ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СОКРАЩАЮТСЯ

По итогам девяти месяцев 2015 года грузооборот сократился на 10,5%, перевозки грузов – на 14,3%, пассажирооборот – на 9,6%, пасажироперевозки – на 13,1%.

22/10/2015
Моніторингові продукти
ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ: ТЕМПЫ ПАДЕНИЯ СОКРАЩАЮТСЯ

Уже 9 месяцев наблюдается сокращение темпов падения и грузооборота, и пассажирооборота. Их пик пришелся на январь-февраль, когда падение объемов составило -23,5%...-22,3% и -13,4%...-13,8% соответственно. Однако, начиная с марта 2015 г. глубина падения и по грузообороту, и по пассажирообороту постепенно уменьшалась. Причина замедления динамики падения кроется в эффекте статистической базы:

§   В статистике за 9 месяцев достаточно весомы показатели мая-сентября, в которых в прошлом году страна уже была в активной фазе конфликта на Донбассе, там массово останавливались предприятия, снижался спрос на сырье и взаимодействие со смежниками (снижая спрос на перевозки), была повреждена или не использовалась из-за угрозы обстрелов транспортная инфраструктура.

§   Постепенное ухудшение базы сравнения привело к тому, что с каждым месяцем отставание сокращалось. Начиная с середины мая 2015 года темпы падения пассажирооборота сравнились с прошлогодними, и последние месяцы стали на 1,5-2% меньшими чем прошлогодние. В ближайшие 1,5-2 месяца такие же результаты будут достигнуты и в сегменте грузовых перевозок.

§   Поэтому есть все основания полагать, что по итогам 2015 года оно (в отличие от промышленности и строительства) оно – если не случится форс-мажор в виде резкого обострения обстановки на востоке – будет измеряться уже однозначными цифрами.

Однако оптимистичной назвать ситуацию в транспортной отрасли нельзя.

Для нивелирования связанных с 2014 годом катаклизмов (революционная смена всей вертикали власти, постоянные выборы, крах экономики, активная фаза конфликта на востоке ) в ближайшие годы за базу сравнения логично будет брать 2013 г., которые ныне уже многими используется как маркер и ориентир (напр., М.Саакашвили постоянно в публичном пространстве дает прогнозы, в каком году по каким параметрам Украина вернется на уровень 2013 г.).

В этом сравнении (2015/2013) – картина выглядит плохо (см. графики в приложенном документе) 

В грузовом сегменте в последние месяцы ситуация стабилизировалась и объемы падения барражируют на уровне -15…-16%. В то же время в сегменте пассажирских перевозок ситуация продолжает ухудшаться из месяца в месяц (за исключением положительной динамики в феврале).

Причина этому – с одной стороны, падение реальных доходов граждан, вызванные высокой инфляцией (24,9% в 2014 г. и дополнительно 41,4% в январе-сентябре 2015 г.) и почти троекратным обесцениванием гривны; с другой стороны – рост тарифов на пасажжирские перевозки только с начала 2015 г. на 13,9%. 

Сейчас можно смело говорить, что транспортный сектор почти нащупал дно, но сможет ли он от него оттолкнутся и когда – остается вопросом.

Наблюдаемые тенденции продолжают вызывать тревогу: увеличился товарооборот лишь в сегменте водного (на 2,8%) транспорта, но он играет крайне малую роль в грузоперевозках – 1,8%, и ко всему прочему еще и носит сезонный характер (летний пик перевозок подошел к концу), а для существенного увеличения его объемов нужны колоссальные средства (на углубление / расчистку русла, модернизацию береговой инфраструктуры и т.д .), которых нет.

Если по итогам 7-ми месяцев рост давали еще и авиационные перевозки (+2,6%), но кумулятивным итогом за 9 месяцев и они ушли в существенный минус (-6,9% по обороту и -10,8% по грузам, которых за три квартала перевезено всего 50 тыс. тонн, что вдвое меньше, чем перевозилось два года назад).

Из транспортных подотраслей наиболее просел трубопроводный сегмент (-13,6%): перекачка аммиака сократилась на 5,3%, газа – на 8,8%, транзит сократился на 2,5% и 3,7%. Учитывая, что и поставки, и транзит происходит из России, политические факторы еще долго будут довлеть на этот сегмент, препятствуя его восстановлению и росту.

На втором месте по темпам падения – автомобильные перевозки (-11,2%), спровоцированные 50-70% ростом цен на бензины и дизтопливо.

Ключевой же для страны сегмент железнодорожных перевозок (62% грузооборота и 59% объемов грузоперевозок) – также просел очень существенно: на 9,4% по обороту и 13,1% по физическим объемам перевезенных грузов:

§  главный сегмент ж/д перевозок, в котором зафиксирован рост – зерно и продукты его перемола, но к этому результату нужно отнестись сдержанно (это последствие прошлогоднего рекордного урожая в 63,9 млн. тонн зерновых, который в поточном году буде меньше, и на динамике перевозок это уже просматривается: +26,4% по итогам 7 месяцев, +24,7% - по итогам 8 месяцев, +20,3% - по итогам 9 месяцев);

§  по ключевым статьям перевозок – наблюдается существенное падение: уголь (-32,6%), нефть и нефтепродукты (-27,8%), кокс (-21,4%), черные металлы (-19,2%), стройматериалы (-17,8%), химические и минеральные удобрения (-16,3%), лом черных металлов (-12,7%). Это более чем яркий пример, подтверждающий глубокое падение производства в базовых секторах экономики.

Получше выглядят результаты сегмента пассажироперевозок, но и здесь – в основном благодаря базе сравнения.

За 9 месяцев 2015 г. пассажирооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 9,6%, перевозки пассажиров – на 13,1%.  Наибольшие потери зафиксированы:

§  по пассажирообороту – водный (-47,3%), автомобильный (-18,3%), авиационный (-5,2%) сегменты;

§  по количеству перевезенных пассажиров – также автомобильный (-22,2%) и авиационный (-5,1%) сегменты.

Относительно стабильной по сравнению с 2014 г. оставалась ситуация в железнодорожных пассажирских перевозках (количество перевезенных пассажиров сократилось всего на 0,01%, пассажирооборот – на 2,3%) и перевозках метрополитеном (-2,2% и -2,3% соответственно).

Вместе с тем ухудшается ситуация с городским общественным транспортом: перевозки пассажиров трамваями уменьшились на 10,1%, пассажирооборот – на 8,9%. На 6,2% упал пассажирооборот в троллейбусных хозяйствах. Это следствие упомянутого выше существенного падения доходов населения.

Производственные показатели в транспортной отрасли – при отсутствии эскалации на Донбассе – продолжат улучшаться до конца года на фоне низкой базы сравнения и активизации внутреннего спроса на транспортные услуги. В то же время, ситуация с внутренними перевозками, особенно по пассажирообороту, еще достаточно далека от восстановления нормальной работы хотя бы на уровне 2013 года. 

 Владислав Мельник