В интервью украинским каналам премьер-министр Яценюк заявил о невозможности украинских компаний обеспечить 100%-ю установку счетчиков тепла и газа в жилищном секторе. Премьер сообщил о своей работе с международными финансовыми организациями (МФО) для финансирования программы установки счетчиков для населения. Также Яценюк заявил о снижении потребления газа на 20% в 2015 г. благодаря правительственным мерам по энергоэффективности.
По состоянию на 1-е января 2016 г. только 51,8% жилищных зданий были оборудованы домовыми счетчиками тепла. При этом в некоторых регионах с большим числом домов, подключенных к централизованному теплоснабжению, уровень установки счетчиков тепла ниже 40%. К примеру, в Днепропетровской и Харьковской он составляет только 37%. Абсолютным аутсайдерам является Тернопольская обл., где уровень установки счетчиков тепла составляет только 7%. Согласно Меморандуму с МВФ украинская сторона обязалась обеспечить 100% учет тепловой энергии до конца 2016 г. При нынешних темпах не удастся оснастить счетчиками тепла даже 70% домов к концу этого года.
Уровень оснащенности счетчиками газа домохозяйств, использующими газ для индивидуального отопления, подогрева воды и приготовления пищи (колонка плюс плита), и только приготовления пищи (плита) на конец 2015 г. составил 99%, 78% и 27% соответственно. При том, что до 1-го января согласно законодательству уровень оснащенности счетчиками газа домохозяйств с газовой колонкой и плитой должен был составлять 100%.
За два года
своей работы правительство Яценюка не только не смогло создать стимулы для
предприятий ТКЭ и облгазов по обеспечению 100% коммерческого учета, но и
воспользоваться выделенными для этого кредитными средствами МФО:
§ Отсутствие 100% коммерческого учета позволяет ТКЭ завышать объем
поставленного тепла для населения. Также облгазы пользуются возможностью
списывать дешевый газ для населения и реализовывать его по коммерческой цене,
которая в несколько раз выше цены для населения.
§ Стоимость приборов учета должна включаться в тариф для населения. В тоже
время проблемным моментом остаются сроки амортизации. Монополисты
заинтересованы в максимально быстром возращении средств, но это неминуемо
приведет к еще более резкому росту тарифов для населения. С другой стороны,
предприятия будут вынуждены привлекать кредитные средства по рыночным кредитным
ставкам и нести связанные с этим ценовые риски. Например, при кредитной ставке
30% и падении инфляции с 25% до 5%, реальная кредитная ставка вырастает с 5% до
25%.
§ На сегодняшний день население через госбанки получило 1
млрд. грн. (40 млн. дол. США) льготных кредитов на
повышение энергоэффективности. Рынок энергоэффективности в Украине оценивается
GIZ и Международной финансовой корпорацией в 60 млрд. дол. США.
Разрекламированные правительством программы Ощадбанка покрывают только 0,07%
процентов от необходимой суммы.
§ При этом выдача многомиллиардных кредитных линий МФО
тормозится именно с украинской стороны. К
примеру, в портфеле Всемирного Банка (ВБ) только два проекта по
энергоэффективности составляют 500 млн. дол. США (13,5 млрд. грн. по нынешнему
курсу). В недавнем интервью директор Всемирного Банка в Украине, Беларуси и
Молдове Чимяо Фан, заявил о выборе Украиной в этом году только 100 млн. дол. из
текущего портфеля в размере 2,8 млрд. долларов. Проект ВБ по модернизации
теплоснабжения в 9 украинских городах стоимостью 382 млн. дол. США предусматривает обязательное установление
домовых счетчиков тепла и индивидуальных тепловых пунктов. Реализация этого проекта позволила бы модернизировать до 30%
централизованного теплоснабжения, но его реализация затягивается чиновниками
Минрегиона и Минфина.
Утверждение премьер-министра о снижении потребления газа на 20% в 2015 г. благодаря правительственным шагам по повышению энергоэффективности не соответствует действительности. Падение потребления произошло из-за коллапса промпроизводства и сокращения поставок в зону АТО. К примеру, в Донецкой и Луганской областях падение потребление газа составило 46% и 67%, в то время как во Львовской только 9%, а в Одесской области был зафиксирован рост потребления на 4%. Резкое повышение тарифов несомненно оказало влияние на снижение потребления населения, но эффект был достигнут за счет 1) рекордно теплой зимы, 2) полного прекращения поставок в зону АТО с февраля, 3) газозамещения дровами (энергоэффективность от этого могла снизиться) и 4) снижения температуры ниже комфортного для населения уровня в целях экономии. В январе 2016 г. население и бюджетные организации увеличили потребление газа на 2,0%, а предприятия ТКЭ на целых 5,6% ( к январю 2015г.), что свидетельствует об отсутствии реального повышения энергоэффективности в жилищном секторе.
Правительство не смогло добиться
существенного прогресса в обеспечении 100% коммерческого учета газа и тепловой
энергии в жилищном секторе. Облгазы не имеют стимулов к установлению приборов
учета и дополнительно будут нести ценовые риски в случае включения в тарифы
длительной амортизации счетчиков.
Рост потребления газа населением и ТКЭ в
январе 2016 г. опровергают утверждение премьер-министра о снижение потребления газа на 20% в 2015 г.
за счет правительственных мер по повышению энергоэффективности. В действительности
снижение потребления произошло из-за коллапса промпроизводства, рекордно теплой
зимы, прекращения поставок в зону АТО и резкого повышения тарифов.
Борис Додонов