Госстат обнародовал информацию о результатах работы транспортной отрасли в первом месяце 2016 года – грузооборот сократился на 3,8%, объемы грузоперевозок – на 6,0%, пассажирооборот – на 2,8%, объемы перевозок пассажиров – на 9,7%.
В сегменте
грузовых перевозок – зафиксирован худший результат в нынешнем тысячелетии
(более ранняя статистика
ныне недоступна, поэтому не исключено, что и за более длительный период). Невзирая на значительное уменьшение базы сравнения (в январе 2015 года было достигнуто просто катастрофическое сокращение
грузооборота на 23,5% и перевозок грузов на 24,2%) – транспортный сектор
ухудшил свои результаты даже по сравнению с тем, что год назад считалось
«дном»:
§
В январе-2016 в
Украине грузооборот составил всего 21,8 млрд. тонно-километров – почти в 2!
раза меньше, чем в январе 2008 (41,9 млрд.
т-км.) или в 1,5 раза меньше, чем в январе 2001 года (30,7 млрд. т-км.).
§
Всего
перевезено 40,9 млн. тонн грузов – в 1,5 раза меньше, чем в январе 2005 (64,0 млн. тонн) или январе 2004 года (64,3 млн. тонн).
§
Обновили
«антирекорды» сегменты:
-
водных
перевозок (228,9 млн. т-км. (-41,7%) и 200 тыс. тонн (-28,8%) грузов – в 4 и 5
раз меньше, чем в начале 2003 года);
-
железнодорожных
перевозок (12,5 млрд. т-км. (-18,5%) и 22,3 млн. тонн (-13,7%) грузов, первый
показатель – на 1 млрд. т-км и на 6 млн. тонн меньше, чем в январе 2001 года);
§
В ключевом для
Украины сегменте железнодорожных перевозок выросли объемы транспортировки
только по двум позициям – нефти / нефтепродуктам (на 18,7%) и лесу (на 2,4%).
Последняя цифра не дает повода для радости. Речь идет в основном об экспорте
сырья: после введения с 1.01.2016 10-тилетнего моратория на вывоз
необработанных лесо- и пиломатериалов всех пород, кроме сосны (для которой
мораторий заработает с 1.01.2017), именно по ней сейчас в основном работает
бизнес, пытаясь вывезти побольше в оставшееся «временное окно». Все остальные
товарные позиции – со знаком «минус»: транспортировка стройматериалов
сократилась на 62,4%, зерна и продуктов перемола – на 26,3%[1],
лома черных металлов – на 40,1%, кокса – на 18,6%, железной и марганцевой руды
– на 11,9%[2],
каменного угля – на 14,0%, цемента – на 6,2%, химических и минеральных
удобрений – на 5,7%[3].
§
По водному
транспорту также наблюдается тревожная картина: 97,2% от общих их объемов
Украина получила от заграничных перевозок, и тенденции для отечественных
транспортников выглядят пока неблагоприятно: по сравнению с январем 2015 года
они сократились на 27%.
§
Автомобильные
перевозки упали до 1,9 млн. т-км (-3,4% по сравнению с началом 2015 года, если не брать во внимание пик мирового
финансового кризиса (2009) и начало трудного выхода из него ( январь 2010 г.) – этот результат
ниже показателя января 2008 года), перевезено 7,7 млн. тонн грузов (-6,8%
по сравнению с январем-2015, и на 2 млн. тонн меньше, чем в январе 2007 и 2003
года)
§
В сегменте
авиационных перевозок показан лучший результат за последние три года (январь
2014 – 2016) – 10 тысяч тонн груза и 14,6 млн. т-км, но первый показатель
мизерен по своим объемам, а второй – вдвое худший результат, чем
демонстрировала транспортная авиация еще в начале 2013 года. Каких-либо
прорывных успехов в этом сегменте в ближайшее время не предвидится. Новость о
том, что в январе 2016 года ГП «Антонов» отреставрировал единственный летающий
Ан-22 «Антей» («прикованный» к земле почти 7 лет – с 2009 года), и после
успешного испытания самолет отправлен на покраску, чтобы пополнить летный парк
ключевого грузоперевозчика страны ( «Авиалинии Антонова»)[4]
– выглядит одновременно и комичной, и печальной (особенно на фоне того, что это
событие произошло в год 50-тилетия начала, и 40-летия прекращения
серийного производства этой модели АНов ).
§
Лучше чем год
назад отработал в январе трубопроводный транспорт (7,1 млрд. т-км (+44,8%) и
10,7 млн. тонн (+17,1%) перевезенных грузов) – но это в 1,8-2 раза меньше, чем
за аналогичный период 2001 года.
