В УКРАИНЕ ВПЕРВЫЕ ЗА 3,5 ГОДА ВЫРОСЛО ПРОМПРОИЗВОДСТВО

По сообщению Госстата, в феврале 2016 г. в сравнении с февралем 2015 г. рост промышленного производства составил 7,6%, скорректировано на эффект календарных дней – 4,9% (год-к-году, гкг).

24/03/2016
Моніторингові продукти
В УКРАИНЕ ВПЕРВЫЕ ЗА 3,5 ГОДА ВЫРОСЛО ПРОМПРОИЗВОДСТВО

В январе – феврале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. рост в промышленности достиг 2,9% (период-к - периоду, пкп).

Главный позитив в том, что (а) промышленность в принципе показала рост (особенно на фоне продолжавших падать в январе-феврале 2016 г. остальных базовых секторов экономики, кроме транспорта); (б) рост (гкг) зафиксирован впервые за последние 42 (!) месяца (т.е. с июля 2012 г.).

Возобновление роста в промышленности, именно в первой половине текущего года, было ожидаемым. Основная причина такого ожидания – низкая база сравнения прошлого года: дно падения индустриального производства пришлось как раз февраль - апрель 2015 г., что не в последнюю очередь было связано с активными военными действиями на Донбассе, обвальной девальвацией, рекордно низкими ожиданиями бизнеса и т.д. Показывать рост в 2016 г. на фоне «минус» 21,4% в феврале 2015 г. статистически «легче», чем в сравнении, напр., с декабрем 2015 г., когда падение затормозилось до 1,5%.

Более того, следует напомнить, что за 3,5года, когда украинская промышленность находилась в рецессии, промпроизводство сократилось более чем на четверть. Т.е. февральское восстановление роста достигнуто с крайне низкой базы (по данным Госстата, в январе 2016 г. промпроизводство составляло всего 71,7% от января 2010 г.). 

Более детальный анализ результатов работы промышленности за первые 2 месяца 2016 г., в т.ч. отраслевом и региональном разрезе, заставляет усомниться в устойчивости такого восстановления:

§  Локомотивом роста выступил сектор ГМК. В феврале Украина нарастила производство угля (+27,9% гкг, +9,8% пкп ), железной руды (+8,9% гкг, +4% пкп), производство кокса (+44,9% гкг, +36,2% пкп), металлургическое производство выросло соответственно на 14,2% и 5,4%. Помимо уже упомянутого эффекта низкой базы, что в случае с ГМК имело более высокое значение, чем по другим отраслям промышленности, (большая часть металлургических и коксохимических заводов расположено либо в зоне АТО, либо в прифронтовой зоне), значительную роль в активизации работы сектора сыграло ситуативное улучшение внешней конъюнктуры. Проведение в апреле 2016 г. Всемирной выставки садового хозяйства в г. Таншань обусловило необходимость сокращение промышленных выбросов в атмосферу (на 30-50%) и соответственно добычи железной руды и выпуска стали, как в самом городе, так и во всей провинции Хэбей (производит четверть всей стали в Китае и 11% в мире). Все это взвинтило цену на железную руду и сталь с поставками в ключевых китайских портах  - на руду  только за февраль на 38% и более чем на 50% с начала года, сталь – на 22-34% с начала года.         

 

Украинских производителей стали уже давно втеснили с китайского рынка (в 2015 г. Украина наоборот импортировала отдельные виды сталелитейной продукции из Китая), однако Китай остается ключевым импортером украинской железной руды: в 2015 г. из 2,1 млрд. дол. украинского экспорта железной руды – 0,95 млрд. дол. (45%) пришлось на Китай. Кроме того, на фоне роста цен на сырье и сталь в Китае, немного, но оттолкнулись вверх, мировые цены на сталь (с начала года и по 15 марта +5,3%, в т.ч. в Европе +4,5% ), что должно было поддержать украинский ГМК на фоне непрекращающегося снижения глобальных цен с середины 2014 г. Ключевой вопрос – насколько устойчивы восходящие мировые тенденции в отрасли. Подавляющее большинство отраслевых аналитиков указывают на их временный характер: к началу - середине осени – по мере завершения выставки в Таншань – спад цен на рынке возобновиться из-за мирового перепроизводства и наличия избыточных мощностей, а цена на железную руду упадет до 35 дол. за тонну.

