КАБМИН ПРЕДСТАВИЛ «КОМПРОМИССНЫЙ» ВАРИАНТ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

8 декабря на специальном заседании Нацрады реформ Н.Яресько представила обновленный, «компромиссный вариант» налоговой реформы. Днем позднее с ним познакомили и членов Правительства.

10/12/2015
Моніторингові продукти
КАБМИН ПРЕДСТАВИЛ «КОМПРОМИССНЫЙ» ВАРИАНТ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

Какие изменения произошли по сравнению с версией, представленной 1 декабря, и каковы дальнейшие планы по реализации налоговой реформы?  

Еще с понедельника Минфин запустил в информпространство мессиджи о том, что им подготовлен «компромиссный» вариант налоговой реформы.  Общественность ожидала, что компромиссность будет состоять в некой попытке свести позитивные наработки «группы Н.Южаниной» (которые поддержали почти полторы сотни народный депутатов и многочисленные представители различных НГО) и Минфина. Однако этого не произошло – вечером этого же дня представители проекта Н.Южаниной публично заявили о том, что с ними даже не пытались вступить в контакт.

Прозвучавшее во вторник заявление Вице-президента США Д.Байдена о том, что «бюджет Украины должен соответствовать требованиям МВФ» (по сути, была высказана косвенная поддержка минфиновскому варианту налоговой реформы, получившей одобрение МВФ) окончательно отбило у Правительства желание искать компромисс с альтернативной точкой зрения. Показательно, что на состоявшееся в этот же день позднее заседание Нацрады реформ было предусмотрено вынести только проект Н.Яресько (в отличие от Нацрады 3 сентября, когда и Н.Южаниной была предоставлена возможность представить свои наработки).

Однако членам Нацрады был представлен не проект Налогового кодекса, а 15 слайдов «про реформу», из которых лишь шесть собственно описывали – что будет меняться.

Основные изменения по сравнению с ранее проанализированной версией – приводятся ниже:

1. Ставка НДФЛ — 18% в 2016 году, что больше, чем сейчас (15%), но меньше, чем планировалось (20%). При этом с 2017 года она должна быть снижена до 17%, а, по заявлению П.Порошенко, "на 2018 определили ориентир, по которому мы должны достичь максимум 20% нагрузки на фонд заработной платы — примерно 10% НДФЛ и 10% — ЕСВ". Что такое "определили ориентир", и насколько будет реализована такая формулировка в проекте, пока сказать сложно. Ставка налога на дивиденды должна быть такой же, как и ставка НДФЛ.

Льгота при этом снижена с 1 до 0,5 МЗП — 689 грн., и применяться она будет не ко всем зарплатам, как предлагал Минфин, а к тем, сумма которых не превышает 3 МЗП (4134 грн.).

2. Военный сбор в 1,5% от зарплаты сохраняется, пока что по сути на бессрочной основе («до завершения реформирования Вооруженных сил Украины», что выглядит достаточно расплывчато, как и то – кто и каким образом доложен просигнализировать о завершении реформы).

3. Верхний предел начисления ЕСВ устанавливается на уровне 25 МЗП (34450 грн.), а не 17, как сейчас. Мотив Минфина: если порог отменить, то никто не покажет зарплату выше — пенсия от этого в будущем не вырастет, а государство недополучит еще и НДФЛ. Сам ЕСВ, как предполагалось и раньше – снижается до 20%, а граждане – освобождаются от уплаты его части (сейчас взымается 3,6%). Однако разрекламированная благая цель (все ради снижения нагрузки на работодателя и работника) – ориентирована только на низкооплачиваемый персонал. Если для получающих зарплату на уровне 1200 грн. налоговая нагрузка на работника уменьшится в  8 раз (со 143 до 18 грн.), то для получающих даже всего 8000 грн.[1] – всего в 1,16 раза, и он сможет сэкономить на налогах целых 48 гривен. Аналогично и для бизнеса: для зарплат на уровне 1200 грн. нагрузка на работодателя снижается в 2,3 раза (с 48,9% до 21,5%), для зарплаты в 4 тыс. грн. – в 1,6 раза (с 56,6% до 34,6%), а для  зарплаты в 12 тыс. грн. (или 500 долларов) – в 1,4 раза (с 56,6% до 39,2%). Таким образом, и бизнесу, и гражданам по прежнему будут крайне выгодны минимальная зарплата официально, а львиную ее часть – в конвертах.

