ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В I КВАРТАЛЕ – НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ?

В январе - марте 2016 года грузооборот увеличился на 4,2%, перевозки грузов – на 4,1%, пассажирооборот – на 1,4%. Вместе с тем перевозки пассажиров сократились на 6,1%.

25/04/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В I КВАРТАЛЕ – НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ?

Прежде всего необходимо отметить, что рост-2016 – это в значительной мере следствие ухудшения базы сравнения, за которую принято катастрофическое для отрасли прошлогоднее падение, пик которого пришелся как раз на I квартал 2015 года (в тот период грузооборот сократился на 19,8%, пассажирооборот – на 12,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).

По итогам I квартала 2016 года в транспортной отрасли наблюдались разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, каждый второй показатель говорит о том, что транспортный сектор понемногу начинает «выздоравливать»:

§  в грузовом сегменте:

o   на целых 40,9% увеличился грузооборот в сегменте трубопроводного транспорта, на 13,0% выросла перевалка грузов. Перекачка и транзит аммиака увеличилась на 17,8% - это хороший сигнал потенциальным инвесторам выводимого на приватизацию Одесского припортового завода. На 19,5% выросла перекачка газа, на 51,7% - его транзит. Это позволяет надеяться, что дочернее предприятие «Укртрансгаз» НАК «Нефтегаз Украины» будет и дальше показывать позитивную динамику результатов хозяйственной деятельности (по последним данным за 9 месяцев 2015 года, кампании удалось выйти на чистую прибыль 7,38 млрд грн. по сравнению с убытком 0,8 млрд. грн. за аналогичный период 2014 года);

o   выросли автомобильные перевозки – на 1,0% по грузообороту и на 2,7% - по объемам перевозок;

o   стоит также отметить рост перевозки грузов водным (на 7,5%) и железнодорожным (на 1,7%) транспортом;

o   железнодорожники увеличили объемы перевозок по коксу на 20,3%, нефти и нефтепродуктам – на – на 19,2%, черным металлам – на 16,6%, каменному углю – на 12,2%, цементу – на 7,4%, зерну и продуктам его перемола – на 4,5%, лесу – на 2,1%. 

§  в пассажирском сегменте:

o   наибольший прирост зафиксирован в авиаперевозках: +18,8% по пассажирообороту и +10,7% - по количеству перевезенных пассажиров;

o   на 6,0% увеличился пассажирооборот на железнодорожном, на 6,9% - в водном транспорте;

o   незначительный, но все же прирост продемонстрирован в городском электрифицированном транспорте (на 0,6…1,8%), за исключением метрополитена;

Вместе с тем, отдельные показатели роста по своему размеру выглядят чисто символическими (например, увеличение количества перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом на 0,9%).

Но проблемных направлений, где падение продолжается, остается немало:

§  на 6,5% уменьшился грузооборот железнодорожного транспорта (на который приходится почти 59% от их общего объема); на 35,6% уменьшили перевозки железными дорогами лома черных металлов, на 30,3% - строительных материалов, на 2,2% - химических и минеральных удобрений, на 2,1% - железной и марганцевой руды;

§  продолжается падение грузооборота – основного показателя экономической эффективности отрасли – также и в сегменте авиационного (-5,7%) и особенно водного (-35,3%);

§  на 19,4% сократилась перекачка, на 19,6% - транзит нефти. Это не замедлило сказаться на финансовых результатах работы ПАТ «Укртранснафта» - 100%-ного дочернего предприятия НАК «Нефтегаз Украины» и второго по величине в Европе оператора системы магистральных нефтепроводов (общая протяжённость нефтепроводов — около 3850 км; перекачку нефти обеспечивают 39 нефтеперегонных станций суммарной мощностью 580 тысяч кВт; емкость резервуарного парка — около 800 тысяч м?). 26 апреля компания представила свой финансовый отчет за I квартал, по итогам которого чистая прибыль ПАО "Укртранснафта" сократилась на 22,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (до 637,023 млн гривен);

§   неудовлетворительные результаты работы  продемонстрировал автомобильный пассажирский сектор (пассажирооборот сократился на 5,8%, количество перевезенных пассажиров – на 12,5%) и метрополитен (-3,1% и -3,2% соответственно). 

