Участники презентации:
Директор
Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» Ирина Акимова
Директор
Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев
Эксперты
Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» и Института
стратегических исследований «Новая Украина» проанализировали текущие
политические и социально-экономические тенденции в Украине и представили свое
видение первоочередных шагов для стабилизации ситуации в стране.
1.
Политическая стабилизация – преодоление внешних угроз для территориальной
целостности страны, легитимизация госвласти и преодоление внутриполитического
конфликта
Легитимизация
всех ветвей власти - обязательная
предпосылка стабилизации политической обстановки в стране. Первый шаг на
пути восстановления доверия к органам власти
уже сделан. Президентские выборы от 25 мая показали потребность людей в
развитии устойчивых демократических институтов власти. На повестке дня - переформатирование Кабмина в правительство
народного доверия, проведение досрочных
парламентских выборов в 2014 году, принятие новой редакции Конституции,
обеспечивающей баланс полномочий центральной власти и местного самоуправления.
Территориально-административная реформа и фискальная децентрализация являются
базовой предпосылкой переориентации
страны на путь либерализации и экономического роста. Формат и механизм
децентрализации властных полномочий
требуют серьезной дискуссии, как на экспертном, так и на общественном
уровне.
Поиск
путей мирного разрешения конфликта с Российской Федерацией – необходимая задача
стабилизации ситуации в Украине. Деэскалация ситуации на Востоке и Юго-Востоке,
а также выработка эффективной линии переговоров с РФ, в том числе в вопросах
аннексированного Крыма, должны дать четкий сигнал бизнесу и обществу о снижении
геополитических рисков и возвращении страны на путь модернизации.
2.
Восстановление макроэкономической стабильности – ослабление негативных
последствий текущего экономического кризиса и переход к политике устойчивого
экономического роста.
Реформы
по макроэкономической стабилизации должны быть доведены до конца. В фискальной
политике нужно подготовить и
реализовать среднесрочный план
фискальной консолидации для стабилизации госдолга в пределах 55-60% ВВП и
поддержки темпов экономического роста не менее 4%, ликвидировать налоговые ямы и отказаться от авансовых платежей по налогу на
прибыль. В монетарной и валютной политике важно подготовить среднесрочный план по внедрению прямого
инфляционного таргетирования с разделением ответственности между НБУ и
правительством и жесткой целью по
инфляции (менее 5% с 2016 г.). В
банковском секторе надо провести
стресс-тесты, принять решения о докапитализации собственниками либо
государством системных банков,
обеспечить жесткий контроль за рефинансированием и принять законодательные изменения по усилению
защиты прав кредиторов.
3.
Преодоление коррупции – продолжение дерегуляции
Для
снижения уровня коррупции необходима системная модернизация правоохранительных
органов и судебных институтов, а также решительная борьба с первоисточниками
коррупции – избыточным государственным регулированием, разрешительными
барьерами в экономике, непрозрачностью и отсутствием конкуренции в госзакупках.
Практическая реализация реформ по этим направлениям станет тестом на готовность
и способность бороться с коррупцией для новой власти.
4. Модернизация энергетического сектора – отказ
от неэффективной системы субсидий, повышение энергоэффективности и улучшение
бизнес климата для инвестиций
Обеспечение
макростабильности требует
реструктуризации Нефтегаза и
появления независимых, финансово состоятельных и прозрачных компаний по добыче,
транспортировке и реализации газа и нефти. В конкурентных сегментах рынка
электроэнергии необходимо обеспечить реальную конкуренцию. Ускорение внедрения
мер по повышению энергоэффективности теплоснабжения ( в первую очередь
оснащение жилых зданий индивидуальными тепловыми пунктами и домовыми счетчиками
тепла) должно привести к экономному
потреблению с одной стороны и
социальной защите и сокращению финансового бремени на население – с другой. Необходимо
усовершенствовать законодательство для передачи инфраструктуры в теплоснабжении
инвесторам в концессию или лизинг и внедрения энергосервисных контрактов. Надо
ликвидировать ГП «Уголь Украины» к 2015г. и
перейти к торговле углем на бирже по прямым контрактам, а также ускорить
закрытие бесперспективных нерентабельных шахт. Для смягчения социальных и
экологических последствий модернизации угольного сектора надо привлечь средства
МФО.
5. Реформа здравоохранения для устойчивого роста
экономики – повышение эффективности государственных расходов на здравоохранение
и доступности лекарств для населения
Создание
условий для развития человеческого капитала – необходимая предпосылка стабильного экономического роста.
Здравоохранение является базовой сферой,
влияющей на развитие человеческого
капитала. Важная задача нового правительства
- предупредить остановку начатых реформ и возврат к прошлому. Надо
отказаться от пустого декларирования бесплатности медицины и сформировать гарантированный перечень
бесплатных медуслуг для населения, покрываемый за счет бюджета.
Финансирование медучреждений за
оказанные населению медуслуги вместо содержания койко-мест даст эффект
повышения качества и эффективности здравоохранения. Должны быть созданы равные условия доступа к бюджетному
финансированию для государственных и частных медучреждений. Требуется переход
к договорным отношениям между медучреждениями и распорядителями
бюджетных средств.
Для
повышения доступности лекарств для населения важно
упростить и привести к стандартам ЕС
требования к регистрации и перерегистрации лекарств, расширить практику референтного ценообразования и
реимбурсации
После
успешных экономических преобразований середины и конца 1990-х годов, попытки
внедрить реформы второй генерации (2010-2013 гг) оказались несистемными и не нашли адекватной политической поддержки. В
результате Программа экономических реформ на 2010-14 гг. была выполнена только
на треть. Сегодня появились мощные «внешние якоря» реформ – программа с МВФ и
Соглашение об ассоциации с ЕС. От нового Президента и правительства страна
ожидает политической поддержки обновления и реализации новой программы реформ.
Необходимо действовать без промедлений: окно для непопулярных реформ
ограничено. Тестом на политическую зрелость избранного Президента и будущего
правительства станет способность снизить градус социального и экономического
популизма, способность придерживаться всех необходимых процедур в принятии
важных для общества решений; умение сохранить историческую память,
используя наработки, получившие
общественную поддержку и решительность в достижении «критической массы» реформ.
Полный текст презентации – в приложенном файле
на русском и английском языке.