8 декабря на специальном заседании Нацрады реформ Н.Яресько представила обновленный, «компромиссный вариант» налоговой реформы. Днем позднее с ним познакомили и членов Правительства.
Какие изменения произошли по сравнению с версией, представленной 1 декабря, и каковы дальнейшие планы по реализации налоговой реформы?
Еще с понедельника Минфин запустил в информпространство мессиджи о
том, что им подготовлен «компромиссный» вариант налоговой реформы. Общественность ожидала, что компромиссность
будет состоять в некой попытке свести позитивные наработки «группы Н.Южаниной»
(которые поддержали почти полторы сотни
народный депутатов и многочисленные представители различных НГО) и Минфина.
Однако этого не произошло – вечером этого же дня представители проекта
Н.Южаниной публично заявили о том, что с ними даже не пытались вступить в
контакт.
Прозвучавшее во
вторник заявление Вице-президента США Д.Байдена о том, что «бюджет Украины
должен соответствовать требованиям МВФ» (по
сути, была высказана косвенная поддержка минфиновскому варианту налоговой
реформы, получившей одобрение МВФ) окончательно отбило у Правительства
желание искать компромисс с альтернативной точкой зрения. Показательно, что
на состоявшееся в этот же день позднее заседание Нацрады реформ было
предусмотрено вынести только проект Н.Яресько (в отличие от Нацрады 3 сентября,
когда и Н.Южаниной была предоставлена возможность представить свои наработки).
Однако членам
Нацрады был представлен не проект Налогового кодекса, а 15 слайдов «про реформу», из которых лишь
шесть собственно описывали – что будет меняться.
Основные изменения
по сравнению с ранее проанализированной версией – приводятся ниже:
1. Ставка НДФЛ — 18% в 2016 году, что больше, чем сейчас (15%), но меньше,
чем планировалось (20%). При этом с 2017 года она должна быть снижена до
17%, а, по заявлению П.Порошенко, "на 2018 определили ориентир, по
которому мы должны достичь максимум 20% нагрузки на фонд заработной платы —
примерно 10% НДФЛ и 10% — ЕСВ". Что такое "определили ориентир",
и насколько будет реализована такая формулировка в проекте, пока сказать
сложно. Ставка налога на дивиденды должна быть такой же, как и ставка НДФЛ.
Льгота
при этом снижена с 1 до 0,5 МЗП — 689 грн., и применяться она будет не ко всем
зарплатам, как предлагал Минфин, а к тем, сумма которых не превышает 3 МЗП
(4134 грн.).
2. Военный сбор в 1,5% от зарплаты сохраняется, пока что по сути на
бессрочной основе («до завершения реформирования Вооруженных сил Украины», что
выглядит достаточно расплывчато, как и то – кто и каким образом доложен
просигнализировать о завершении реформы).
3. Верхний предел начисления ЕСВ устанавливается на уровне 25 МЗП
(34450 грн.), а не 17, как сейчас. Мотив Минфина: если порог отменить, то никто
не покажет зарплату выше — пенсия от этого в будущем не вырастет, а государство
недополучит еще и НДФЛ. Сам ЕСВ, как предполагалось и раньше – снижается до
20%, а граждане – освобождаются от уплаты его части (сейчас взымается 3,6%).
Однако разрекламированная благая цель (все ради снижения нагрузки на
работодателя и работника) – ориентирована только на низкооплачиваемый персонал.
Если для получающих зарплату на уровне 1200 грн. налоговая нагрузка на
работника уменьшится в 8 раз (со 143 до
18 грн.), то для получающих даже всего 8000 грн.[1] –
всего в 1,16 раза, и он сможет сэкономить на налогах целых 48 гривен. Аналогично и для бизнеса: для зарплат на уровне
1200 грн. нагрузка на работодателя снижается в 2,3 раза (с 48,9% до 21,5%), для
зарплаты в 4 тыс. грн. – в 1,6 раза (с 56,6% до 34,6%), а для зарплаты в 12 тыс. грн. (или 500 долларов) –
в 1,4 раза (с 56,6% до 39,2%). Таким образом, и бизнесу, и гражданам по
прежнему будут крайне выгодны минимальная зарплата официально, а львиную ее
часть – в конвертах.
