Презентация совместного доклада Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» и Института стратегических исследований «Новая Украина» на тему: «Украина: путь к стабильности и росту»

29/04/2014
Події
Презентация совместного доклада Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» и Института стратегических исследований «Новая Украина» на тему: «Украина: путь к стабильности и росту»

Участники презентации:

Директор Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» Ирина Акимова

Директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев

Эксперты Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» и Института стратегических исследований «Новая Украина» проанализировали текущие политические и социально-экономические тенденции в Украине и представили свое видение первоочередных шагов для стабилизации ситуации в стране.

1. Политическая стабилизация – преодоление внешних угроз для территориальной целостности страны, легитимизация госвласти и преодоление внутриполитического конфликта

Легитимизация всех ветвей власти -  обязательная предпосылка стабилизации политической обстановки в стране. Первый шаг на пути  восстановления доверия к органам власти уже сделан. Президентские выборы от 25 мая показали потребность людей в развитии устойчивых демократических институтов власти. На повестке дня -  переформатирование Кабмина в правительство народного доверия,  проведение досрочных парламентских выборов в 2014 году, принятие новой редакции Конституции, обеспечивающей баланс полномочий центральной власти и местного самоуправления. Территориально-административная реформа и фискальная децентрализация являются базовой предпосылкой  переориентации страны на путь либерализации и экономического роста. Формат и механизм децентрализации властных полномочий  требуют серьезной дискуссии, как на экспертном, так и на общественном уровне.

Поиск путей мирного разрешения конфликта с Российской Федерацией – необходимая задача стабилизации ситуации в Украине. Деэскалация ситуации на Востоке и Юго-Востоке, а также выработка эффективной линии переговоров с РФ, в том числе в вопросах аннексированного Крыма, должны дать четкий сигнал бизнесу и обществу о снижении геополитических рисков и возвращении страны на путь модернизации.

2. Восстановление макроэкономической стабильности – ослабление негативных последствий текущего экономического кризиса и переход к политике устойчивого экономического роста.

Реформы по макроэкономической стабилизации должны быть доведены до конца.  В фискальной  политике  нужно подготовить и реализовать   среднесрочный план фискальной консолидации для стабилизации госдолга в пределах 55-60% ВВП и поддержки темпов экономического роста не менее 4%,  ликвидировать налоговые ямы и  отказаться от авансовых платежей по налогу на прибыль. В монетарной и валютной политике важно подготовить  среднесрочный план по внедрению прямого инфляционного таргетирования с разделением ответственности между НБУ и правительством и жесткой целью  по инфляции (менее 5% с 2016 г.).  В банковском секторе надо провести  стресс-тесты, принять решения о докапитализации собственниками либо государством  системных банков, обеспечить жесткий контроль за рефинансированием и  принять законодательные изменения по усилению защиты прав кредиторов.

3. Преодоление коррупции – продолжение дерегуляции

Для снижения уровня коррупции необходима системная модернизация правоохранительных органов и судебных институтов, а также решительная борьба с первоисточниками коррупции – избыточным государственным регулированием, разрешительными барьерами в экономике, непрозрачностью и отсутствием конкуренции в госзакупках. Практическая реализация реформ по этим направлениям станет тестом на готовность и способность бороться с коррупцией для новой власти.

4.  Модернизация энергетического сектора – отказ от неэффективной системы субсидий, повышение энергоэффективности и улучшение бизнес климата для инвестиций

Обеспечение макростабильности требует  реструктуризации Нефтегаза и  появления независимых, финансово состоятельных  и прозрачных компаний по добыче, транспортировке и реализации газа и нефти. В конкурентных сегментах рынка электроэнергии необходимо обеспечить реальную конкуренцию. Ускорение внедрения мер по повышению энергоэффективности теплоснабжения ( в первую очередь оснащение жилых зданий индивидуальными тепловыми пунктами и домовыми счетчиками тепла) должно привести к экономному  потреблению с одной стороны  и социальной защите и сокращению финансового бремени на  население – с другой. Необходимо усовершенствовать законодательство для передачи инфраструктуры в теплоснабжении инвесторам в концессию или лизинг и внедрения энергосервисных контрактов. Надо ликвидировать ГП «Уголь Украины» к 2015г. и  перейти к торговле углем на бирже по прямым контрактам, а также ускорить закрытие бесперспективных нерентабельных шахт. Для смягчения социальных и экологических последствий модернизации угольного сектора надо привлечь средства МФО.

5.  Реформа здравоохранения для устойчивого роста экономики – повышение эффективности государственных расходов на здравоохранение и доступности лекарств для населения

Создание условий для развития человеческого капитала – необходимая предпосылка  стабильного экономического роста. Здравоохранение является  базовой сферой, влияющей на  развитие человеческого капитала. Важная задача нового правительства  - предупредить остановку начатых реформ и возврат к прошлому. Надо отказаться от пустого декларирования бесплатности медицины и  сформировать гарантированный перечень бесплатных медуслуг для населения, покрываемый за счет бюджета. Финансирование  медучреждений за оказанные населению медуслуги вместо содержания койко-мест даст эффект повышения качества и эффективности здравоохранения. Должны быть созданы  равные условия доступа к бюджетному финансированию для государственных и частных медучреждений. Требуется переход к  договорным  отношениям между медучреждениями и распорядителями бюджетных средств.

Для повышения   доступности лекарств для населения важно упростить и привести к  стандартам ЕС требования к регистрации и перерегистрации лекарств, расширить практику  референтного ценообразования и реимбурсации 

После успешных экономических преобразований середины и конца 1990-х годов, попытки внедрить реформы второй генерации (2010-2013 гг) оказались несистемными и  не нашли адекватной политической поддержки. В результате Программа экономических реформ на 2010-14 гг. была выполнена только на треть. Сегодня появились мощные «внешние якоря» реформ – программа с МВФ и Соглашение об ассоциации с ЕС. От нового Президента и правительства страна ожидает политической поддержки обновления и реализации новой программы реформ. Необходимо действовать без промедлений: окно для непопулярных реформ ограничено. Тестом на политическую зрелость избранного Президента и будущего правительства станет способность снизить градус социального и экономического популизма, способность придерживаться всех необходимых процедур в принятии важных для общества решений; умение сохранить историческую память, используя  наработки, получившие общественную поддержку и решительность в достижении «критической массы» реформ.


Полный текст презентации – в приложенном файле на русском и английском языке.