Пассажирооборот
в январе 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился
на 2,8%, перевозки пассажиров – на 9,7%.
Статистический рост отмечен в
железнодорожном транспорте (2516,1 млн. т-км., +4,4% по пассажирообороту,
перевезено 30,5 млн. пассажиров, +3,9%) – но это скорее всего приписки, не в
полной мере соответствующие действительности. Подавая данные за январь 2016
года, Госстат уведомил, что они рассчитаны без учета не только Крымского
полуострова, но еще и зоны АТО, в то время как статистика за январь 2015 года
давалась «якобы с учетом зоны АТО», что является крайне сомнительным с учетом
активных военных действий и сложностей со сбором статистики ( поэтому более года назад практически все цифры
еще на 1 января пересчитали без зоны, например, статистику зарплат, цен,
демографии и т.д. ). Сейчас Госстат просто воспользовался моментом, чтобы
«подрисовать» цифры, в результате которых кое-где появился даже рост, что не
соответствует реальной действительности:
|
Пассажирооборот, млн. пас.-км |
Перевезено пассажиров, млн. |
||||
|
Январь 2016 |
Январь 2015 (обнародовано год назад) |
% к январю 2015 (обнародовано сейчас /
год назад) |
Январь 2016 |
Январь 2015 (обнародовано год назад) |
% к январю 2015 (обнародовано сейчас /
год назад) |
Всего |
7029,8 |
7383,8 |
97,2 / 95,2 |
359,0 |
409,3 |
90,3 / 87,7 |
Железнодорожный |
2516,1 |
2501,6 |
104,4 / 100,6 |
30,5 |
30,6 |
103,9 / 99,7 |
Автомобильный |
2629,3 |
2951,9 |
89,8 / 89,1 |
162,1 |
199,1 |
82,9 / 81,4 |
Водный |
0,7 |
1,3 |
53,6 / 53,8 |
0 |
0,002 |
50,0 / ? |
Авиационный |
848,6 |
804,0 |
105,5 / 105,5[1] |
0,4 |
0,4 |
100,5 / 100,0 |
Трамвайный |
258,0 |
281,6 |
95,2 / 91,6 |
45,7 |
50,7 |
94,4 / 90,1 |
Троллейбусный |
400,4 |
440,8 |
97,1 / 90,8 |
71,1 |
76,0 |
99,5 / 93,6 |
Метрополитен |
376,7 |
402,6 |
93,6 / 93,6 |
49,2 |
52,5 |
93,7 / 93,7 |
Но даже если закрыть глаза на трюки со
статистикой – очевидно, что сокращение на целых 9,7% (или 12,3%) количества
перевезенных пассажиров – это серьезный сигнал. В результате снижения уровня
жизни большинства украинцев, высокой инфляции и роста цен углубляется
социальное расслоение в обществе. Сохраняется очень узкая прослойка
обеспеченных граждан, верных своим привычкам пользоваться авиационным
транспортом, но заметно растет доля и тех, кто уже экономит и на трамвае /
троллейбусе / метро, чтобы хоть какие-то дополнительные средства оставить на
продукты и лекарства.
Транспортная сфера – «маяк», характеризующий динамику функционирования
национальной экономики и ее базовых отраслей, а также отражающий уровень жизни
граждан (доступность / недоступность и возможность добраться
в нужное место быстрее). Эта отрасль своей работой в январе 2016 года не дает
повода говорить о скором восстановлении экономического роста. Падает
транспортировка ключевых для национальной экономики ресурсов, сокращаются
перевозки пассажиров – это тревожные звоночки не только для самих
транспортников, которые все решения проблем видят исключительно в повышении
тарифов (на самом деле ведущему отрасль в еще больший тупик).
[1] По тем видам транспорта, где
ситуация очевидна (напр., по
авиаперевозкам, поскольку Донецкий и Луганский аэропорты еще в середине 2014
года уже не могли функционировать по своему назначению, или водному транспорту)
– цифры оставили прежними, по железнодорожным и электрифицированным городским
перевозкам – подкорректировали (вряд ли эти данные предоставили «госстаты
ДНР-ЛНР»)
[1]
Как и предполагал АЦ «НОСЭП» -
прошлогодний рост перевозок зерна в течение длительного периода был вызван
рекордным урожаем 2014 года, который собственно и возили – но он, к сожалению,
«закончился»…
[2]
Последние три товарные группы –
говорят о существенном снижении объемов транспортировки сырья для нужд
металлургической промышленности, и это тревожный звонок для одного из ведущих
секторов промышленности.
[3]
Последнее должно заставить задуматься аграриев…