ПРИНЯТЫ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ, РЕГУЛИРУЮЩЕМУ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ

4 ноября в стенах ВР принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

05/11/2015
Моніторингові продукти
ПРИНЯТЫ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ, РЕГУЛИРУЮЩЕМУ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕ ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦ

Внесенные изменения призваны учесть отдельные рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы и усовершенствовать общие процедуры учета, регистрации и т.п., установленные для внутренне перемещенных лиц. Целью разработанных правок среди прочего было уменьшить бюрократические преграды, стоящие на пути к получению лицом статуса внутренне перемещенного лица (ВПЛ). Улучшения касаются следующих моментов:

o   Внесенными изменениями уточнено понятие ВПЛ  и расширен перечень лиц, которые имеют право на такой правовой статус.

o   В частности, внесенные изменения положительно решают вопрос о том, может ли иностранец либо лицо без гражданства, находящиеся на территории Украины на законных основаниях и имеющие право на постоянное или временное проживание на территории Украины, быть внутренне перемещенными лицами.

o   Из статьи 5 старой редакции Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» исключен абзац, указывающий на то, что органы государственной власти и органы местного самоуправления Украины для обеспечения регистрации и предоставления места проживания ВПЛ, не вправе требовать справки или любые другие документы кроме паспорта. Таким образом, теперь органы государственной власти не смогут отказать ВПЛ в регистрации даже в случае отсутствия паспорта. Эта поправка призвана урегулировать тот случай, когда ВПЛ утерян паспорт гражданина Украины. Вместе с тем, процедура регистрации и предоставления места жительства перемещенным лицам с утерянным паспортом четко не прописана, что может служить причиной дальнейших проволочек в регистрации ВПЛ без паспорта.

o   Отредактированы статьи, регулирующие вопросы возвращения ВПЛ в места их предыдущего проживания. Термин «возвращение» заменен на «добровольное возвращение», что подчеркивает свободу выбора при принятии решения ВПЛ – возвращаться в покинутые места проживания или оставаться на новом. В новой редакции Закона указано, что власти должны содействовать ВПЛ в процессе интеграции последних на их новом месте жительства в Украине (правда, не прописаны способы и инструменты воплощения в жизнь этой инициативы).

o   В пакете иных изменений, внесена новая статья 4.1 в Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Эта статья вносит изменения в вопрос, регулирующий  создание информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах, и возлагает ответственность за обеспечение формирования и ведения Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах на Центральный орган исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения, трудовой миграции и социальной защиты населения.

Вместе с тем, основные проблемы ВПЛ остаются нерешенными в рамках принятых изменений:

o   Так и не создано «единое окно» регистрации ВПЛ. Переселенцы будут вынуждены по-прежнему при оформлении документов, подтверждающих их статус, обращаться в Миграционную службу, и лишь потом – в органы социальной защиты.

o   Никак не решены и даже не затронуты вопросы улучшения финансового обеспечения ВПЛ. Не пересмотрены вопросы крайне низких пособий ВПЛ, вопросы размещения тех переселенцев, которые не имеют средств и возможностей для самостоятельного поиска жилья. В начале этого года правительством Яценюка озвучивалась инициатива по решению проблемы жилья для вынужденных переселенцев за счет  завершения строительства замороженных объектов со степенью готовности более 80%, но никакого продолжения в плане реализации эти планы на сегодняшний день не имеют.

o   Не нашел никаких вариантов решения насущный и проблемный вопрос трудоустройства ВПЛ. Эта тема также не затрагивается в проекте нового Трудового Кодекса (Законопроект № 1658), принятого сегодня в первом чтении. Госцентры занятости не обеспечивают работой и 5% переселенцев. Часть переселенцев пытаются повысить свою конкурентоспособность на рынке, приобретая новую специальность. Этому частично способствуют неправительственные проекты: например, в октябре Международным Фондом BrainBasket в партнерстве с несколькими украинскими организациями был запущен образовательный проект «Coding for Future» по обучению участников АТО и переселенцев программированию. Не смотря на внешнюю привлекательность этого проекта, его эффективность и охват остаются под вопросом (не каждому по силам, особенно в зрелом возрасте, освоить программирование и тем более стать конкурентоспособным на соответствующем рынке услуг). Этот проект – неправительственный и в некоторой мере «социально-рекламный» (партнерами выступили «МТС Україна» і «ITEC»). Вместе с тем, Правительство могло бы заняться проектами по трудоустройству и созданию новых рабочих мест в реальном секторе (примером успешного решения проблемы безработицы на государственном уровне может служить пакет законов по преодолению безработицы из «Нового курса» Президента США Рузвельта. Тогда (в 1933 году) среди прочих был принят «Закон о чрезвычайных работах по сохранению окружающей среды», в рамках которых был обеспечен объем работ по строительству дополнительных дорог, рытью каналов, уборки промышленного и потребительского мусора  и пр. Если бы Правительство хотя-бы попыталось разработать что-то подобное для современных украинских реалий, возможно, на реализацию этого проекта удалось бы получить кредит ЕБРР на льготных условиях. Вместе с тем, трудоустройство безработных переселенцев способствовало бы увеличению совокупного спроса и росту экономики Украины в целом.  

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины касательно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц» предусматривает определенные подвижки в сфере регулирования правового статуса ВПЛ. В частности, уточнено и расширено само понятие внутренне перемещенных лиц, урегулированы вопросы возвращения ВПЛ в места предыдущего проживания. Определенные изменения, призванные упростить бюрократические проволочки (в частности, возможность регистрации ВПЛ без паспорта) отображены в новой редакции Закона «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», однако не подкреплены описанием соответствующей процедуры.

Вместе с тем, главные проблемы, связанные с ВПЛ, внесенными изменениями не решены. Этими проблемами являются низкое финансовое обеспечение временно перемещенных лиц, обеспечение их проживания на новом месте и трудоустройство. Инициативы о создании «единого окна» для регистрации переселенцев и использование недостроев для нужд ВПЛ также не были воплощены в жизнь.

НоСЭП