МОЗ на прошлой неделе представил на общественное обсуждение концепцию реформирования системы финансирования здравоохранения.
Концепция предлагает изменить
систему финансирования системы здравоохранения, обеспечив четкие и понятные гарантии государства
относительно медицинской помощи, повышение финансовой защиты для граждан,
эффективное и справедливое распределение общественных средств и сокращение
неформальных платежей, и ставит цели – повысить доступность и качество
медицинской помощи.
Несмотря на правильно сформулированные общие цели
реформы, механизмы/ инструменты ее реализации вызывают вопросы:
1. Повышение доступности первичной и отдельных видов
специализированной медпомощи (декларированная цель) напрямую зависит от объема и структуры Государственного
гарантированного пакета услуг (ГГП), которые не определены.[1] ГГП рассматривается разработчиками концепции как
инструмент концентрации бюджетных средств на ограниченном списке медуслуг с
целью повышения его доступности для всех граждан в условиях хронического
недофинансирования медицины. Сможет ли ГГП
предложить больше бесплатных услуг населению, чем сейчас? Ведь расширение доступности связывается,
в частности, с включением в ГГП оплаты
значительной части лекарств, 90% которых сейчас население покупает
самостоятельно. (Сегодня объём аптечных продаж медикаментов составляет около 40 млрд. грн. – это более
чем половина всего бюджета
здравоохранения страны за 2015 год) В отсутствие
информации о том, что будет входить в
ГГП, и расчета стоимости услуг делать вывод о повышении их качества и доступности, как минимум,
преждевременно. Ограниченность бюджетных средств (а бюджет сферы
здравоохранения за последние два года снижался не только реально, но и номинально;
при этом 70% бюджета МОЗ идет на выплату зарплаты и еще 15% - на коммуналку
) создает риск того, что набор
бесплатных услуг в ГГП будет очень
коротким либо недофинансироваться, в то время как большая часть услуг перейдет
на платную основу.
2. Концепция не предлагает
эффективных механизмов контроля качества медицинских услуг в рамках ГГП со стороны заказчика . В концепции единственным
национальным заказчиком ГГП
выступает единый национальный фонд
(предлагается создать Национальное агентство по финансированию
здравоохранения – НФА), который будет заключать договора поставки медуслуг и оплачивать их в зависимости от количества и
качества . В то же время , концепция не
дает ответа на вопрос, как заказчик контролирует качество услуги. Проблема осложняется
отсутствием механизма государственного
контроля. Функция контроля расщепляется:
контроль качества перекладываете на общественные советы с правом
совещательного голоса (опыт работы таких советов в стране отсутствует), а
контроль за выплатами – на независимого
агента-плательщика (НФА). Такое разделение чревато тем, что при планировании
закупок и выплатах совещательный голос может быть «не услышан». Заявление о
том, что сеть медсоветов будет координировать свою работу с «общенациональными
органами обеспечения качества медуслуг» (концепция не расшифровывает какими
именно) не дает понимания, как государство будет обеспечивать и контролировать
качество лечения.
3. В концепции остались открытыми вопросы о регулировании
государством предоставления медуслуг вне ГГП.[2] Создается
впечатление, что государство решило за счет пациентов решить все проблемы
финансирования отрасли. В стратегии отсутствуют даже ориентировочные уровни
размера со-оплат (свыше ГГП) и платных услуг. С учетом скудности бюджета даже
на гарантированный пакет, стоимость пакета медуслуг, которые должен «со-оплатит
пациент» может значительно превысить финансовые возможности населения. На этом
фоне «теневые платежи» никуда не исчезнут, а пациент в конечном итоге буде
платить больше.
4.
На первый этап реализации реформы (до конца 2017 года)
выносится ряд вопросов, имплементация которых в прошлом не была завершена в
связи с отсутствием необходимых условий. При этом концепция не дает ответа на
вопрос, как эти недостающие условия буду сформированы сейчас и за короткое
время. Например:
§ Введение реимбурсации лекарств. Эксперимент по
реимбурсации одних только лекарств против повышенного давления шел непросто
из-за отсутствия электронных баз данных и задержек с поступлением средств в
аптеки из местных бюджетов. Что изменилось с тех пор? Почему авторы считают,
что за год можно организовать более широкую программу реимбурсации, если
указанные проблемы так и не были решены?