4. Ставку налога на прибыль решили не менять, она останется на уровне 18%, а с 2017 года снизится до 17%. В правительстве решили отказаться от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (это прозвучало в выступлении Н.Яресько, но в презентации эта инициатива не отражена).

5. Для тех, кто осуществляет инвестиции в новое оборудование, производство или технологии в 2016-2018 гг., вводиться «инвестиционный налоговый кредит». По расчетам Минфина, бизнес сэкономит до 50% налоговых обязательств в течение ближайших 3-х лет. Размер годового дохода, облагаемого налогом, может быть уменьшен на часть (30%, а не 10%, как в предыдущей версии) стоимости годовых инвестиций в основные средства. Сама расшифровка механизма применения «инвестиционного налогового кредита» не приводится, поэтому сейчас трудно оценить – это всего-навсего отсрочка по уплате налога на 3 года на сумму инвестиций, или освобождение от налогообложения части реинвестированной прибыли (одна из новаций, которую предлагала Н.Южанина). 

6. Система налогообложения в рамках упрощенной системы все же изменится с налогообложения оборота на налогообложение прибыли. По мнению Минфина, это выравнивает налоговую нагрузку. Также Минфин предлагает постепенный переход на новые правила: для плательщиков группы "В" (нынешняя 2-я и 3-я группа) остается коэффициент: в 2016 и 2017 годах — 0,85, 2018 — 0,65, 2019 — 0,45 (это на 0,05 больше, чем в предыдущей версии проекта). Юрлица, как и в предыдущей версии, лишатся права на упрощенку (Минфин выступает категорически против ее использования в целях оптимизации крупным бизнесом). Как результат, ожидается, что 161,7 тыс юрлиц будут платить налог на прибыль на общих основаниях и вести полноценный бухгалтерский учет, 58,7 тыс физических лиц будут платить НДФЛ на общих основаниях (из-за ограничений в 2 млн. грн. объема реализации – против верхней планки в 20 млн. грн., действующей сейчас для нынешней 3-ей группы упрощенцев).

7. Предложено ужесточить сроки внедрения кассовых аппаратов: с 1 января 2016 РРО должны применяться всеми предпринимателями, которые сегодня работают на третьей группе упрощенной системы, а с 1 июля 2016 РРО должен применяться и всеми остальными (ранее предполагалось введение РРО по такому графику: с 2016 — для 2 группы; с 2019 — для 1 группы). Вместе с тем, предлагается также внедрить механизм компенсации расходов плательщиков единого налога на приобретение регистраторов расчетных операций. Высказано несколько явно сырых идей, которые должны смягчить негативный эффект (компенсация 75% стоимости приобретенных РРО за счет местных бюджетов; разработка совместно с Ощадбанком программного обеспечения, которое позволит заменить РРО смартфоном) – но пока все это выглядит экспромтом. Не совсем ясно, что будет происходить в тех населенных пунктах, где местные бюджеты глубоко дефицитны и не в состоянии покрыть новые дополнительные затраты, которые придется нести уже через 3 недели.

8. Бизнесу обещано некие неконкретизированные пока «улучшения» администрирования НДС, в  частности – создание «прозрачной системы возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета», которая будет обеспечивать одинаковые требования для всех налогоплательщиков, введение официальной публикации реестра возмещения НДС с отражением в нем данных о налогоплательщике, заявленных к возмещению из бюджета сумм налога и состояния их возмещения, как и предлагал комитет.

9. Предлагается сохранить нынешние 7% НДС на лекарства (ранее предполагалось облагать их по общей ставке в 20%).

10. Сохраняется, как предполагалось и в предыдущей версии, налогообложение пенсий свыше 3 МЗП (4134 грн) по ставке 15% (ранее эта схема представлялась Правительством А.Яценюка как временная – на 2015 год – мера, направленная на уменьшение дефицита бюджета и ПФ.

