Презентация исследования «Украина—2015: от экономического кризиса к устойчивому росту»

Директор Аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» (НоСЭП) Ирина Акимовой презентовала исследование «Украина 2015: от экономического кризиса к устойчивому росту».

24/04/2015
Події
Презентация исследования «Украина—2015: от экономического кризиса к устойчивому росту»
В нем содержатся анализ экономической политики в 2014-2015 гг. и рекомендации по обеспечению устойчивого роста на ближайшую перспективу.2014 год стал годом перемен, вызовов, надежд, разочарований и переосмыслений. Несмотря на Революцию Достоинства и четкий выбор европейского вектора, европейское будущее отдалилось от нашей страны, поскольку разрыв в экономическом и социальном развитии между Украиной и странами ЕС увеличился:    По итогам 2014 г. ВВП Украины на душу населения в долл. составил 9% от уровня стран ЕС;  в 2015 году, ВВП Украины в сопоставимых ценах может вернуться на уровень начала 2005 г.;  при среднегодовом курсе 21,7 грн/долл. в 2015 г. ВВП на душу населения сократится до чуть выше 2 тыс. долл. По методологии Всемирного экономического форума , с таким показателем Украина войдет в клуб беднейших государств, экономика которых развивается за счет натуральных ресурсов и низкоквалифицированной рабочей силы. По мнению экспертов НоСЭП, основным достижением новой власти в 2014-2015 гг. стало получение пакета внешней финансовой поддержки, что снизило риски суверенного дефолта, и подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Под влиянием этих внешних якорей реформ новые власти предпринимали попытки стабилизировать экономическую ситуацию. На начало 2015 г. были достигнуты отдельные успехи в оздоровлении сектора государственных финансов и банковского рынка, начаты реформы в ТЭК, приняты некоторые дерегуляционные инициативы и заявлено создание новой институциональной рамки по борьбе с коррупцией. Главными ошибками в стабилизационной политике нового правительства в 2014 –начале 2015 г. эксперты считают:   в макроэкономической стабилизации — проведение мягкой монетарной политики, непоследовательную  валютную политику, запоздалую реакцию на отток депозитов, пробелы в банковском надзоре и выведении проблемных банков с рынка, а также выход государственного долга за пределы устойчивости на фоне высокого дефицита бюджета и слабых результатов в детенизации экономики;  в  формировании бизнес-климата — низкие темпы, непоследовательность и противоречивость регуляторной политики, медлительность в проведении разрешительной «гильотины», усиление фискального давления на бизнес, отсутствие последовательной борьбы с коррупцией; в реальном секторе — медленную реакцию на образовавшийся дефицит предложения на рынках газа, угля и электроэнергии, отсутствие прогресса в создании эффективного механизма ограничения спроса на газ и электроэнергию в чрезвычайных ситуациях, фискальное давление, сдерживающее рост добычи газа, отсутствие адекватных мер поддержки украинского экспорта и внутреннего производителя в условиях кризиса; в социальной сфере — снижение социальной помощи без запуска механизмов предотвращения крайней бедности, урезание расходов в социальной сфере без принятия мер по сохранению доступности и качества услуг образования и здравоохранения, отмену ряда существовавших позитивных наработок в  здравоохранении; усиление недоверия между властью и обществом, которое рискует подорвать социальную базу реформ. Это связано с отсутствием быстрых и убедительных успехов в реформах, попыткой переложить всю цену болезненных изменений на бизнес и население, острыми противоречиями  внутри коалиции и проблемами в кадровой политике, ослаблением механизма общественного мониторинга деятельности правительства.   НоСЭП рекомендует следующие неотложные меры для стабилизации экономической и социальной ситуации в Украине: макроэкономическая стабилизация — снижение девальвационного давления и уровня инфляции, проведение разумной фискальной консолидации и успешной реструктуризации государственного долга, расчистка неплатёжеспособных банков, докапитализация банков и укрепление банковского надзора; улучшение бизнес-климата — активизация борьбы с коррупцией, наведение порядка в системе государственных закупок, продолжение дерегуляции, перестройка налоговой системы с перенесением акцента с фискальной на инвестиционно-стимулирующую составляющую, демонополизация рынков, введение  прозрачных систем поддержки бизнеса; повышение энергобезопасности — стимулирование повышения внутренней добычи энергоресурсов, повышение энергоэффективности, переход на стимулирующее тарифообразование с целью снижения издержек и прозрачного установления тарифов; поддержка реального сектора экономики- стимулирование экспорта путем создания экспортно-кредитного агентства, оказания государственной поддержки в продвижении на рынки ЕС и выходе на новые мировые рынки сбыта, запуск программ по восстановлению инфраструктуры Донбасса; стабилизация в социальной сфере -  повышение адресности социальной помощи, запуск государственной программы стимулирования занятости, комплексное решение социальных проблем внутренне перемещенных лиц, переход к финансированию здравоохранения и образования в зависимости от результатов, повышение доступности лекарств путем дерегуляции фармацевтического рынка; восстановление доверия между властью и обществом – демонстрация быстрых успехов в борьбе с коррупцией и запуск механизмов, частично компенсирующих болезненные меры для населения; четкое разграничение полномочий между ветвями власти и прозрачная кадровая политика; цивилизованное  разграничение бизнеса и власти; надежная гарантия свободы слова - основы общественного мониторинга действий власти .   По мнению экспертов НоСЭП, для ликвидации социально-экономического разрыва между Украиной и ЕС. Для обеспечения более высоких темпов устойчивого роста в средне- и долгосрочной перспективе необходимо: активный приток не только кредитных, но и долгосрочных инвестиционных ресурсов – прямые иностранные инвестиции и трансфер технологий в промышленности и секторе услуг с высокой добавленной стоимостью (по аналогии с послевоенным Планом Маршалла); реализация разумной отраслевой политики по поддержке существующих и будущих точек/локомотивов роста, нацеленной на ускорение структурных изменений в экономике, стимулирующих рост производительности, на создание новых продуктивных рабочих мест, включение в глобальные производственно-логистические цепочки.  

Полный текст презентации – в приложенном файле на русском и английском языке.