17 декабря состоялось внеочередное пленарное заседание парламента, посвященное представлению правительством и обсуждению депутатами проекта бюджета на 2016 г. и пакета поддерживающих законопроектов, в т.ч. проекта изменений в Налоговый кодекс (НК ). 18 декабря замдиректора-распорядителя МВФ, Д.Липтон, выразил обеспокоенность Фонда в связи с «дискуссией, которая была вчера в парламенте, который фактически отверг предложения правительства по новому налоговому кодексу и госбюджету на 2016 год».
Представление
бюджета и пакета бюджетных законопроектов в Раде 17 декабря закончилось
провалом для правительства:
§ Ни одна из парламентских фракций (кроме про-премьерского
НФ) и групп не поддержала внесенный проект бюджета. Основные пункты критики:
так и не согласованная с депутатами налоговая реформа (начиная от увеличения
налогового давления на МСБ, АПК, население через НДФЛ, и заканчивая вопросами
налогового администрирования), явный откат назад в вопросах бюджетной
децентрализации (уменьшение субвенции на медицину, передача не профинансированных
мандатов в части расходов на образование, отбирание в госбюджет части единого
налога и т.д. ), сокращение реальных социальных расходов (прежде всего, в части
недостаточной индексации соц. выплат с учетом текущей и прогнозируемой
инфляции) и т.д.
§ Еще более жесткая дискуссия произошла по проекту
налоговой реформы, которую «разгромили» все депутатские фракции и группы
(опять-таки кроме НФ). Перед этим профильный комитет ВР (хотя в нем и не
набралось кворума) предложил отклонить правительственный проект изменений в
Налоговый кодекс (НК).
§ По итогам рассмотрения проекта бюджета и изменений в НК
было принято решение на базе парламента создать очередную рабочую группу для
доработки обоих ключевых документов. В способность прийти к компромиссу в
рамках работы этой группы за отведенные несколько дней верится с трудом:
- Депутаты практически всех фракций и групп отметили, что
прийти к компромиссу по налоговой реформе, если за ее основу будет опять
браться правительственный вариант, не возможно, что тянет за собой
разбалансирование бюджета. Примечательно, что и в ходе обсуждения на вчерашнем
заседании стороны (КМУ-ВРУ) демонстративно остались при своем: так
премьер-министр повторил рамку, озвученную на Нацсовете реформ (до 1 января
2016 г. принять измененный ставки, затем в течении 2016 г. ввести в действие
остальные изменения), тогда как глава про-президентской фракции БПП Луценко
заявил, что налоговую реформу надо вводить с 2017 г., т.е. бюджет должен
подаваться на старой налоговой базе.
- Все фракции и группы публично заявили претензии на то, что будут отстаивать увеличение социальных расходов и ресурсной базы местных бюджетов, что также будет рвать бюджетный баланс Минфина.
С учетом
задекларированных позиций и дефицита времени ситуация на следующей неделе может
развиваться следующим образом:
(1) Правительство
при поддержке МВФ может попытаться повторить прошлогоднюю ситуацию с принятием
своего варианта бюджета за 2 дня
до нового года, «прикрываясь» разрывом программы с МВФ. Примечательно, что МВФ,
который ранее поддержал и правительственный проект бюджета, и проект налоговой
реформы, сразу отреагировал на конфликт, пригрозив разрывом финансирования,
если: (1) дефицит бюджета-16 выйдет за пределы 3,7% ВВП; (2) если в проекте
бюджета не будет структурных реформ, которые обеспечат расширение налоговой базы и оптимизацию
государственных расходов (что есть в проекте Минфина ). Другими словами Фонд
дал прямо понять парламенту, что если Украина хочет остаться в программе EFF, маневра для изменения проекта бюджета и сопутствующих законопроектов у него
немного. Однако, несмотря даже на недвусмысленные «угрозы» со стороны Фонда,
повторить прошлогодний трюк с бюджетом будет гораздо сложнее по причинам:
- Нарастающего кризиса внутри коалиции (ситуация с
принятием бюджета может стать той последней каплей в раскачивании лодки,
которую уже не сдержит ни МВФ, ни совместные заявления власти)
- Нарастающего недовольства отдельных парламентариев пассивной позицией Минфина/ правительства, превратившегося, по их мнению, в технического ретранслятора позиции МВФ.
(2) Парламент так и не дойдет к консенсусу по изменениям в НК, что означает принятие бюджета на старой либо несколько модифицированной налоговой базе, со смещением вопроса по введению налоговой реформы на 2017 г. По нашим оценкам, пока это наиболее вероятный сценарий развития ситуации, реализация которого будет упираться в возможность достижения целевого дефицита бюджета (3,7%ВВП ) и нахождения компромисса с МВФ по отдельным принципиальным для Фонда вопросам (напр., в жертву могут принести спец-режим НДС для аграриев, с сохранением основного массива упрощенной системы налогообложения для МСБ, при этом понизив оборот для 3-й группы с 20 до 5 млн. грн. и т.д.).
Парламент дал негативную оценку
правительственным вариантам бюджета и налогового кодекса – в существующем виде
депутаты практически всех фракций и групп их не поддерживают. Сближение позиций
между Радой и Кабинетом министров по налоговой и соответственно бюджетной
политике на 2016 г. может быть только на основе реального компромисса, готовность
достигнуть который стороны не демонстрируют последние 3-4 месяца и сделать это
за оставшиеся несколько дней будет крайне затруднительно (хотя и не
невозможно).
В таких условиях, чтобы не срывать
бюджетный процесс, оптимальным решением представляется перенос налоговой
реформы на 2017 г. и принятие бюджета-16 на старой налоговой базе, естетсвенно,
без «ударения» в популизм и с определенными доработками по принципиальным для
МВФ позициям.
Владислав Комаров