В ЯНВАРЕ - ФЕВРАЛЕ 2016 Г. ГОСБЮДЖЕТ ВЫПОЛНЕН ЗА СЧЕТ СУЩЕСТВЕННОГО НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ

За январь-февраль 2016 года в государственный бюджет поступило 70,5 млрд. грн, что на 17% (10,24 млрд. грн.) больше аналогичного показателя прошлого года. Доходы госбюджета увеличились, однако темпы наполнения государственного бюджета падают.

05/04/2016
Моніторингові продукти
В ЯНВАРЕ - ФЕВРАЛЕ 2016 Г. ГОСБЮДЖЕТ ВЫПОЛНЕН ЗА СЧЕТ СУЩЕСТВЕННОГО НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ

Если в прошлом году темпы роста доходов госбюджета составляли 40-60%, то в этом году в январе они снизились до 32,6%, а в феврале упали уже до 7,8%. Хотя правительство сообщает о выполнении доходов государственного бюджета на 114,2%, за эти два месяца получено всего 11,8% от годового плана. Для сравнения в предшествующие пять лет за январь - февраль государственный бюджет в среднем аккумулировал более 14% годовых доходов. (см. таблицу в приложении)

На что следует обратить внимание в выполнении бюджета по доходам:

§  Провал в поступлениях по налогу на прибыль. Фискальная консолидация на фоне падающей экономики делают свое дело. Реальный сектор элементарно «выдохся»: доходы от налога на прибыль предприятий рухнули на 55,0% до 2,2 млрд. грн. (для сравнения в январе – феврале 2013 г. поступления от налога на прибыль были почти в 6,5 раз больше, 14,1 млрд. грн.). Помимо сокращения производства, падения экспорта и де-индустриализации, на динамику доходов от налога на прибыль предприятий негативно повлияли накопленные в предыдущих периодах налоговые переплаты.

§  Инфляция и девальвация остаются основными источниками наполнения бюджета. Уровень цен на потребительские товары за январь-февраль 2016 года увеличился на 36,4% по сравнению с январем-февралем 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по отношению к доллару на валютном межбанке в январе-феврале 2016 года был в среднем на 25% выше, чем в первые два месяца 2015 года. Инфляция и девальвация стали основными драйверами роста поступлений, прежде всего, по НДС (+29,8%) и импортной пошлине (+21,8%).

§  Рост доходов достигнут за счет увеличения фискального прессинга на население и отдельные сектора экономики (газодобыча, производство подакцизных товаров, сх):

o  Повышения ставок акцизов. Поступления от акцизного налога выросли на 50,9%. Это следствие повышения с 1 января 2016 акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук, на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.

o  Повышения ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Изменениями в Налоговый кодекс, принятыми вместе с бюджетом -2016, увеличена ставка НДФЛ с 15-20% (по нижней ставке 15% облагалось 95% всех зарплат) до 18%, а также расширена налоговая база за счет снижения с 1 до 0,5 МЗП размера налоговой социальной льготы. Рост налоговой нагрузки по НДФЛ вместе с повышением номинальных зарплат из-за инфляции обусловили прирост по этому виду доходов госбюджета на 33,9%. Вместе с тем, низкие поступления от ЕСВ свидетельствуют о том, что особой детенизации выплат зарплат не произошло. 

o  Изъятия инвестиционного ресурса у добывающих компаний. Рентная плата за пользование недрами за первые 2 месяца 2016 года увеличилась более чем в 3 раза. Причина – проста: в первом квартале 2015 г. главная компания по добыче газа в Украине (Укргазвидобування) уплачивала в бюджет рентную плату за добычу газа по ставке 20% от цены 355 грн. за 1000 м3. В первом квартале 2016 г. ставка составляет 70%, а стоимость газа для расчета налоговых обязательств увеличена в 3.6 раза до 1590 грн. за 1000 м3. Обратной стороной повышения с 1.04.2015 г. ставки ренты для государственных газодобывающих компаний стало падение внутренней добычи (по итогам 2015 г. упала на 3%). Ошибочность такого шага уже была признана нынешней властью: с 1 апреля 2016 г. ставка ренты для таких компаний (Укргазвидобування + Укрнафта) будет снижена до 50%. 

