Одной из глобальных проблем, стоящих перед Украиной, является проблема внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Основные социальные угрозы,
связанные с масштабным вынужденным переселением, оказываются в росте нагрузки
на локальных рынках труда, существовании проблем с размещением переселенцев, их
трудоустройством, медицинским обслуживанием, доступом к образованию и др.
Политические угрозы обусловлены, прежде всего, поддержкой определенными
политическими силами и СМИ тезисы о поляризации страны, ее разделения на восток
и запад. Следствием этого является существование случаев неприязненного
отношения к вынужденным переселенцам со стороны жителей территорий переселения
и распространение антиукраинских настроений на территориях, которые временно не
контролируются Украиной. К наиболее весомым психологическим угрозам относятся
постоянный стресс, информационный диссонанс, потеря инстинкта самосохранения.
При этом медико-социальные осложнения (эпидемиологические проблемы, рост
заболеваемости и смертности и т.д.) угрожают не только вынужденным
переселенцам, но и всему населению.
Намерения переселенцев о будущем
иллюстрируют данные социологических исследований, согласно которым 57%
опрошенных планируют вернуться в родные дома при наличии жилья и работы,
поставка электроэнергии, воды, газа и прекращения боевых действий. Учитывая
это, необходимы различные политика и программы: возвращение людей, которые
намерены вернуться в места постоянного проживания и расселения и адаптации на
новом месте жительства тех, кто не планирует возвращаться. Сегодня
первоочередного решения требуют вопросы, связанные с размещением переселенцев в
жилье, пригодном для зимовки, восстановлением документов, получением пенсий и
социальной помощи, медицинской помощью, трудоустройством, обеспечением
образования детей. Институциональное обеспечение такой политики предусматривает
создание специальных муниципальных комиссий (из представителей органов
государственной власти, волонтерских организаций и переселенцев) и фондов (с
привлечением средств местных бюджетов, международных организаций и
благотворительной помощи) по стандартам международных фондов, подотчетных
гражданскому обществу, а также временных социальных служб (из волонтеров и
переселенцев) для помощи тем, кто в ней нуждается.
Суть проекта: восстановление социальных связей, усиление влияния государства в общественно чувствительных сферах (образование, охрана здоровья, социальное обеспечение ВПЛ).
I. ОПЕРАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
На 23 июня более 46 тыс. жителей АР
Крым, Донецкой и Луганской областей являлись временно перемещенными лицами
(Агентство беженцев ООН). Причем, около 15 тыс. из них (33%) размещались в
г. Святогорск Донецкой обл. Остальные ВПЛ – рассредоточены практически по
всей Украине, наибольшие скопления – г. Киев (3,5 тыс.), Львовская
обл. (2,5 тыс.), Харьковская обл. (6,5 тыс.) и Одесская обл. (2,3 тыс.)
Примерно 5,7 тыс. ВПЛ выехало за рубеж, 5,2 тыс. – в РФ, 0,5 тыс. – в соседние страны Европы в т.ч. Польша, Беларусь и Румыния.
II. ОБЗОР
ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ
Решением проблем в связи с ВПЛ
активно занимаются гражданские
организации (например, «Спасем Украину», «Восток-SOS», «Дім друзів»,
«Организация помощи переселенцам Крыма» …и много других), международные организации – Агентство беженцев ООН[1],
UNICEF, Общество Красного креста, местные
органы власти, и некоторой мерой Министерство
социальной политики[2].
Проблемы можно разделить на кратко- и среднесрочные, а также на юридические, организационные, координации и информации, финансовые.
1. Юридические
§ Недостатки
ЗУ № 4998-1 «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной
территории Украины»
§ Вопросы,
связанные с регистрацией ВПЛ за местом пребывания. Без регистрации ВПЛ не может
получать соц. помощь, не может участвовать в выборах.
§ Возможность
регистрации в центр занятости без наличия трудовой книжки (не было возможности
получить на руки)
§ Вопросы
связанные с возмещением стоимости имущества, оставшегося на
временно-оккупированной территории/ доступ к банковским вкладам
2. Организационные
§ Какой
орган центральной власти должен отвечать за вопросы связанные с проблемами ВПЛ?
§ Получение
ВПЛ соц. обеспечения – пенсии, выплаты инвалидам, помощь на детей
§ Доступ
к сфере образования (определение в детские садики, школы, ВУЗы)
§ Доступ
к медобслуживанию (постановка на учет, проблема эпидемиологии, обеспечение
лекарствами и пр.)
§ Обеспечение
жильем. Временно как-то решается. Долгосрочная перспектива – временное
предоставление «социального жилья».
§ Трудоустройство
ВПЛ
3. Координации и информации
«Какой
объем информации необходим на каждом уровне для эффективного решения проблем
ВПЛ?»
§ Проблемы
низкой координации:
o между
центральными органами власти,
o между
центральными и местными органами власти,
o между
органами власти и гражданскими организациями
§ Отсутствие
информационной системе о точном количестве ВПЛ, их потребностях
§ Отсутствие
информации о возможностях трудоустройства в других регионах по разным
специальностям
§ Отсутствие
информации о наличии мест в детских садах, школах, ВУЗах по регионам Украины
4. Финансовые
§ Определение
сумм, необходимых для обеспечения основных потребностей ВПЛ
§ Опыт
некоторых регионов в финансовом обеспечении ВПЛ: Львовская обл. определила
категорию наиболее нуждающихся ВПЛ, рассчитала сумму и получила от Агентства
беженцев ООН некоторую поддержку
§ Получение
помощи от Агентства беженцев ООН – регионам нужно посчитать необходимый объем
поддержки для наиболее нуждающихся ВПЛ (опыт Львовской области)
§ Возможность
поддержки от стран-соседей, заинтересованных поддержать ВПЛ в Украине
[1] Информационный портал по теме ВПЛ Украины: http://unhcr.org.ua/en/2011-08-26-06-58-56/news-archive/1244-internal-displacement-map (отчеты и нормативная база)
[2] Действует горячая линия, указаны контактные телефоны, опубликован
список свободных мест в санаториях и тур.базах Украины и другое: http://www.mlsp.gov.ua/labour/control/uk/index