15 октября Минфин опубликовал пресс-релиз о поддержке сборами кредиторов, владеющими 13-ю из 14-ти выпусков еврооблигаций, условий реструктуризации госдолга.
14 октября в Лондоне в офисе юридического советника Минфина White & Case LLP прошли встречи с кредиторами по каждому из 14 выпусков еврооблигаций. Чтобы завершить сделку по обмену, реструктуризацию должны были поддержать 75% держателей облигаций, которые владеют не менее 66? % суммы долга (отдельно по каждому из 14 выпусков). Прошедшие сборы кредиторов можно в целом назвать успешными, а их итоги – ожидаемыми:
§ Собственники 13 из 14 впусков
еврооблигаций (15 из 18 млрд. дол.), входящих в периметр сделки, утвердили
Чрезвычайные резолюции с условиями реструктуризации. До последнего момента
сохранялась небольшая интрига, поддержит ли долговую операцию группа
кредиторов, владеющая блокирующим пакетом еврооблигаций с погашением в сентябре
и октябре этого года. Для таких кредиторов Минфин пошел на уступку, предложив
погасить реструктуризированные еврооблигации в 2019 г., тогда как остальные
выпуски будут погашаться в 2020 - 2027 гг. С
учетом позитивного голосования, видимо, уступка была принята. Остальные условия
реструктуризации остались прежними. Вкратце напомним их суть:
- 20% основной суммы
долга подлежит списанию;
- ставка купона
повышается с 7,25% до 7,75%;
- вводится 4-х летний
льготный период, когда выплачивается только платежи по купону, но не основная
сумма долга;
-
для компенсации потерь кредиторов
вводится инструмент VRI,
выплаты по которым будут осуществляться с 2021 по 20140 гг. в привязке к темпам
роста экономики и установленных потолков.
§ Реструктуризация
ожидаемо не была поддержана по одному из 14 выпусков – по т. н. «российским
евробондам» с погашением
15 декабря 2015 г. (3 млрд. дол.). Как следует из пресс-релиза Минфина,
единственный собственник данного выпуска (российский суверенный фонд
Национального благосостояния) воздержался от голосования. Условия Меморандума о
реструктуризации украинского госдолга предусматривают возможность проведения
еще одной встречи с кредиторами в случае отсутствия кворума и безрезультатного
голосования на первой встрече. Такая встреча – исключительно по российским
евробондам – запланирована на 29 октября в Лондоне, и пока нет ни малейших
сигналов, что российская сторона присоединиться к сделке по реструктуризации. Как уже отмечал НОСЭП, вопрос требует вмешательства
со стороны МВФ, который должен определить статус займа – коммерческий или
официальный:
- Заем был выпущен по
условиям Ирландской биржи, что явно указывает на его коммерческий статус.
- Однако РФ напирает на
то, что держателем бумаг выступает суверенный фонд Национального
благосостояния, а ставка купона по выпуску была гораздо ниже рыночной на тот
момент времени.
- Признание долга
официальным, потребует от МВФ либо перестать кредитовать Украину , либо внести
изменения в свои же правила, которые запрещают кредитовать страны, допустившие
дефолт по долгам перед другими государствами.
- Какое бы решение не
принял Фонд, рынки склонны считать, что исходя из политической ситуации, оно
будет принято в пользу Украины. И РФ не останется другого выхода, как либо в
конечном итоге согласиться на (1) реструктуризацию, либо (2) добиваться выплат
в судебном порядке. Пока все заявления и со стороны РФ, и со стороны Украины
указывают на неизбежность второго варианта развития событий.
Голосование кредиторов по реструктуризации украинского госдолга прошло без сенсаций. Сделку ожидаемо не поддержала РФ и так же ожидаемо – поддержали все остальные кредиторы. В отношении кредиторов, поддержавших долговую операцию, юридически и технически сделка будет закрыта в середине ноября, когда будут выпущены и зарегистрированы новые выпуски еврооблигаций. Судьба российских евробондов остается подвешенной до решения МВФ. Однако, вероятней, Украине уже сегодня следует готовиться к длительным судебным разбирательствам с РФ с попытками ареста государственного имущества и счетов зарубежом.
Владислав Комаров