ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ В СОСТОЯНИИ ДОБИТЬСЯ ОТ МОНОПОЛИЙ УСТАНОВКИ СЧЕТЧИКОВ НА ТЕПЛО И ГАЗ

23/02/2016
Моніторингові продукти
ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ В СОСТОЯНИИ ДОБИТЬСЯ ОТ МОНОПОЛИЙ УСТАНОВКИ СЧЕТЧИКОВ НА ТЕПЛО И ГАЗ

В интервью украинским каналам премьер-министр Яценюк заявил о невозможности украинских компаний обеспечить 100%-ю установку счетчиков тепла и газа в жилищном секторе. Премьер сообщил о своей работе с международными финансовыми организациями (МФО) для финансирования программы установки счетчиков для населения. Также Яценюк заявил о снижении потребления газа на 20% в 2015 г. благодаря правительственным мерам по энергоэффективности. 

По состоянию на 1-е января 2016 г. только 51,8% жилищных зданий были оборудованы домовыми счетчиками тепла. При этом в некоторых регионах с большим числом домов, подключенных к централизованному теплоснабжению, уровень установки счетчиков тепла ниже 40%. К примеру, в Днепропетровской и Харьковской он составляет только 37%. Абсолютным аутсайдерам является Тернопольская обл., где уровень установки счетчиков тепла составляет только 7%. Согласно Меморандуму с МВФ украинская сторона обязалась обеспечить 100% учет тепловой энергии до конца 2016 г. При нынешних темпах не удастся оснастить счетчиками тепла даже 70% домов к концу этого года.

Уровень оснащенности счетчиками газа домохозяйств, использующими газ для индивидуального отопления, подогрева воды и приготовления пищи (колонка плюс плита), и только приготовления пищи (плита) на конец 2015 г. составил 99%, 78% и 27% соответственно. При том, что до 1-го января согласно законодательству уровень оснащенности счетчиками газа домохозяйств с газовой колонкой и плитой должен был составлять 100%.

За два года своей работы правительство Яценюка не только не смогло создать стимулы для предприятий ТКЭ и облгазов по обеспечению 100% коммерческого учета, но и воспользоваться выделенными для этого кредитными средствами МФО:

§  Отсутствие 100% коммерческого учета позволяет ТКЭ завышать объем поставленного тепла для населения. Также облгазы пользуются возможностью списывать дешевый газ для населения и реализовывать его по коммерческой цене, которая в несколько раз выше цены для населения.

§  Стоимость приборов учета должна включаться в тариф для населения. В тоже время проблемным моментом остаются сроки амортизации. Монополисты заинтересованы в максимально быстром возращении средств, но это неминуемо приведет к еще более резкому росту тарифов для населения. С другой стороны, предприятия будут вынуждены привлекать кредитные средства по рыночным кредитным ставкам и нести связанные с этим ценовые риски. Например, при кредитной ставке 30% и падении инфляции с 25% до 5%, реальная кредитная ставка вырастает с 5% до 25%.

§  На сегодняшний день население через госбанки получило 1 млрд. грн. (40 млн. дол. США) льготных кредитов на повышение энергоэффективности. Рынок энергоэффективности в Украине оценивается GIZ и Международной финансовой корпорацией в 60 млрд. дол. США. Разрекламированные правительством программы Ощадбанка покрывают только 0,07% процентов от необходимой суммы.

§  При этом выдача многомиллиардных кредитных линий МФО тормозится именно  с украинской стороны. К примеру, в портфеле Всемирного Банка (ВБ) только два проекта по энергоэффективности составляют 500 млн. дол. США (13,5 млрд. грн. по нынешнему курсу). В недавнем интервью директор Всемирного Банка в Украине, Беларуси и Молдове Чимяо Фан, заявил о выборе Украиной в этом году только 100 млн. дол. из текущего портфеля в размере 2,8 млрд. долларов. Проект ВБ по модернизации теплоснабжения в 9 украинских городах стоимостью 382 млн. дол. США  предусматривает обязательное установление домовых счетчиков тепла и индивидуальных тепловых пунктов. Реализация этого проекта позволила бы модернизировать до 30% централизованного теплоснабжения, но его реализация затягивается чиновниками Минрегиона и Минфина.

 

Утверждение премьер-министра о снижении потребления газа на 20% в 2015 г. благодаря правительственным шагам по повышению энергоэффективности не соответствует действительности. Падение потребления произошло из-за коллапса промпроизводства и сокращения поставок в зону АТО. К примеру, в Донецкой и Луганской областях падение потребление газа составило 46% и 67%, в то время как во Львовской только 9%, а в Одесской области был зафиксирован рост потребления на 4%. Резкое повышение тарифов несомненно оказало влияние на снижение потребления населения, но эффект был достигнут за счет 1) рекордно теплой зимы, 2) полного прекращения поставок в зону АТО с февраля, 3) газозамещения дровами (энергоэффективность от этого могла снизиться) и 4) снижения температуры ниже комфортного для населения уровня в целях экономии. В январе 2016 г. население и бюджетные организации увеличили потребление газа на 2,0%, а предприятия ТКЭ на целых 5,6% ( к январю 2015г.), что свидетельствует об отсутствии реального повышения энергоэффективности в жилищном секторе.

Правительство не смогло добиться существенного прогресса в обеспечении 100% коммерческого учета газа и тепловой энергии в жилищном секторе. Облгазы не имеют стимулов к установлению приборов учета и дополнительно будут нести ценовые риски в случае включения в тарифы длительной амортизации счетчиков.

Рост потребления газа населением и ТКЭ в январе 2016 г. опровергают утверждение премьер-министра  о снижение потребления газа на 20% в 2015 г. за счет правительственных мер по повышению энергоэффективности. В действительности снижение потребления произошло из-за коллапса промпроизводства, рекордно теплой зимы, прекращения поставок в зону АТО и резкого повышения тарифов.

 Борис Додонов