§ Введение электронного реестра пациентов - необходимое
условие для развития схем реимбурсации и контроля за качеством и количеством
предоставляемых медуслуг. В то же время, его создание сдерживало последние 10
лет недостаток финансирования (оснащение всех медучреждений оборудованием и
необходимым софтом).
5.
Значительные риски представляет обязательное условие
новой модели – автономизация всех
медучреждений в течение 2016 года, а именно – преобразование бюджетных
медучреджений (их сейчас 90%) в
государственные или коммунальные предприятия. Такое
преобразование должно обеспечить – отход от зарегулированной сметной системы
финансирования, получение бюджетных средств на ГГП одним «пулом», стимулирование
экономии и повышение зарплат, возможность зарабатывать на предоставлении
платных услуг, аккумуляцию не бюджетных средств на счетах в банках для развития
маттехбазы и обеспечить конкуренцию на рынке медуслуг. Риски состоят в
следующем:
§ по каждому учреждению надо принять решение местных
советов и провести достаточно длительные процедуры перерегистрации (численность
учреждений более 10 тыс.). Опыт пилотных регионов 2010 – 2012 гг. говорит о
том, что процесс может затянуться на несколько лет. (пример - реорганизация
поликлиник в ЦПМД которых надо было создать менее 800), т.е за год местные
советы могут просто не успеть.
§ отсутствие «запасного плана», если часть местных советов
(особенно в депрессивных регионах, где медучреждениям не на чем зарабатывать)
все же не примет решений о смене организационной формы. Остается открытым
вопрос: каков будет механизм планирования и распределения регионального бюджета
на закупку ГГП между бюджетными больницами и больницами – коммунальными
предприятиями и чей бюджет будет урезаться в случае недостатка средств?
§ предлагаемая мера, по сути, перекладывает все социальные риски, связанные с неоказанием медпомощи и увольнениями медработников фактически с центрального на региональный уровень.
Концепция выглядит пока скорее декларацией
о намерениях, чем конкретным планом действий. Правильные цели не подкреплены
убедительным описанием имплементационных механизмов, что закладывает риск не
достижения задекларированных целей. Отсутствие конкретного перечня услуг в
Государственном гарантированном пакете и конкретных расчетов его стоимости ставит под сомнение тезис о
повышении доступности медуслуг. В условиях снижающегося уровня финансирования
сферы здравоохранения есть риск
перекладывания непопулярных решений о реструктуризации сети медучреждений с
центрального уровня на местный. Отсутствие эффективных механизмов контроля
качества медицинской услуги ставит под сомнение реализацию цели повышения
качества медуслуг. Намерения ввести новую систему финансирования без проверки
ее в пилотных регионах увеличивает риски ее плохой имплементации, особенно в
краткосрочном периоде, и риски роста социальной напряженности.
Марина Максимчук
[1] Согласно Европейского Кодекса социального обеспечения (Рим, 6 ноября 1990
года), страны-подписанты определяют защищаемый контингент и предоставляемы виды
медпомощи этому контингенту, которые включают 7 позиций, а именно: помощь
врача общего профиля и врача-специалиста в больнице и за ее пределами, в т.ч
диагностику и обследование, помощь на дому; помощь среднего медперсонала, в
т.ч. на дому, обеспечение основными лекарствами назначенными врачом, пребывание
в больнице или другом медучреждении, стоматологическую помощь, в т.ч. зубные
протезы, медреабилитацию, обеспечение пациентов транспортом. Кодекс
подписало 46 стран, из них - ратифицировали 25, Украина не подписала, находится
на стадии заявления о намерениях, согласно распоряжения Президента Украины от
25.12.2015 (№81/2015рп) Министр соцполитики П.Розенко уполномочен на его
подписание.
[2] В Еропейском Кодексе социального обеспечения определено: «Если
законодательство предусматривает частичную оплату перечисленных видов
медпомощи, то часть такой со-оплаты не должна создавать трудностей и не делать
медицинскую и социальную защиту мене эффективной».