4. Ставку налога на прибыль решили не менять, она останется на уровне 18%,
а с 2017 года снизится до 17%. В правительстве решили отказаться от уплаты
авансовых платежей по налогу на прибыль (это прозвучало в выступлении
Н.Яресько, но в презентации эта инициатива не отражена).
5. Для тех, кто осуществляет инвестиции в новое оборудование, производство
или технологии в 2016-2018 гг., вводиться «инвестиционный налоговый кредит».
По расчетам Минфина, бизнес сэкономит до 50% налоговых обязательств в течение
ближайших 3-х лет. Размер годового дохода, облагаемого налогом, может быть уменьшен
на часть (30%, а не 10%, как в предыдущей версии) стоимости годовых инвестиций
в основные средства. Сама расшифровка механизма применения «инвестиционного
налогового кредита» не приводится, поэтому сейчас трудно оценить – это
всего-навсего отсрочка по уплате налога на 3 года на сумму инвестиций, или
освобождение от налогообложения части реинвестированной прибыли (одна из
новаций, которую предлагала Н.Южанина).
6. Система налогообложения в рамках упрощенной системы все же изменится с
налогообложения оборота на налогообложение прибыли. По мнению Минфина, это
выравнивает налоговую нагрузку. Также Минфин предлагает постепенный переход на
новые правила: для плательщиков группы "В" (нынешняя 2-я и 3-я
группа) остается коэффициент: в 2016 и 2017 годах — 0,85, 2018 — 0,65, 2019 —
0,45 (это на 0,05 больше, чем в предыдущей версии проекта). Юрлица, как и в предыдущей версии, лишатся
права на упрощенку (Минфин выступает категорически против ее использования
в целях оптимизации крупным бизнесом). Как результат, ожидается, что 161,7 тыс
юрлиц будут платить налог на прибыль на общих основаниях и вести полноценный
бухгалтерский учет, 58,7 тыс физических лиц будут платить НДФЛ на общих
основаниях (из-за ограничений в 2 млн. грн. объема реализации – против верхней
планки в 20 млн. грн., действующей сейчас для нынешней 3-ей группы упрощенцев).
7. Предложено ужесточить сроки внедрения кассовых аппаратов: с 1
января 2016 РРО должны применяться всеми предпринимателями, которые сегодня
работают на третьей группе упрощенной системы, а с 1 июля 2016 РРО должен
применяться и всеми остальными (ранее
предполагалось введение РРО по такому графику: с 2016 — для 2 группы; с 2019 —
для 1 группы). Вместе с тем, предлагается также внедрить механизм
компенсации расходов плательщиков единого налога на приобретение регистраторов
расчетных операций. Высказано несколько явно сырых идей, которые должны
смягчить негативный эффект (компенсация
75% стоимости приобретенных РРО за счет местных бюджетов; разработка совместно
с Ощадбанком программного обеспечения, которое позволит заменить РРО смартфоном)
– но пока все это выглядит экспромтом. Не
совсем ясно, что будет происходить в тех населенных пунктах, где местные
бюджеты глубоко дефицитны и не в состоянии покрыть новые дополнительные
затраты, которые придется нести уже через 3 недели.
8. Бизнесу обещано некие неконкретизированные пока «улучшения»
администрирования НДС, в частности –
создание «прозрачной системы возмещения налога на добавленную стоимость из
бюджета», которая будет обеспечивать одинаковые требования для всех
налогоплательщиков, введение официальной публикации реестра возмещения НДС с
отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета
сумм налога и состояния их возмещения, как и предлагал комитет.
9. Предлагается сохранить нынешние 7% НДС на лекарства (ранее
предполагалось облагать их по общей ставке в 20%).
10. Сохраняется, как предполагалось и в предыдущей версии, налогообложение
пенсий свыше 3 МЗП (4134 грн) по ставке 15% (ранее эта схема представлялась
Правительством А.Яценюка как временная – на 2015 год – мера, направленная на
уменьшение дефицита бюджета и ПФ.