11. Сельхозпроизводители лишатся спецрежима по НДС, но не сразу (как планировали в предыдущей версии проекта НК), а через год. На переходный период (в 2016 году) предлагается распределять начисленный с/х производителями НДС так, чтобы 75% налога шло в бюджет, 25% оставалось в распоряжении плательщика (сегодня 100% НДС остается у плательщика). Вместе с тем, Минфин предлагает восстановить право на возмещение налога на добавленную стоимость для всех экспортеров зерновых и технических культур.

12. В ответ на претензии относительно того, что налоговая милиция лишь меняет название, а по некоторым позициям – даже усиливает свои позиции (предполагалось, что, кроме нынешних полномочий – она будет заниматься еще и превентивной, и правоохранительной функцией, с наделением правом во многих случаях применять меры и средства, предоставленный Законом о Национальной полиции), Минфин пообещал: а) демилитаризовать службу финансовых расследований и отказаться от силового статуса ее сотрудников; б) лишить службу финансовых расследований права осуществлять проверки субъектов хозяйствования, обеспечить разделение сервисной и правоохранительной функций фискальной службы; в) изменить подходы к работе, и вместо силовых средств контроля за уплатой налогов использовать аналитические механизмы; г) на должностях в службе финансовых расследований будут работать должностные лица, на которых распространяется действие трудового законодательства, законодательства в сфере прохождения государственной службы и Налогового Кодекса.

Отдельный важный момент – сроки введения новой редакции Налогового кодекса в действие. Ставки налогов должны измениться уже с 1 января 2016 года, а администрирование — с 1 апреля, чтобы у бизнеса было время на адаптацию, а у Правительства – на устранение возможных недочетов.

В таком виде законопроект (а точнее – его ppt-презентация) был одобрен президентом Украины П.Порошенко. Вечером 9 декабря А.Яценюк и Н.Яресько ознакомили с упомянутой позавчерашней презентацией и других членов Кабинета Министров.

«За кадром» остался вопрос по остальным налогам, которые предполагалось менять (экологический налог, ренты по пользование природными ресурсами, налог на недвижимость и транспортные средства, акцизы). Пока Минфин не предоставил информации – останутся ли изменения, предложенные в варианте «1 декабря», либо за их счет попытаются сократить новые дырки в бюджете от некоторых послаблений, заложенных в «компромиссный вариант налоговой реформы».

Из-за отсутствия текста проекта изменений в НК и проекта бюджета – нет пока и реакции МВФ: устраивает ли их предложенные корректировки налогового кодекса, а это – как заявил на прошлой неделе Глава представительства МВФ в Украине Ж.Ваше – условие для продолжение кредитования Украины по программе EFF.

Премьер-министр А.Яценюк проинформировал про алгоритм дальнейших действий: 9 и 10 декабря Минфин работает над текстом проекта постатейно, подкорректирует в соответствии с новой налоговой системой доходную часть проект госбюджета на 2016 год, уточнит вместе с министерствами новые сметы расходов (в ходе презентации Н.Яресько подчеркнула, что она соглашается с уменьшением налогов только ввиду возможности еще больше сократить расходы). Затем проект изменений в Налоговый кодекс (в пакете с проектом бюджета на 2016 год и законопроектом об азартных играх) будет 10 декабря утвержден на заседании КМУ.

Есть риск, что далее «пакет» может распасться, и каждый проект пойдет своей дорогой:

§   В отношении изменений в Налоговый кодекс публично оглашена договоренность о том, что этот проект будет внесен Президентом Украины как неотложный (авторство Президента формально освобождает от необходимости проводить проект через заседание КМУ – в случае, если с «минфиновскими новациями» будет некоторое количество несогласных министров, особенно после дополнительного урезания расходов из-за уменьшения налоговых ставок, а также дает возможность «доработать» его в АПУ).

§   С проектом закона о государственном бюджете – несколько сложнее: во первых, его придется существенно пересчитать с учетом новых ставок и баз налогообложения (сохранились ли они в таком же виде, как 1 декабря – пока не оглашено); во-вторых – подавать от имени КМУ, поскольку эксклюзивное право внесения бюджета закреплено за Правительством непосредственно в Конституции Украины.