На этой неделе состоялось примечательное для транспортной отрасли событие. Впервые на открытом конкурсе руководителем «Укрзализныци», на которую приходится 58,7% грузооборота и 35,2% общего пассажирооборота, возглавил польский менеджер Войцех Балчун.

Ему досталось достаточно тяжелое наследство - предприятие с:

§  более чем 90%-ным износом колейного и подвижного состава, но тем не менее оцениваемым даже без части Донбасской и Крымской составляющей в более чем 260 млрд. грн.;

§  кредитным рейтингом C от Fitch и SD – от Standard&Poor’s, оставляющим малые надежды на привлечение недорогих кредитных ресурсов;

§  глубокой убыточностью: в 2014 году – «минус» 15,4 млрд. грн., за I полугодие 2015 года – «минус» 4,7 млрд. грн.; единственным источником их покрытия в компании видели исключительно повышение тарифов, выдавливаемое из года в год из Мининфраструктуры, МЭРТа и Минфина;

§  крайне низкой эффективностью операционной деятельности и перекрестным дотированием пассажирских перевозок за счет грузовых;

§  высокой коррупцией, пронизавшей компанию по всей вертикали: от банальных билетных спекулянтов до закупок по завышенным ценам, от системных злоупотреблений на уровне региональных управлений (давно «неформально приватизированными» местными железнодорожными генералами) до прямого участия государственного монополиста в контрабандной транспортировке угля из зоны АТО[1] и запрещенного к экспорту необработанного леса[2];

§  не совсем удачными с имиджевой точки зрения проектами (задержавшимся в дороге в Китай и вернувшимся обратно пустым пробным контейнерным эшелоном в рамках «Великого шелкового пути», время от время – хоть и реже – ломающимися в пути скоростными железнодорожными поездами и т.д.).

Новому руководителю предстоит уже в ближайшее время решить несколько непростых задач:

§  преодолеть коррупцию в системе «Укрзализныци» и устранить факторы, ей способствующие; отодвинуть от компании лиц, «кормящихся» на ней годами и десятилетиями;

§  повысить эффективность работы компании – по возможности не путем механического роста тарифов и вывести ее в прибыльность;

§  существенно улучшить экономику пассажирских перевозок и качество облуживания пассажиров без снижения уровня их доступности;

§  модернизировать подвижной состав и колейное хозяйство.

Теоретический и практический опыт у нового руководителя есть[3], насколько удастся его реализовать в Украине – покажет ближайшие год-два. Если проект окажется успешным – у страны появится шанс со временем получить современную, качественную и эффективную транспортную систему не только в железнодорожном, но и других сегментах, испытывающих сегодня в разных масштабах примерно те же проблемы, что и «Укрзализныця».

В I квартале 2016 года транспортная отрасль демонстрировала разнонаправленные тенденции – как способствующие ее восстановлению, так и свидетельствующие о том, что «дно» пройдено не по всем параметрам.

В ближайшее время в транспортной сфере «в фокусе» внимания будет пребывать «Укрзализныця», выводить которую из глубокого кризиса впервые за 25 лет независимости доверено польскому специалисту В.Балчуну, которому удалось осуществить подобное в своей стране и заявляющему, что это возможно сделать и в Украине.


Владислав Мельник 

[3] В 2005-2007 гг. Балчун возглавлял наблюдательный совет корпорации PKP S.A (Польские железные дороги). С 2008 по 2013 гг. был главой правления компании PKP Cargo, которая на тот момент переживала реструктуризацию. Всего за пару лет В.Балчун превратил убыточного грузового железнодорожного перевозчика PKP Cargo в прибыльного, и второго в ЕС по грузообороту после DB. В апреле 2012 г. Войцеха Балчуна назначили руководителем LOT Polish Airlines, где также занимался реструктуризацией почти обанкротившегося предприятия. Компанию удалось спасти, при чем на это потратили не все выделенные Еврокомиссией средства - из выделенных 800 миллионов злотых сэкономили 273 миллиона.