ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ 2016 Г. - МАСШТАБЫ ПАДЕНИЯ УГЛУБЛЯЮТСЯ

Госстат обнародовал информацию о результатах работы транспортной отрасли в первом месяце 2016 года – грузооборот сократился на 3,8%, объемы грузоперевозок – на 6,0%, пассажирооборот – на 2,8%, объемы перевозок пассажиров – на 9,7%.

23/02/2016
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНЫЙ СЕКТОР В ЯНВАРЕ 2016 Г. - МАСШТАБЫ ПАДЕНИЯ УГЛУБЛЯЮТСЯ

В сегменте грузовых перевозок – зафиксирован худший результат в нынешнем тысячелетии (более ранняя статистика ныне недоступна, поэтому не исключено, что и за более длительный период). Невзирая на значительное уменьшение базы сравнения (в январе 2015 года было достигнуто просто катастрофическое сокращение грузооборота на 23,5% и перевозок грузов на 24,2%) – транспортный сектор ухудшил свои результаты даже по сравнению с тем, что год назад считалось «дном»:

§   В январе-2016 в Украине грузооборот составил всего 21,8 млрд. тонно-километров – почти в 2! раза меньше, чем в январе 2008 (41,9 млрд. т-км.) или в 1,5 раза меньше, чем в январе 2001 года (30,7 млрд. т-км.).

§   Всего перевезено 40,9 млн. тонн грузов – в 1,5 раза меньше, чем в январе 2005 (64,0 млн. тонн) или январе 2004 года (64,3 млн. тонн).

§   Обновили «антирекорды» сегменты:

-       водных перевозок (228,9 млн. т-км. (-41,7%) и 200 тыс. тонн (-28,8%) грузов – в 4 и 5 раз меньше, чем в начале 2003 года);

-       железнодорожных перевозок (12,5 млрд. т-км. (-18,5%) и 22,3 млн. тонн (-13,7%) грузов, первый показатель – на 1 млрд. т-км и на 6 млн. тонн меньше, чем в январе 2001 года);

§   В ключевом для Украины сегменте железнодорожных перевозок выросли объемы транспортировки только по двум позициям – нефти / нефтепродуктам (на 18,7%) и лесу (на 2,4%). Последняя цифра не дает повода для радости. Речь идет в основном об экспорте сырья: после введения с 1.01.2016 10-тилетнего моратория на вывоз необработанных лесо- и пиломатериалов всех пород, кроме сосны (для которой мораторий заработает с 1.01.2017), именно по ней сейчас в основном работает бизнес, пытаясь вывезти побольше в оставшееся «временное окно». Все остальные товарные позиции – со знаком «минус»: транспортировка стройматериалов сократилась на 62,4%, зерна и продуктов перемола – на 26,3%[1], лома черных металлов – на 40,1%, кокса – на 18,6%, железной и марганцевой руды – на 11,9%[2], каменного угля – на 14,0%, цемента – на 6,2%, химических и минеральных удобрений – на 5,7%[3]

§   По водному транспорту также наблюдается тревожная картина: 97,2% от общих их объемов Украина получила от заграничных перевозок, и тенденции для отечественных транспортников выглядят пока неблагоприятно: по сравнению с январем 2015 года они сократились на 27%.

§   Автомобильные перевозки упали до 1,9 млн. т-км (-3,4% по сравнению с началом 2015 года, если не брать во внимание пик мирового финансового кризиса (2009) и начало трудного выхода  из него ( январь 2010 г.) – этот результат ниже показателя января 2008 года), перевезено 7,7 млн. тонн грузов (-6,8% по сравнению с январем-2015, и на 2 млн. тонн меньше, чем в январе 2007 и 2003 года)

§   В сегменте авиационных перевозок показан лучший результат за последние три года (январь 2014 – 2016) – 10 тысяч тонн груза и 14,6 млн. т-км, но первый показатель мизерен по своим объемам, а второй – вдвое худший результат, чем демонстрировала транспортная авиация еще в начале 2013 года. Каких-либо прорывных успехов в этом сегменте в ближайшее время не предвидится. Новость о том, что в январе 2016 года ГП «Антонов» отреставрировал единственный летающий Ан-22 «Антей» («прикованный» к земле почти 7 лет – с 2009 года), и после успешного испытания самолет отправлен на покраску, чтобы пополнить летный парк ключевого грузоперевозчика страны ( «Авиалинии Антонова»)[4] – выглядит одновременно и комичной, и печальной (особенно на фоне того, что это событие произошло в год 50-тилетия начала, и 40-летия прекращения серийного производства этой модели АНов ).

