообороту и на 2,7% - по объемам
перевозок;
o
стоит
также отметить рост перевозки грузов водным (на 7,5%) и железнодорожным (на
1,7%) транспортом;
o
железнодорожники
увеличили объемы перевозок по коксу на 20,3%, нефти и нефтепродуктам – на – на
19,2%, черным металлам – на 16,6%, каменному углю – на 12,2%, цементу – на
7,4%, зерну и продуктам его перемола – на 4,5%, лесу – на 2,1%.
§
в
пассажирском сегменте:
o
наибольший
прирост зафиксирован в авиаперевозках: +18,8% по пассажирообороту и +10,7% - по
количеству перевезенных пассажиров;
o
на
6,0% увеличился пассажирооборот на железнодорожном, на 6,9% - в водном
транспорте;
o
незначительный,
но все же прирост продемонстрирован в городском электрифицированном транспорте
(на 0,6…1,8%), за исключением метрополитена;
Вместе с тем, отдельные
показатели роста по своему размеру выглядят чисто символическими (например,
увеличение количества перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом на
0,9%).
Но проблемных
направлений, где падение продолжается, остается немало:
§
на
6,5% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится
почти 59% от их общего объема); на 35,6% уменьшили перевозки железными дорогами
лома черных металлов, на 30,3% - строительных материалов, на 2,2% - химических
и минеральных удобрений, на 2,1% - железной и марганцевой руды;
§
продолжается
падение грузооборота – основного показателя экономической эффективности отрасли
– также и в сегменте авиационного (-5,7%) и особенно водного (-35,3%);
§
на
19,4% сократилась перекачка, на 19,6% - транзит нефти. Это не замедлило
сказаться на финансовых результатах работы ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного
дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе
оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость
нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью
580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?). 26 апреля компания представила свой финансовый отчет
за I квартал, по итогам которого чистая
прибыль ПАО "Укртранснафта" сократилась на 22,1% по сравнению с
аналогичным периодом 2015 года (до 637,023 млн гривен);
§
неудовлетворительные результаты работы продемонстрировал автомобильный пассажирский
сектор (пассажирооборот сократился на 5,8%, количество перевезенных пассажиров
– на 12,5%) и метрополитен (-3,1% и -3,2% соответственно).
На этой неделе состоялось примечательное
для транспортной отрасли событие. Впервые на открытом конкурсе руководителем «Укрзализныци», на которую
приходится 58,7% грузооборота и 35,2% общего пассажирооборота, возглавил
польский менеджер Войцех Балчун.
Ему досталось достаточно
тяжелое наследство - предприятие с:
§
более
чем 90%-ным износом колейного и подвижного состава, но тем не менее оцениваемым
даже без части Донбасской и Крымской составляющей в более чем 260 млрд. грн.;
§
кредитным
рейтингом C от Fitch и SD – от Standard&Poor’s, оставляющим малые надежды
на привлечение недорогих кредитных ресурсов;
§
глубокой убыточностью: в 2014 году – «минус» 15,4
млрд. грн., за I полугодие 2015 года – «минус» 4,7 млрд. грн.;
единственным источником их покрытия в компании видели исключительно повышение тарифов,
выдавливаемое из года в год из Мининфраструктуры, МЭРТа и Минфина;
§
крайне низкой эффективностью операционной
деятельности и перекрестным дотированием пассажирских перевозок за счет
грузовых;
§
высокой коррупцией, пронизавшей компанию по всей вертикали:
от банальных билетных спекулянтов до закупок по завышенным ценам, от системных
злоупотреблений на уровне региональных управлений (давно «неформально
приватизированными» местными железнодорожными генералами) до прямого участия
государственного монополиста в контрабандной транспортировке угля из зоны АТО[1] и
запрещенного к экспорту необработанного леса[2];
§
не совсем удачными с имиджевой точки зрения
проектами (задержавшимся в дороге в Китай и вернувшимся обратно пустым пробным
контейнерным эшелоном в рамках «Великого шелкового пути», время от время – хоть
и реже – ломающимися в пути скоростными железнодорожными поездами и т.д.).
Новому руководителю предстоит
уже в ближайшее время решить несколько непростых задач:
§
преодолеть
коррупцию в системе «Укрзализныци» и устранить факторы, ей способствующие;
отодвинуть от компании лиц, «кормящихся» на ней годами и десятилетиями;
§
повысить
эффективность работы компании – по возможности не путем механического роста тарифов и вывести ее в
прибыльность;
§
существенно
улучшить экономику пассажирских перевозок и качество облуживания пассажиров без
снижения уровня их доступности;
§
модернизировать
подвижной состав и колейное хозяйство.
Теоретический и практический опыт у нового руководителя есть[3], насколько удастся его реализовать в Украине – покажет ближайшие год-два. Если проект окажется успешным – у страны появится шанс со временем получить современную, качественную и эффективную транспортную систему не только в железнодорожном, но и других сегментах, испытывающих сегодня в разных масштабах примерно те же проблемы, что и «Укрзализныця».
В I квартале 2016 года транспортная отрасль
демонстрировала разнонаправленные тенденции – как способствующие ее
восстановлению, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено не по всем
параметрам.
В ближайшее время в транспортной сфере «в фокусе» внимания будет пребывать
«Укрзализныця», выводить которую из глубокого кризиса впервые за 25 лет
независимости доверено польскому специалисту В.Балчуну, которому удалось
осуществить подобное в своей стране и заявляющему, что это возможно сделать и в
Украине.
[3] В 2005-2007 гг. Балчун возглавлял наблюдательный
совет корпорации PKP S.A (Польские железные дороги). С 2008 по 2013 гг. был
главой правления компании PKP Cargo, которая на тот момент переживала
реструктуризацию. Всего за пару лет В.Балчун превратил
убыточного грузового железнодорожного перевозчика PKP Cargo в прибыльного, и
второго в ЕС по грузообороту после DB. В апреле 2012 г. Войцеха
Балчуна назначили руководителем LOT Polish Airlines, где также занимался реструктуризацией почти обанкротившегося
предприятия. Компанию удалось спасти, при чем на это потратили не все
выделенные Еврокомиссией средства - из выделенных 800 миллионов злотых
сэкономили 273 миллиона.