§   Что касается игорного бизнеса – ситуация еще сложнее: отношение к этому вопросу и в обществе, и в депутатском корпусе неоднозначно. Достаточно напомнить, что за его запрет в 2009 году проголосовали конституционным большинством в 340 голосов все фракции VI созыва Верховной Рады (кроме коммунистов, которые воздержались; против - 0), а попытка В.Ющенко ветировать эту инициативу – с треском провалилась: вето Президента было преодолено 390 голосами, что происходит нечасто. Прошлогодняя попытка нынешнего Правительства А.Яценюка легализовать игорный бизнес, подав проекты №№1570, 1571 и 1572, была такой же неуспешной: депутаты не только не поддержали содержание упомянутых проектов, но и вообще отказались их даже включать в повестку дня сессии.

Основная проблема, которая особо остро стоит сейчас – что еще «порезать» в бюджете с учетом выжатого в «компромиссном» варианте налоговой реформы частичного уменьшения налогов.

Приблизительные недобор средств из-за замены варианта «все по 20» на «2 по 18, 2 по 20» подсчитать, с учетом предварительных прикидок  Минфина, несложно. Недобор составит по сравнению с предыдущим вариантом составит не менее 14,6 млрд. грн. (-10,6 млрд. грн. по налогу на доходы физлиц, -4 млрд. грн. по налогу на прибыль). В зоне риска – еще 5 млрд. грн. поступлений от легализации игорного бизнеса, если такой проект не будет принят, или будет принят, но в значительно ужесточенном виде (по расчетам Минфина, казино должны будут принести бюджету 2,3 млрд грн. налоговых поступлений в год, букмекеры — 0,8 млрд грн, лотереи — 1,9 млрд грн.). Таким образом, если депутаты кардинально не поменяют свое отношение к игорному бизнесу, доходная часть бюджета недосчитается почти 20 млрд. грн. Но последняя цифра может заметно вырасти за счет «инвестиционного налогового кредита»: если предположение Минфина оправдается[2] и бизнес решит воспользоваться предложенной трехлетней «льготой на модернизацию» - исходя из показателей 2015 года, недопоступления могут увеличится еще 18,5 млрд. грн.


1. Ожидаемый обществом и бизнесом компромиссный вариант налоговой реформы как нечто среднее между жестко фискальным проектом от Минфина и либеральным проектом Н.Южаниной – так и не был предложен. Правительство, прикрываясь МВФ, продолжает продавливать свою линию.

2. Невзирая на некоторые послабления по сравнению с вариантом «1 декабря» - предложенный «компромиссный вариант» является по-прежнему остро фискально-направленным, а часть из т.н. компромиссов, на которые пошел Минфин и КМУ – это всего лишь обещание НЕ повышать ныне действующие налоговые ставки.

4. Существенное сокращение ЕСВ, что преподносится как главная цели и достижение налоговой реформы, ориентировано только на низкооплачиваемый персонал. И бизнесу, и наемным работникам по прежнему будут крайне выгодны «зарплаты в конвертах», что увеличивает риски значительного разрыва в Пенсионном фонде (потери от снижения ЕСВ оцениваются в 70 млрд. грн. или 3,1% ВВП в 2016 г.).

5. Налоговая реформа в нынешнем виде может создать дополнительную (к ранее подсчитанной в минфиновском варианте) дыру в бюджете размером не меньше 14,6 млрд. грн., ликвидация которой потребует дальнейшего урезания социальных статей затрат. Непринятие сопутствующего законопроекта о легализации игорного бизнеса и запуск «инвестиционного налогового кредита» для модернизации – могут увеличить эту цифру до более чем 38 млрд. грн. Ранее МВФ оценивал плановый дефицит бюджета на 2016 г. как: 103 млрд. грн. (4,6% ВВП) без проведения налоговой реформы;  143 млрд. грн. (6,3% ВВП) в случае принятия варианта Минфина; «компромиссный» вариант реформы может потянуть на 158 – 181 млрд. грн. (т.е. 7-8% ВВП) при том что в меморандуме с  МВФ дефицит бюджета должен быть как минимум  в 2 раза меньше (-84,4 млрд. грн. или 3,7% ВВП)

 

Владислав Мельник 

[1] 300 евро, на уровне занимающих 3-5 места с конца по уровню зарплат в Европе армян, казахов и белорусов

[2] По расчетам Минфина, бизнес сэкономит до 50% налоговых обязательств в течение ближайших 3-х лет.