§   Лучше чем год назад отработал в январе трубопроводный транспорт (7,1 млрд. т-км (+44,8%) и 10,7 млн. тонн (+17,1%) перевезенных грузов) – но это в 1,8-2 раза меньше, чем за аналогичный период 2001 года.

Пассажирооборот в январе 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,8%, перевозки пассажиров – на 9,7%.

Статистический рост отмечен в железнодорожном транспорте (2516,1 млн. т-км., +4,4% по пассажирообороту, перевезено 30,5 млн. пассажиров, +3,9%) – но это скорее всего приписки, не в полной мере соответствующие действительности. Подавая данные за январь 2016 года, Госстат уведомил, что они рассчитаны без учета не только Крымского полуострова, но еще и зоны АТО, в то время как статистика за январь 2015 года давалась «якобы с учетом зоны АТО», что является крайне сомнительным с учетом активных военных действий и сложностей со сбором статистики ( поэтому более года назад практически все цифры еще на 1 января пересчитали без зоны, например, статистику зарплат, цен, демографии и т.д. ). Сейчас Госстат просто воспользовался моментом, чтобы «подрисовать» цифры, в результате которых кое-где появился даже рост, что не соответствует реальной действительности:

 

Пассажирооборот, млн. пас.-км

Перевезено пассажиров, млн.

 

Январь 2016

Январь 2015 (обнародовано год назад)

% к январю 2015 (обнародовано сейчас / год назад)

Январь 2016

Январь 2015 (обнародовано год назад)

% к январю 2015 (обнародовано сейчас / год назад)

Всего

7029,8

7383,8

97,2 / 95,2

359,0

409,3

90,3 / 87,7

Железнодорожный

2516,1

2501,6

104,4 / 100,6

30,5

30,6

103,9 / 99,7

Автомобильный

2629,3

2951,9

89,8 / 89,1

162,1

199,1

82,9 / 81,4

Водный

0,7

1,3

53,6 / 53,8

0

0,002

50,0 / ?

Авиационный

848,6

804,0

105,5 / 105,5[1]

0,4

0,4

100,5 / 100,0

Трамвайный

258,0

281,6

95,2 / 91,6

45,7

50,7

94,4 / 90,1

Троллейбусный

400,4

440,8

97,1 / 90,8

71,1

76,0

99,5 / 93,6

Метрополитен

376,7

402,6

93,6 / 93,6

49,2

52,5

93,7 / 93,7


Но даже если закрыть глаза на трюки со статистикой – очевидно, что сокращение на целых 9,7% (или 12,3%) количества перевезенных пассажиров – это серьезный сигнал. В результате снижения уровня жизни большинства украинцев, высокой инфляции и роста цен углубляется социальное расслоение в обществе. Сохраняется очень узкая прослойка обеспеченных граждан, верных своим привычкам пользоваться авиационным транспортом, но заметно растет доля и тех, кто уже экономит и на трамвае / троллейбусе / метро, чтобы хоть какие-то дополнительные средства оставить на продукты и лекарства. 

 

Транспортная сфера – «маяк», характеризующий динамику функционирования национальной экономики и ее базовых отраслей, а также отражающий уровень жизни граждан (доступность / недоступность и возможность добраться в нужное место быстрее). Эта отрасль своей работой в январе 2016 года не дает повода говорить о скором восстановлении экономического роста. Падает транспортировка ключевых для национальной экономики ресурсов, сокращаются перевозки пассажиров – это тревожные звоночки не только для самих транспортников, которые все решения проблем видят исключительно в повышении тарифов (на самом деле ведущему отрасль в еще больший тупик). 

Владислав Мельник 

[1] По тем видам транспорта, где ситуация очевидна (напр., по авиаперевозкам, поскольку Донецкий и Луганский аэропорты еще в середине 2014 года уже не могли функционировать по своему назначению, или водному транспорту) – цифры оставили прежними, по железнодорожным и электрифицированным городским перевозкам – подкорректировали (вряд ли эти данные предоставили «госстаты ДНР-ЛНР»)


[1] Как и предполагал АЦ «НОСЭП» - прошлогодний рост перевозок зерна в течение длительного периода был вызван рекордным урожаем 2014 года, который собственно и возили – но он, к сожалению, «закончился»…

[2] Последние три товарные группы – говорят о существенном снижении объемов транспортировки сырья для нужд металлургической промышленности, и это тревожный звонок для одного из ведущих секторов промышленности.

[3] Последнее должно заставить задуматься аграриев…