Однако даже такие крайние меры истощения экономики уже не спасают ситуацию с выполнением бюджета: в феврале дефицит государственного бюджета достиг 2,4 млрд. грн. (против профицита в 2,4 млрд. грн. в январе). Более того, этот показатель занижен и достигнут благодаря низким темпам финансирования правительственных обязательств: по сравнению с прошлым годом расходы государственного бюджета увеличились всего на 5,0% (при инфляции за период – 36,4%), а план бюджетных расходов на период недовыполнен на 18,0% или на 15,5 млрд грн. Больше всего пострадали:

§  Социальная сфера. Одни из самых низких темпов финансирования были отмечены в сфере здравоохранения и образования. Недовыполнение плана января-февраля 2016 составило  55,1% и 33,4% соответственно. На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий по образованию и здравоохранению) передано ресурса (субвенций) на 16,5% или на 5,4 млрд. грн. меньше от запланированного. Вначале 2016 года под угрозой оказалось исполнение целого ряда бюджетных обязательств. Так, в ходе принятия бюджета 2016 правительство оставило без ресурса финансирование ПТУ, высшего образования I-II степени аккредитации, льготного проезда.

§  Госинвестиции. Капитальные расходы государственного бюджета практически не финансировались. За январь-февраль 2016 года было профинансировано менее 400 млн грн капитальных расходов или менее 2% (!) от плана 2016 год. Это означает, что капитальные расходы в лучшем случае будут финансироваться по старому традиционному принципу в последнем квартале с одной единственной целью, никак не связанной с эффективностью, - побыстрее освоить средства.

§  Оборона и правопорядок. Из общего фонда на оборону и правопорядок потрачено 12.6 млрд. грн. или менее 80% от запланированного на период.

В ближайшие месяцы можно ожидать ускорения темпов роста расходов на фоне «разблокирования» поступлений прибыли от НБУ (будет распределяться по итогам выводов аудиторов в апреле), планового повышения социальных стандартов с 1 мая, растущего давления со стороны местных бюджетов увеличить трансферты на делегированные, но не профинансированные расходы. Кроме того, сохраняются риски разбалансирования Пенсионного фонда вследствие слабых результатов от детенизации зарплат и неритмичных поступлений от ЕСВ (если в январе поступления от ЕСВ на 15% превысили план, то в феврале недобор уже составил 6,3%), что будет требовать увеличения трансфертов из бюджета (последние уже составляют 57% (!)всех доходов ПФ).

В то же время, возможность профинансировать растущие расходы не инфляционным путем остается под вопросом: (1) ряд запланированных источников финансирования дефицита (напр., 17 млрд. грн. от приватизации; 13 млрд. грн. от антикоррупционной деятельности), как уже можно было убедиться в 2014-2015 гг., являются виртуальными; (2) Минфин уже признал завышенным свой прогноз роста экономики на 2% (при этом экономика остается подверженной целому ряду нисходящих политических, военных, внешне- и внутриэкономических рисков, при которых рост на 0,5-1%, можно будет считать значительным успехом)

Правительство не сделало выводов из ошибок прошлого года. Продолжение практики жесткой фискальной консолидации – через недофиксирование социальных расходов и инфраструктуры, повышение налоговой нагрузки на население и отдельные еще работающие бизнесы – будет тормозить восстановление экономики, сокращать базу налогообложения, повышать градус социального напряжения и подпитывать недоверие к любым ( даже позитивным) фискальным экспериментам властей, в конечном итоге усиливая внутри-политический конфликт в Украине и ускоряя приход к власти популистов либо радикальных политсил.  


НоСЭП