Комитет Министров Совета Европы (КМСЕ) в своем ежегодном отчете дал информацию об уровне исполнения решений Европейского суда по правам человека, которые традиционно являются большой имиджевой и правовой проблемой для Украины.
Согласно выводам КМСЕ, на 1 января 2016 года 1052 решений ЕСПЧ по
Украине считались не выполненными. Речь идет не о решениях,
требующих денежного возмещения или компенсационных выплат, а о вердиктах
Страсбургского суда, которые требуют внесения изменений в нормативную базу
страны-ответчика или же решения системных проблем с соблюдением прав человека.
Хуже из 47
стран – членов Совета Европы обстоит дело только в Италии (2 421), Турции (1 591) и России (1 549).
Украина никогда не была на хорошем счету в ЕСПЧ, но ситуация продолжает усугубляться: в 2015 году в Украине на контроле КМСЕ в течение года появилось 57 новых
дел, снято с контроля за окончательное исполнение – 14 дел, т.е. по сути
возникло 43 «новые проблемы». Вряд ли в такой ситуации можно разделять оптимизм
Министерства юстиции, которое видит положение дел в позитивных тонах (в 2014 году выполнено 7 решений ЕСПЧ, в 2015
году – вдвое больше)[1].
Согласно документам СЕ, на
контроле находится исполнение решений ЕСПЧ в отношении Украины в таких сферах
(крупнейшие группы):
§ 419 – о невыполнении государственными органами и Украины решений национальных судов (в основном
речь идет о решениях, по которым государство должно выплатить определенную
компенсацию);
§ 268 в отношении неоправданной длительности уголовного преследования;
§ 39 в отношении условий содержания под стражей, включительно с
непредоставлением медицинской помощи;
§ 37 в отношении жестокого обращения со стороны милиции и отсутствие
эффективного расследования;
§ 33 относительно нарушений во время предварительного заключения.
Куда сложнее обстоят дела в части решений, предусматривающих выплату
денежных компенсаций.
В 2015 году
исполнено решений ЕСПЧ на общую сумму лишь на 0,97 млн евро в делах, в которых
Украина проиграла истцам (это почти в 8
раз меньше, чем в 2014 году – 7,7 млн. евро, и всего 0,4% от задолженности,
составляющей около четверти миллиарда евро).
Количество
украинцев, которые доказали в ЕС нарушение своих прав со стороны государства и
которым были своевременно осуществлены выплаты выросло почти в 5 раз – с 5 человек
в 2014 году до 23 в 2015 году.
Вместе с тем,
на конец года 28 человек получили компенсации с опозданием, 168 дел находились
в "списке ожидания", еще по 27 правительство уплатило тело
задолженности, но задерживало оплату штрафов, назначаемых за задержку выплат.
По 135 решениям
ЕСПЧ период задолженности составляет более чем 6 месяцев
Такое положение дел в Украине в течение многих лет преподносится как
следствие отсутствия или необходимость проведения судебной реформы. Но на самом деле – это не так На решения украинских судов подается
всего 5% от общего количества исков в ЕСПЧ. Все остальные мотивы для обращений
– лежат далеко за рамками судебной системы и касаются досудебного следствия,
условий содержания в местах предварительного заключения (вопросы к МВД и
прокуратуре), нечеловеческих условиях отбывания наказаний (вопросы к
пенитенциарной системе), невыплате присужденных судами сумм выплат и
компенсаций (вопросы к Минюсту / исполнительной службе и Минфину). Все эти
вопросы могут быть разрешены даже в рамках действующего законодательства –
правомерным соблюдением и применением его норм.
Но вместо того, чтобы системно решать эти
проблемы – Правительство с завидным упорством генерирует новые поводы для
исков вначале по всей цепочке национальных судов, и как финал – в ЕСПЧ:
§ признав наличие долга на 1.01.2016 по ранее принятым
решениям ЕСПЧ в размере более 7,5 млрд. грн., правительство руками Верховной
Рады разрешило себе платить по этим обязательствам деньгами всего лишь 10%,
оформив на остальные финансовые казначейские векселя со сроком погашения до 7
лет, отсрочкой первого платежа на 2 года и ставкой 9,3% годовых[2],
что само по себе является дополнительным нарушением решений ЕСПЧ;
§ законом Украины о государственном бюджете на 2016 год
установлено, что гарантированные более чем 30 специальными законами социальные
выплаты и гарантии осуществляются только в объеме, установленном КМУ исходя из
имеющихся ресурсов;
§ принятыми в декабре 2015 года в «бюджетном пакете»
изменениями в отдельные законодательные акты исключен целый ряд ранее
действовавших льгот для инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, детей войны и т.д.,
или сужен круг их получателей;
§ две последние вышеупомянутые позиции крайне легко
оспариваемы как противоречащие статье 22 Конституции Украины, и имеют хорошую
перспективу для вынесения в ЕСПЧ решения не
в пользу Украины.
[1] Даже в России, также прохладно относящейся к
решениям ЕСПЧ, по мнению КМСЕ ситуация в динамике выглядит лучше – за год
появилось 120 новых системных решений, снято с контроля – 44 (значительно
больше, чем в 2014 году, когда с контроля были сняты только 3 дела).
[2] Для сравнения – инфляция в 2014-2015 году
составила 80%...