НБУ заявил о сведении платежного баланса с профицитом (впервые с 2010 г.) в сумме 849 млн. дол
Профицит
платежного баланса сам по себе ни о чем не говорит. Важно за счет чего он
сформирован и насколько устойчивыми являются зафиксированные тенденции.
Профицит платежного баланса в 2016 г. появился на фоне угнетения энергетического, инвестиционного и потребительского импорта, вызванного девальвацией и экономическим кризисом, и увеличения зависимости Украины от кредитов МФО. Отсутствие позитивных сдвигов в росте объема экспорта, прямых иностранных и отечественных инвестиций в развитие экономики – фундамент для дестабилизации платежного баланса в 2016 и рисков девальвации гривны.
Источники профицита платежного баланса:
§
Дефицит счета текущих операций действительно резко сократился до 0,2 млрд. дол. с 4,6
млрд. дол. в годом ранее. Однако при этом экспорт обвалился на 30,5%, что стало
одной из причин глубокого падения в промышленности на 13,4% и в сельском
хозяйстве. Суммарно за 2014-2015 гг. экспорт обвалился на 41,2%. Импорт в 2015
г. падал быстрее, что во многом объясняется девальвацией, углубляющимся
экономическим кризисом, падением реальных доходов, повышением тарифов и т.д.,
что угнетало общий внутренний спрос как на энергетический (напр., газ для промышленности, населения ),
инвестиционный (машины и оборудование, поставки которых свелись к минимуму) и
потребительский импорт. Вывод: улучшение
счета текущих операций произошло из-за обвальной девальвации гривны[1] и
углубляющегося экономического кризиса, а не усилий по наращиванию экспорта,
поэтому радоваться здесь нечему, и заслуги Нацбанка в этом нет.
§ Финансовый счет стал положительным в сумме 0,5 млрд.
дол. против его дефицита в 9,1 млрд. дол. годом ранее. Исходя из причин формирования профицита, гордиться здесь также особо не
чем:
-
В
2015 г. в страну пришло 3,1 млрд. дол. прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Если учесть, что в 2014 г. Украина привлекла всего 0,3 млрд. дол. ПИИ, этот
факт можно было бы приветствовать (хотя в докризисные годы заходило в 2-3 раза
больше). Однако львиная доля этих ПИИ (76%) пришлась на рекапитализацию банков
с иностранным капиталом и главным образом за счет перерегистрации
задолженности, ранее выданной материнской структурой, в уставной капитала
банка, т.е. прихода новых («живых» )
денег нет при таком ПИИ нет.
- Профицит по финансовому счету также во многом объясняется наращиванием внешней задолженности по кредитам. Однако произошло это только по одному сектору госуправления, чистая задолженность которого выросла на 3,1 млрд. дол. (в 2014 г. – на 3,3 млрд. дол.). В частности, правительство привлекло 1 млрд. дол. от ВБ, 1 млрд. под гарантии США, 0,9 млрд. от ЕС и т.д. В то же время, чистая задолженность частного сектора (банков и корпораций) продолжала сокращаться – на 4,1 млрд. дол. (на 12,8 млрд. в 2014 г.). Из-за суверенного дефолта, через который дважды за год прошла Украина, внешние рынки коммерческих заимствований оказались практически полностью закрытыми для частного сектора (roll-over по кредитам корпораций составлял 21% (!) за 11 мес. 2015 г), что лишает их ресурсов для развития и повышает риски банкротства. Вывод: улучшение финансового счета далось дорогой ценой – за год Украина окончательно попала под внешнее управление, ее зависимость от МВФ и денег Запада тотальна, кредиторы на долгие годы будут контролировать нашу внутреннюю политику и финансовые средства. Мы потеряли диверсифицированные источники заимствований. Суверенный дефолт на несколько лет закрыл рынок коммерческих внешних займов для государства и значительно осложнил выход на него украинских предприятий и банков.
Источники нынешнего улучшения состояния
платежного баланса отображают кризисное состояние экономики, не являются
заслугой Национального банка и правительства, и не носят устойчивый характер.
Без про-активной поддержки экспортеров экспорт продолжит и дальше падать с
учетом ниспадающих цен на основные продукты украинского сырьевого экспорта
(зерновые, железная руда, сталь), новые ПИИ вряд ли придут на фоне слабых
результатов борьбы с коррупцией, попирания прав собственности, постоянных
политических раздорах внутри коалиции и т.д. , а внешние коммерческие рынки
капитала будут оставаться закрытыми. Видимо понимают это и в Нацбанке, прогнозируя расширение
дефицита счета текущих операций в 2016 г. в до 2,5 млрд. дол., т.е. в
12,5 раз. Поэтому говорить, о том что
Украина достигла устойчивой стабилизации платежного баланса не приходится.
Ситуация остается хрупкой. В 2016 г. давление на платежный баланс, в частности
на баланс внешней торговли усилится, а значит усилятся давление на гривну и
девальвационные ожидания, что уже хорошо показало начало этого года, когда
только за один январь гривна девальвировала более чем на 10%.
НоСЭП
§ [1] В 2015 г. курс гривы по
отношению к доллару снизился с 15,77 до 24,00 грн/дол или на 52,2%, с начала
2014 г. – в три раза.