ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ВЫРОСЛИ НА 25% С МАРТА И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИТСЯ НА 53% С АПРЕЛЯ

01/03/2016
Моніторингові продукти
ТАРИФЫ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ВЫРОСЛИ НА 25% С МАРТА И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА ГАЗ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УВЕЛИЧИТСЯ НА 53% С АПРЕЛЯ

Глава Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг Украины (НКРЭКУ), Дмитрий Вовк прогнозирует увеличение "социального" тарифа на газ для населения на 53% (на 1,900 тыс. грн) – до 5,500 тыс. грн за 1 тыс. куб. м (с НДС) с 1 апреля 2016 года. При этом верхняя цена (7188 грн. за тыс. кубометров), по мнению главы НКРЭКУ, может снизится на 10%. По оценке Вовка, после повышения стоимости газа для ТКЭ тарифы на центральное отопление для населения могут вырасти в среднем на 80%. НКРЭКУ повысило тарифы на газ для населения  на 25% (при потреблении до 600 кВтч в месяц).

Сегодня социальная цена газ для населения составляет 3600 грн. за тыс. кубометров при потреблении до 1200 кубометров во время отопительного сезона. Она распространяется только на используемый газ для отопления. Также льготная цена действует на газ, используемый предприятиями ТКЭ для генерации тепла для населения. Она составляет 2994 грн. за тыс. кубометров. На весь остальной газ для населения (газовая плита или газовая колонка), а также на объем свыше 1200 кубометров для отопления установлена цена 7188 грн. за тыс. кубометров.

Согласно Меморандуму с МВФ льготная цена на газ должна составить 75% от паритета с импортной ценой газа, а верхняя цена увеличена до полного паритета с апреля 2016 г. При этом она будет корректироваться ежеквартально в зависимости от цены импортного газа на границе с Украиной и обменного курса гривны.

Исходя из расчетов Д. Вовка с 1-го апреля тариф на отопление будет увеличен до 1161 грн/Гкал (с 645 грн/Гкал), а льготная цена газа до 5500 грн. за тыс. кубометров. Таким образом, за 2 последние года средний тариф на газ для населения после этого повышения вырастет в 7,9 раза, а тариф на отопление в 4,3 раза. Такое повышение отбрасывает большинство украинцев в состоянии энергетической бедности. Согласно международному определению, используемого ООН, Евросоюзом и международными организациями, энергетическая бедность наступает, если расходы на энергоресурсы превышают 10% от совокупного дохода домохозяйства. Исходя из озвученных Главой НКРЭКУ повышения тарифов, совокупные расходы среднего домохозяйства на отопление, горячее водоснабжение, газ ( только плита для приготовления пищи) и электроэнергию составят 2151 грн. в месяц или 40,0% (!) от его дохода.[1] Более того, согласно международных стандартов, после последнего повышения тарифов даже самые богатые 10% домохозяйств попадают в категорию энергетически бедных.

С марта рост на 25% тарифов на электроэнергию приведет росту тарифов для среднего домохозяйства с газовой плитой до 107 грн. в месяц (потребление 150 кВтч) и 206 грн. в месяц для среднего домохозяйства с электроплитой (потребление 250 кВтч).

Рост тарифов неминуемо приведет к росту числа получателей субсидий. За два последние года число получателей субсидий выросло в более чем 5 раз – с одного миллиона домохозяйств до 5,6 млн. После нового роста тарифов их число резко вырастет, ведь в этом году особенно резко растут расходы на тепловую энергию (преимущественно городское население). МВФ в последнем отчете по выполнению программы с Украиной оценивал потребность в субсидиях на оплату услуг ЖХК в размере 56 млрд. грн. на 2016г. Но таких денег в бюджете нет и правительство заложило в бюджет только 35 млрд. грн. Недостающие 20 млрд. грн. планируется найти за счет урезания выплат и сокращения числа домохозяйств, претендующих на субсидии. Министр финансов Н. Яресько уже заявила о планах правительства сэкономить 5 млрд. грн. за счет верификации (проверки финансового состояния) получателей субсидий.

Следует отметить, что озвученные Главой НКРЭКУ цифры базируются на заложенном в бюджете курсе 24,1 грн/дол. США. Но курс уже составляет 27,2 грн/дол. США. Поэтому цены для населения уже будут выше с апреля. Исходя из цен Нафтогаза для промышленности в марте, полный паритет с импортной ценой для населения сейчас составляет 8500 грн. за тыс. кубометров. Льготная цена таким образом составит около 6600 грн. за тыс. кубометров (повышение на 3000 грн., а не на 1900), а за весь остальной газ население будет платить по 8500 грн.

Многократное повышение тарифов для населения нельзя назвать тарифной реформой (об этом на текущей неделе заявил в т.ч. спикер парламента В.Гройсман). Оно не сопровождается введением стимулирующего тарифообразования, направленного на снижение себестоимости поставки энергоресурсов для конечного потребителя, прозрачным формированием тарифов, а также мерами по обеспечению полного учета потребляемых ресурсов:

§  В структуру тарифов закладываются значительные потери в сетях, что снижает их прозрачность и вызывает вопросы в обоснованности размера их повышения. К примеру, в теплосетях потери составляют около 17% тепла, однако у некоторых операторов может достигать и 40%. Для сравнения: в современных теплосетях теряется менее 10% энергии. Потери электроэнергии в сетях в 3 раза выше по сравнению с Германией.

§  Обоснованность закладываемых в тариф издержек ниже всякой критики. К примеру, после озвученного Д. Вовком повышения цены тепловой энергии, негазовая составляющая тарифа увеличиться на 74%. Это почти 3 раза больше роста цена производителей промышленной продукции в 2015 г! 

§  Отсутствие 100% покрытия счетчиками коммерческого учета не позволяет потребителям контролировать количество и качество потребляемых энергоресурсов. Население продолжает платить за газ и тепловую энергию по нормативам, а не за свое реальное потребление. Уровень оснащенности домовыми счетчиками тепла на начало 2016 г. составлял только 52%.

§  Тарифы повышаются, а энергоэффективность экономики остается низкой. Работа международных проектов по энергоэффективности, предполагающих финансирование/ кредитование домохозяйств тормозится правительством. При этом разрекламированные «теплые кредиты» составили 1 млрд. грн., что покрывает только 0,07% от необходимых инвестиций в энергоэффективность ( 60 млрд. дол. США по оценке МФК и GIZ ).

В рамках выполнения Меморандума с МВФ следует ожидать большего повышения тарифов на газ и тепловую энергию с апреля, чем был озвучен Главой НКРЭКУ. Главная причина - рост паритета с импортной ценой газа из-за продолжающейся девальвации гривны. При дальнейшей девальвации тарифы для населения будут повышаться также в 3м и 4м кварталах 2016 г.

После резкого повышения тарифов на энергоресурсы за последние два года даже 10% самых богатых украинских домохозяйств попадают под категорию энергетической бедности по международным стандартам.

Повышение тарифов - только один из компонентов эффективной тарифной реформы, но правительство пока игнорирует остальные необходимые направления - прозрачное формирование тарифов, 100% коммерческий учет потребления, повышение энергоэффективности до европейского уровня.

НоСЭП

[1] За базу расчета взяты доходы среднего домохозяйства в 3м квартале 2015г.