За январь-февраль 2016 года в государственный бюджет поступило 70,5 млрд. грн, что на 17% (10,24 млрд. грн.) больше аналогичного показателя прошлого года. Доходы госбюджета увеличились, однако темпы наполнения государственного бюджета падают.
Если в прошлом
году темпы роста доходов госбюджета составляли 40-60%, то в этом году в январе
они снизились до 32,6%, а в феврале упали уже до 7,8%. Хотя правительство
сообщает о выполнении доходов государственного бюджета на 114,2%, за эти два месяца получено всего 11,8% от
годового плана. Для сравнения в предшествующие пять лет за январь - февраль
государственный бюджет в среднем аккумулировал более 14% годовых доходов. (см. таблицу в приложении)
На что следует
обратить внимание в выполнении бюджета по доходам:
§
Провал в поступлениях по налогу на прибыль. Фискальная консолидация на фоне падающей экономики
делают свое дело. Реальный сектор элементарно «выдохся»: доходы от налога на прибыль предприятий рухнули на 55,0% до 2,2 млрд.
грн. (для сравнения в январе – феврале 2013 г. поступления от налога на
прибыль были почти в 6,5 раз больше, 14,1 млрд. грн.). Помимо сокращения
производства, падения экспорта и де-индустриализации, на динамику доходов от
налога на прибыль предприятий негативно повлияли накопленные в предыдущих
периодах налоговые переплаты.
§
Инфляция и девальвация остаются основными источниками
наполнения бюджета. Уровень цен
на потребительские товары за январь-февраль 2016 года увеличился на 36,4% по
сравнению с январем-февралем 2015 года. Средневзвешенный курс гривны по
отношению к доллару на валютном межбанке в январе-феврале 2016 года был в
среднем на 25% выше, чем в первые два месяца 2015 года. Инфляция и девальвация
стали основными драйверами роста поступлений, прежде всего, по НДС (+29,8%) и
импортной пошлине (+21,8%).
§
Рост доходов достигнут за счет увеличения фискального
прессинга на население и отдельные сектора экономики (газодобыча, производство
подакцизных товаров, сх):
o Повышения
ставок акцизов. Поступления
от акцизного налога выросли на 50,9%. Это следствие повышения с 1 января 2016
акциза на сигареты по специфичной ставке на 40% - до 318,26 грн за 1 тыс. штук,
на пиво – в два раза, до 2,48 грн/литр.
o Повышения
ставок и расширение базы налогообложения НДФЛ. Изменениями в Налоговый кодекс, принятыми вместе с
бюджетом -2016, увеличена ставка НДФЛ с 15-20% (по нижней ставке 15% облагалось
95% всех зарплат) до 18%, а также расширена налоговая база за счет снижения с 1
до 0,5 МЗП размера налоговой социальной льготы. Рост налоговой нагрузки по НДФЛ вместе с повышением номинальных
зарплат из-за инфляции обусловили прирост по этому виду доходов госбюджета на
33,9%. Вместе с тем, низкие поступления от ЕСВ свидетельствуют о том, что
особой детенизации выплат зарплат не произошло.
o Изъятия инвестиционного ресурса у добывающих компаний. Рентная плата за пользование недрами за первые 2 месяца 2016 года увеличилась более чем в 3 раза. Причина – проста: в первом квартале 2015 г. главная компания по добыче газа в Украине (Укргазвидобування) уплачивала в бюджет рентную плату за добычу газа по ставке 20% от цены 355 грн. за 1000 м3. В первом квартале 2016 г. ставка составляет 70%, а стоимость газа для расчета налоговых обязательств увеличена в 3.6 раза до 1590 грн. за 1000 м3. Обратной стороной повышения с 1.04.2015 г. ставки ренты для государственных газодобывающих компаний стало падение внутренней добычи (по итогам 2015 г. упала на 3%). Ошибочность такого шага уже была признана нынешней властью: с 1 апреля 2016 г. ставка ренты для таких компаний (Укргазвидобування + Укрнафта) будет снижена до 50%.