11. Сельхозпроизводители лишатся спецрежима по НДС, но не сразу (как
планировали в предыдущей версии проекта НК), а через год. На переходный период
(в 2016 году) предлагается распределять начисленный с/х производителями НДС
так, чтобы 75% налога шло в бюджет, 25% оставалось в распоряжении плательщика
(сегодня 100% НДС остается у плательщика). Вместе с тем, Минфин предлагает
восстановить право на возмещение налога на добавленную стоимость для всех
экспортеров зерновых и технических культур.
12. В ответ на претензии
относительно того, что
налоговая милиция лишь меняет название, а по некоторым позициям – даже
усиливает свои позиции (предполагалось,
что, кроме нынешних полномочий – она будет заниматься еще и превентивной, и
правоохранительной функцией, с наделением правом во многих случаях применять
меры и средства, предоставленный Законом о Национальной полиции), Минфин
пообещал: а) демилитаризовать службу финансовых расследований и отказаться от
силового статуса ее сотрудников; б) лишить службу финансовых расследований
права осуществлять проверки субъектов хозяйствования, обеспечить разделение
сервисной и правоохранительной функций фискальной службы; в) изменить подходы к
работе, и вместо силовых средств контроля за уплатой налогов использовать
аналитические механизмы; г) на должностях в службе финансовых расследований
будут работать должностные лица, на которых распространяется действие трудового
законодательства, законодательства в сфере прохождения государственной службы и
Налогового Кодекса.
Отдельный важный момент – сроки
введения новой редакции Налогового кодекса в действие. Ставки налогов должны измениться
уже с 1 января 2016 года, а администрирование — с 1 апреля, чтобы у бизнеса
было время на адаптацию, а у Правительства – на устранение возможных недочетов.
В
таком виде законопроект (а точнее – его ppt-презентация) был одобрен
президентом Украины П.Порошенко. Вечером 9 декабря А.Яценюк и Н.Яресько
ознакомили с упомянутой позавчерашней презентацией и других членов Кабинета
Министров.
«За кадром» остался вопрос по
остальным налогам, которые предполагалось менять (экологический налог, ренты по пользование природными ресурсами, налог
на недвижимость и транспортные средства, акцизы). Пока Минфин не
предоставил информации – останутся ли изменения, предложенные в варианте «1
декабря», либо за их счет попытаются сократить новые дырки в бюджете от
некоторых послаблений, заложенных в «компромиссный вариант налоговой реформы».
Из-за отсутствия текста проекта
изменений в НК и проекта бюджета – нет пока и реакции МВФ: устраивает ли их
предложенные корректировки налогового кодекса, а это – как заявил на прошлой
неделе Глава представительства МВФ в Украине Ж.Ваше – условие для продолжение
кредитования Украины по программе EFF.
Премьер-министр А.Яценюк
проинформировал про алгоритм дальнейших действий: 9 и 10 декабря Минфин работает
над текстом проекта постатейно, подкорректирует в соответствии с новой
налоговой системой доходную часть проект госбюджета на 2016 год, уточнит вместе
с министерствами новые сметы расходов (в
ходе презентации Н.Яресько подчеркнула, что она соглашается с уменьшением
налогов только ввиду возможности еще больше сократить расходы). Затем
проект изменений в Налоговый кодекс (в
пакете с проектом бюджета на 2016 год и законопроектом об азартных играх)
будет 10 декабря утвержден на заседании КМУ.
Есть риск, что далее «пакет»
может распасться, и каждый проект пойдет своей дорогой:
§
В
отношении изменений в Налоговый кодекс публично
оглашена договоренность о том, что этот проект будет внесен Президентом Украины как неотложный (авторство Президента формально освобождает
от необходимости проводить проект через заседание КМУ – в случае, если с
«минфиновскими новациями» будет некоторое количество несогласных министров,
особенно после дополнительного урезания расходов из-за уменьшения налоговых
ставок, а также дает возможность «доработать» его в АПУ).
§
С проектом закона о
государственном бюджете –
несколько сложнее: во первых, его придется существенно пересчитать с учетом
новых ставок и баз налогообложения (сохранились ли они в таком же виде, как 1
декабря – пока не оглашено); во-вторых – подавать от имени КМУ, поскольку
эксклюзивное право внесения бюджета закреплено за Правительством
непосредственно в Конституции Украины.
