МВФ СМЯГЧИЛ СВОИ ПРАВИЛА В ПОЛЬЗУ УКРАИНЫ

10/12/2015
Моніторингові продукти
МВФ СМЯГЧИЛ СВОИ ПРАВИЛА В ПОЛЬЗУ УКРАИНЫ

8 декабря исполнительный совет МВФ принял решение, позволяющее кредитовать страны, допустившие дефолт перед официальными кредиторами. 9 декабря президент РФ Путин поручил министру финансов Силуанову «подать в суд» на Украину в связи с невозвращением кредита в 3 млрд. дол.  В этот же день на заседании КМУ премьер-министр Яценюк заявил «мы готовы судиться с Россией (по долгу), мы в полном вооружении».

Принятое решение было ожидаемым, однако от этого оно не стало менее «эпохальным», прежде всего, для самого МВФ. Последний раз Фонд менял политику кредитования для стран, находящихся в дефолте , в далеком 1989 г., разрешив кредитование реципиентов, допустивших не выполнение обязательств по коммерческим заимствованиям. Спустя 26 лет аналогичное решение было принято и в пользу стран, допустивших дефолт перед официальными кредиторами (т.е. по займам, полученным напрямую от государства либо квази-государственных структур).

Возможность применения новой политики будет рассматриваться Фондом в каждом конкретном случае отдельно при соблюдении ряда условий,  напр., страна-заемщик должна предпринимать добросовестные попытки договориться с кредитором, страна-заемщик должна выполнять требования МВФ и т.д., под которые Украина подпадает.  

Принятые поправки дают МВФ легальную возможность продолжать кредитовать Украину – теперь уже независимо от того, какое решение по статусу «российских евробондов» будет принято ( а такое решение с большой долей вероятности Фонд примет в пользу РФ на основании того, что заем был размещен под процентную ставку в 2 раза ниже рыночной, а кредитором выступает Российский национальный фонд благосостояния, хотя сам выпуск и был оформлен по правилам Ирландской биржи)[1].

Изменение правил МВФ о «непринятии задолженности перед официальными кредиторами» еще больше подталкивает перемещение спора между Украиной и РФ в судебно-юридическую плоскость, хотя небольшая вероятность выхода на компромиссное решение по реструктуризации (на чем официально каждый раз делает акцент МВФ) все же будет оставаться:

§  Российская сторона (министр финансов, Силуанов) уже заявила, что готовит документы по обращению в Лондонский суд (либо другой суд Великобритании), которому будет дан ход сразу после (1) признание МВФ долга официальным  (а не коммерческим); (2) наступления 20 декабря (если до этой даты Украина не выплатит 3 млрд. дол. основной суммы и 75 млн. дол. процентов). По оценкам Bloomberg и международных юридических компаний, правовые позиции РФ в отстаивании своих интересов в судебном порядке гораздо слабее, чем у заемщика (Украины ). Помимо теоретических попыток ареста государственного имущества Украины за рубежом, точно также гипотетически РФ может попробовать заблокировать выход Украины на рынки коммерческих заимствований, когда такое окно откроется в 2017-2018 гг., и выплаты по гособлигациям другим кредиторам. Как пример, можно привести случай Аргентины, в которой не согласившиеся на реструктуризацию кредиторы заблокировали выплаты по суверенным облигациям, используя решение американского суда. Однако выпуск российских бондов включает в себя так называемый parri passu clause” (от латин. равный во всех отношениях)  - пункт об эквивалентности законодательства (английское право vs украинское право), которое может применять заемщик для отстаивания своих интересов, что сводит к нулю применение в Украине схемы, задействованной в Аргентине.

§  С учетом разности декларируемых позиций, диспут вокруг т.н. «кредита Януковича» имеет все шансы встать в один ряд с уже поданными или готовящимися односторонними либо взаимными международными исками ( в Стокгольмский арбитраж по газовым поставкам, в ЕСПЧ о нарушении прав человека в Крыму и на Донбассе, о незаконной аннексии АРК, о торговых войнах и т.д.), которые предусматривают длительное их рассмотрение. В то же время, руководство РФ может использовать факт дефолта Украины в зависимости от ситуативных обстоятельств (внутренняя ситуация в Украине, выполнение Минск-2, международные санкции против РФ и т.д.) и как «кнут», и как «пряник» в общей повестке отношений с Западом. В последнем случае это оставляет небольшую вероятность, что стороны под эгидой МВФ могут выйти на компромиссную и отличную от общей схемы реструктуризацию (тем более, что комитет кредиторов, который должен дать согласие на такой шаг, не высказал принципиального возражения). Пока предложения от РФ по реструктуризации как по официальным каналам (рассрочка выплат на 3 года с использованием гарантий США, ЕС, МФО либо первоклассных банков), так и неофициальным (с применением скорее экзотических схем по рекапитализации российского Проминвестбанка), закономерно не были поддержаны Украиной.

МВФ изменил внутреннюю политику, чтобы иметь возможность продолжать кредитовать Украину после дефолта по т.н. «российским евробондам»,  в случае если такая задолженность будет признана официальной.

РФ имеет мизерные шансы взыскать задолженность в судебном порядке и будет использовать кейс украинского дефолта как один из информ-поводов для смягчения / ужесточения (в зависимости от обстоятельств) своей переговорной позиции с Западом. 

Владислав Комаров 

[1] В данной трансакции НФБ выступал как агент российского правительства. Как следует из объяснений Минфина РФ, в 2013 г. российская сторона использовала НФБ для выдачи кредита Украине по причине отсутствия средств в федеральном бюджете РФ. При этом Москва пошла на изменение политики кредитования из НФБ, так как правила Фонда запрещали инвестирование средств в непервоклассные долговые обязательства (такие как евробонды, выпущенные Украиной).