§  По другим ключевым отраслям следует выделить восстановление роста в пищевой промышленности (+5% гкг и 1,7% пкп) и машиностроении (+3,9% гкг, +1% пкп). Однако и здесь не все так однозначно. Подъем в пищевой промышленности достигнут преимущественно за счет наращивания выпуска по 3 позициям (замороженная курятина, +68,2% пкп; смеси соков +22,4%, алкоголь и сигареты – производство водки выросло в 2 раза, сигарет на 20%). По первым двум позициям рост завязан на беспошлинный экспорт в ЕС в рамках тарифных квот ЗСТ (при чем, по сокам, годовая квота уже полностью выбрана, по курятине – выбрана квартальная квота). Стремительное наращивание выпуска алкоголя и сигарет объясняется как увеличением экспортных поставок, так и наращиванием складских запасов в преддверии повышения внутренних акцизов в марте. В то же время, по большинству позиций в пищепроме продолжает фиксироваться спад, что и не удивительно с учетом упавших почти на четверть за 2014-2015 гг. реальных зарплат и снижения потребительского спроса. В машиностроении февральский рост также неравномерен, и достигнут преимущественно за счет наращивания в сегменте электрического оборудования (электрические двигатели, в т.ч. генераторы, аккумуляторы и т.д.), что может быть связано с возросшими закупками для потребностей армии. Можно также выделить увеличения выпуска вагонов и цистерн (+44% пкп): однако в количественных единицах такой рост смогло обеспечить схождение с конвейера за январь - февраль всего 156 единиц (т.е. 78 ед. в месяц),что не составляет и 2%(!) от среднемесячного уровня 2011 г.  

§  По остальным отраслям (с весом от 3% и более в структуре промышленности) сохранялась разнонаправленная динамика. Деревообработка и химическая промышленность продолжили падать (причем последняя демонстрирует наиболее глубокие темпы падения из всех отраслей на уровне «минус» 7,9 пкп, что связано с остановкой практически половины производственных мощностей и снижением цен на удобрения). Немного удалось нарастить выпуск в производстве электроэнергии + 1,9% пкп (сказывается относительно холодный январь) и в производстве резиновых, пластмассовых изделий и стройматериалов +3,1%.   

§  В региональном разрезе -  11 из 25 регионов показали падение, еще в 3-х ( Киеве, Львовской и Тернопольской областях) рост был около нуля.  Суммарно эти регионы занимают порядка 45% в структуре реализованной промышленной продукции. Из пятерки регионов - лидеров с двузначными темпами роста, две области (Донецк и Луганск) нарастили выпуск на фоне крайне низкой базы ( в январе – феврале 2015 г. промпроизводство в Луганской области обвалилось на 86%, Донецкой – на 53,5%), а Николаевская, Одесская и Черниговская области не являются на данном этапе драйверами индустриального производства, занимая на троих всего 6,0% в объеме реализованной промышленной продукции. Что действительно стоит отметить, это восстановление впервые с 2013 г. роста в Днепропетровской области (+2,6% пкп), на которую в 2015 г. приходилась 1/5 реализации промышленной продукции.       

Помимо этих тенденций, свидетельствующих о восстановлении роста в промышленности на фоне крайне низкой статбазы, а в отдельных отраслях ( как напр., ГМК) – и за счет ситуативных факторов, сохраняются значительные политические, военные, внешне- и внутриэкономические риски (в т.ч. риски эскалации военных действий на Донбассе, конфликты внутри коалиции, неблагоприятная внешняя конъюнктура, санкции со стороны РФ, высокие девальвационные ожидания, слабый аппетит к инвестициям, слабые потребительские настроения, кризис в банковском секторе и т.д. ), которые вряд ли будут сняты в течении года и продолжат негативно влиять как на промышленность, так и на остальные базовые сектора экономики. В таких условиях говорить о существенном наращивании инвестиций и производительности в промышленности и соответственно устойчивом восстановлении индустриального производства в 2016 г. не приходится, а оптимистическим сценарием для отрасли будет небольшой рост в пределах 1-2 п.п.  

В феврале 2016 г. Украина впервые за 3,5 года продемонстрировала рост в промышленности. Это позитив. Однако восстановление роста достигнуто на фоне крайне низкой статистической базы (только в 2014-2015 гг. промпроизводство обвалилось на 22%), не в последнюю очередь простимулировано спекулятивными факторами, которые на несколько месяцев позволили улучшить внешнюю конъюнктуру в ГМК, и происходит неравномерно.   

 Владислав Комаров