§
Что касается игорного бизнеса –
ситуация еще сложнее:
отношение к этому вопросу и в обществе, и в депутатском корпусе неоднозначно.
Достаточно напомнить, что за его запрет в 2009 году проголосовали
конституционным большинством в 340 голосов все фракции VI созыва Верховной Рады
(кроме коммунистов, которые воздержались; против - 0), а попытка В.Ющенко
ветировать эту инициативу – с треском провалилась: вето Президента было
преодолено 390 голосами, что происходит нечасто. Прошлогодняя попытка нынешнего
Правительства А.Яценюка легализовать игорный бизнес, подав проекты №№1570, 1571
и 1572, была такой же неуспешной: депутаты не только не поддержали содержание
упомянутых проектов, но и вообще отказались их даже включать в повестку дня
сессии.
Основная проблема, которая особо остро
стоит сейчас – что еще «порезать» в бюджете с учетом выжатого в «компромиссном»
варианте налоговой реформы частичного уменьшения налогов.
Приблизительные недобор средств из-за замены варианта «все по 20» на «2 по 18, 2 по 20» подсчитать, с учетом предварительных прикидок Минфина, несложно. Недобор составит по сравнению с предыдущим вариантом составит не менее 14,6 млрд. грн. (-10,6 млрд. грн. по налогу на доходы физлиц, -4 млрд. грн. по налогу на прибыль). В зоне риска – еще 5 млрд. грн. поступлений от легализации игорного бизнеса, если такой проект не будет принят, или будет принят, но в значительно ужесточенном виде (по расчетам Минфина, казино должны будут принести бюджету 2,3 млрд грн. налоговых поступлений в год, букмекеры — 0,8 млрд грн, лотереи — 1,9 млрд грн.). Таким образом, если депутаты кардинально не поменяют свое отношение к игорному бизнесу, доходная часть бюджета недосчитается почти 20 млрд. грн. Но последняя цифра может заметно вырасти за счет «инвестиционного налогового кредита»: если предположение Минфина оправдается[2] и бизнес решит воспользоваться предложенной трехлетней «льготой на модернизацию» - исходя из показателей 2015 года, недопоступления могут увеличится еще 18,5 млрд. грн.
1.
Ожидаемый обществом и бизнесом компромиссный вариант налоговой реформы как
нечто среднее между жестко фискальным проектом от Минфина и либеральным
проектом Н.Южаниной – так и не был предложен. Правительство, прикрываясь МВФ,
продолжает продавливать свою линию.
2.
Невзирая на некоторые послабления по сравнению с вариантом «1 декабря» -
предложенный «компромиссный вариант» является по-прежнему остро
фискально-направленным, а часть из т.н. компромиссов, на которые пошел Минфин и
КМУ – это всего лишь обещание НЕ повышать ныне действующие налоговые ставки.
4.
Существенное сокращение ЕСВ, что преподносится как главная цели и достижение
налоговой реформы, ориентировано только на низкооплачиваемый персонал. И
бизнесу, и наемным работникам по прежнему будут крайне выгодны «зарплаты в
конвертах», что увеличивает риски значительного разрыва в Пенсионном фонде
(потери от снижения ЕСВ оцениваются в 70 млрд. грн. или 3,1% ВВП в 2016 г.).
5.
Налоговая реформа в нынешнем виде может создать дополнительную (к ранее
подсчитанной в минфиновском варианте) дыру в бюджете размером не меньше
14,6 млрд. грн., ликвидация которой потребует дальнейшего урезания социальных
статей затрат. Непринятие сопутствующего законопроекта о легализации игорного
бизнеса и запуск «инвестиционного налогового кредита» для модернизации – могут
увеличить эту цифру до более чем 38 млрд. грн. Ранее МВФ оценивал плановый дефицит бюджета на 2016 г. как: 103 млрд.
грн. (4,6% ВВП) без проведения налоговой реформы; 143 млрд. грн. (6,3% ВВП) в случае принятия
варианта Минфина; «компромиссный» вариант реформы может потянуть на 158 – 181
млрд. грн. (т.е. 7-8% ВВП) при том что в меморандуме с МВФ дефицит бюджета должен быть как минимум в 2 раза меньше (-84,4 млрд. грн. или 3,7%
ВВП)