По итогам девяти месяцев 2015 года грузооборот сократился на 10,5%, перевозки грузов – на 14,3%, пассажирооборот – на 9,6%, пасажироперевозки – на 13,1%.
Уже 9 месяцев наблюдается сокращение темпов падения и
грузооборота, и пассажирооборота. Их пик
пришелся на январь-февраль, когда падение объемов составило -23,5%...-22,3% и
-13,4%...-13,8% соответственно. Однако, начиная с марта 2015 г. глубина падения
и по грузообороту, и по пассажирообороту постепенно уменьшалась. Причина
замедления динамики падения кроется в эффекте статистической базы:
§
В статистике за 9
месяцев достаточно весомы показатели мая-сентября, в которых в прошлом году
страна уже была в активной фазе конфликта на Донбассе, там массово
останавливались предприятия, снижался спрос на сырье и взаимодействие со
смежниками (снижая спрос на перевозки), была повреждена или не использовалась
из-за угрозы обстрелов транспортная инфраструктура.
§
Постепенное ухудшение
базы сравнения привело к тому, что с каждым месяцем отставание сокращалось.
Начиная с середины мая 2015 года темпы падения пассажирооборота сравнились с
прошлогодними, и последние месяцы стали на 1,5-2% меньшими чем прошлогодние. В
ближайшие 1,5-2 месяца такие же результаты будут достигнуты и в сегменте
грузовых перевозок.
§
Поэтому есть все
основания полагать, что по итогам 2015 года оно (в отличие от промышленности и
строительства) оно – если не случится форс-мажор в виде резкого обострения
обстановки на востоке – будет измеряться уже однозначными цифрами.
Однако оптимистичной назвать ситуацию в транспортной
отрасли нельзя.
Для нивелирования связанных с 2014 годом катаклизмов (революционная смена
всей вертикали власти, постоянные выборы, крах экономики, активная фаза
конфликта на востоке ) в ближайшие годы за базу сравнения логично будет брать
2013 г., которые ныне уже многими используется как маркер и ориентир (напр.,
М.Саакашвили постоянно в публичном пространстве дает прогнозы, в каком году по
каким параметрам Украина вернется на уровень 2013 г.).
В этом сравнении (2015/2013) – картина выглядит плохо (см. графики в приложенном документе)
В грузовом сегменте в последние месяцы ситуация стабилизировалась и объемы
падения барражируют на уровне -15…-16%. В то же время в сегменте пассажирских
перевозок ситуация продолжает ухудшаться из месяца в месяц (за исключением
положительной динамики в феврале).
Причина этому – с одной стороны, падение
реальных доходов граждан, вызванные высокой инфляцией (24,9% в 2014 г. и
дополнительно 41,4% в январе-сентябре 2015 г.) и почти троекратным
обесцениванием гривны; с другой стороны – рост тарифов на пасажжирские
перевозки только с начала 2015 г. на 13,9%.
Сейчас можно смело говорить, что транспортный сектор почти нащупал дно, но
сможет ли он от него оттолкнутся и когда – остается вопросом.
Наблюдаемые тенденции продолжают вызывать тревогу: увеличился товарооборот лишь в сегменте водного (на 2,8%)
транспорта, но он играет крайне малую роль в грузоперевозках – 1,8%, и ко всему
прочему еще и носит сезонный характер (летний
пик перевозок подошел к концу), а для существенного увеличения его объемов
нужны колоссальные средства (на
углубление / расчистку русла, модернизацию береговой инфраструктуры и т.д .),
которых нет.
Если по итогам 7-ми месяцев рост давали еще и авиационные перевозки
(+2,6%), но кумулятивным итогом за 9 месяцев и они ушли в существенный минус (-6,9%
по обороту и -10,8% по грузам, которых за три квартала перевезено всего 50 тыс.
тонн, что вдвое меньше, чем перевозилось два года назад).
Из транспортных подотраслей наиболее просел
трубопроводный сегмент (-13,6%):
перекачка аммиака сократилась на 5,3%, газа – на 8,8%, транзит сократился на 2,5%
и 3,7%. Учитывая, что и поставки, и транзит происходит из России, политические
факторы еще долго будут довлеть на этот сегмент, препятствуя его восстановлению
и росту.
На втором месте по темпам падения – автомобильные
перевозки (-11,2%), спровоцированные 50-70%
ростом цен на бензины и дизтопливо.
Ключевой же для страны сегмент железнодорожных перевозок (62% грузооборота и 59% объемов грузоперевозок) – также
просел очень существенно: на 9,4% по обороту и 13,1% по физическим объемам
перевезенных грузов:
§ главный сегмент ж/д перевозок, в котором зафиксирован
рост – зерно и продукты его перемола, но к этому результату нужно отнестись
сдержанно (это последствие прошлогоднего
рекордного урожая в 63,9 млн. тонн зерновых, который в поточном году буде
меньше, и на динамике перевозок это уже просматривается: +26,4% по итогам 7
месяцев, +24,7% - по итогам 8 месяцев, +20,3% - по итогам 9 месяцев);
§ по ключевым статьям перевозок – наблюдается существенное
падение: уголь (-32,6%), нефть и нефтепродукты (-27,8%), кокс (-21,4%), черные
металлы (-19,2%), стройматериалы (-17,8%), химические и минеральные удобрения
(-16,3%), лом черных металлов (-12,7%). Это более чем яркий пример,
подтверждающий глубокое падение производства в базовых секторах экономики.
Получше выглядят результаты сегмента пассажироперевозок, но и здесь – в основном благодаря базе сравнения.
За 9 месяцев 2015 г. пассажирооборот по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года сократился на 9,6%, перевозки пассажиров – на 13,1%. Наибольшие
потери зафиксированы:
§ по пассажирообороту – водный (-47,3%), автомобильный
(-18,3%), авиационный (-5,2%) сегменты;
§ по количеству перевезенных пассажиров – также
автомобильный (-22,2%) и авиационный (-5,1%) сегменты.
Относительно стабильной по сравнению с 2014 г. оставалась ситуация в
железнодорожных пассажирских перевозках (количество перевезенных пассажиров
сократилось всего на 0,01%, пассажирооборот – на 2,3%) и перевозках
метрополитеном (-2,2% и -2,3% соответственно).
Вместе с тем ухудшается ситуация с городским общественным транспортом: перевозки пассажиров трамваями уменьшились на 10,1%, пассажирооборот – на 8,9%. На 6,2% упал пассажирооборот в троллейбусных хозяйствах. Это следствие упомянутого выше существенного падения доходов населения.
Производственные
показатели в транспортной отрасли – при отсутствии эскалации на Донбассе –
продолжат улучшаться до конца года на фоне низкой базы сравнения и активизации
внутреннего спроса на транспортные услуги. В то же время, ситуация с
внутренними перевозками, особенно по пассажирообороту, еще достаточно далека от
восстановления нормальной работы хотя бы на уровне 2013 года.
Владислав Мельник