Однако даже
такие крайние меры истощения экономики уже не спасают ситуацию с выполнением
бюджета: в феврале дефицит
государственного бюджета достиг 2,4 млрд. грн. (против профицита в 2,4 млрд.
грн. в январе). Более того, этот показатель занижен и достигнут благодаря
низким темпам финансирования правительственных обязательств: по сравнению с
прошлым годом расходы государственного бюджета увеличились всего на 5,0% (при
инфляции за период – 36,4%), а план
бюджетных расходов на период недовыполнен на 18,0% или на 15,5 млрд грн. Больше
всего пострадали:
§ Социальная
сфера.
Одни из самых низких темпов финансирования были отмечены в сфере
здравоохранения и образования. Недовыполнение плана января-февраля 2016
составило 55,1% и 33,4% соответственно.
На местный уровень (а местные бюджеты являются главными исполнителями заданий
по образованию и здравоохранению) передано ресурса (субвенций) на 16,5% или на
5,4 млрд. грн. меньше от запланированного. Вначале 2016 года под угрозой
оказалось исполнение целого ряда бюджетных обязательств. Так, в ходе принятия
бюджета 2016 правительство оставило без ресурса финансирование ПТУ, высшего
образования I-II степени аккредитации, льготного проезда.
§ Госинвестиции. Капитальные расходы государственного бюджета практически
не финансировались. За январь-февраль 2016 года было профинансировано менее 400
млн грн капитальных расходов или менее 2% (!) от плана 2016 год. Это означает,
что капитальные расходы в лучшем случае будут финансироваться по старому
традиционному принципу в последнем квартале с одной единственной целью, никак
не связанной с эффективностью, - побыстрее освоить средства.
§ Оборона и правопорядок. Из общего фонда на оборону и правопорядок потрачено 12.6 млрд. грн. или менее 80% от запланированного на период.
В ближайшие
месяцы можно ожидать ускорения темпов роста расходов на фоне «разблокирования»
поступлений прибыли от НБУ (будет распределяться по итогам выводов аудиторов в
апреле), планового повышения социальных стандартов с 1 мая, растущего давления
со стороны местных бюджетов увеличить трансферты на делегированные, но не
профинансированные расходы. Кроме того, сохраняются риски разбалансирования
Пенсионного фонда вследствие слабых результатов от детенизации зарплат и
неритмичных поступлений от ЕСВ (если в январе поступления от ЕСВ на 15%
превысили план, то в феврале недобор уже составил 6,3%), что будет требовать
увеличения трансфертов из бюджета (последние уже составляют 57% (!)всех доходов
ПФ).
В то же время, возможность профинансировать растущие расходы не инфляционным путем остается под вопросом: (1) ряд запланированных источников финансирования дефицита (напр., 17 млрд. грн. от приватизации; 13 млрд. грн. от антикоррупционной деятельности), как уже можно было убедиться в 2014-2015 гг., являются виртуальными; (2) Минфин уже признал завышенным свой прогноз роста экономики на 2% (при этом экономика остается подверженной целому ряду нисходящих политических, военных, внешне- и внутриэкономических рисков, при которых рост на 0,5-1%, можно будет считать значительным успехом)
Правительство не сделало выводов из ошибок
прошлого года. Продолжение практики жесткой фискальной консолидации – через
недофиксирование социальных расходов и инфраструктуры, повышение налоговой
нагрузки на население и отдельные еще работающие бизнесы – будет тормозить
восстановление экономики, сокращать базу налогообложения, повышать градус
социального напряжения и подпитывать недоверие к любым ( даже позитивным)
фискальным экспериментам властей, в конечном итоге усиливая внутри-политический
конфликт в Украине и ускоряя приход к власти популистов либо радикальных
политсил.
НоСЭП