Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок по приведению их в соответствие с международными стандартами и принятие мер по преодолению коррупции"
Принятый во вторник законопроект прописывает
изменения, призванные снизить коррупционные риски, увеличить уровень
конкуренции при осуществлении госзакупок и привести процесс проведения
госзакупок в Украине к европейским стандартам. Для этого, закон вносит ряд
изменений в действующую процедуру госзакупок, в частности, вводится проверка
информации о конечных бенефициарах, необходимость демонстрации содержания
ценового предложения и других документов по требованию участника при раскрытии
конкурсных предложений, публикация протоколов оценки и прочее, что должно
снизить коррупционные риски. Что еще важно - принятый Закон должен позволить
украинским компаниям принимать участие в зарубежных тендерах на равных условиях
с местными фирмами.
В целом, Закон является положительным. Вместе с
тем, его имплементация влечет за собой ряд вопросов, имеются также вопросы и к
отдельным его положениям:
· Кроме принятого
Законопроекта № 2087, в пакете реформы сферы госзакупок должен быть принят еще
один, призванный перевести осуществление всех госзакупок в электронную
плоскость. Ввиду того, как сложно принимался Законопроект № 2087 (принят лишь с
третей попытки через 3 месяца), можно ожидать н меньших сложностей при
рассмотрении сопровождающего Закона, намеченного на октябрь.
·
Принятый Закон
позволяет присоединиться к "Соглашению о государственных закупках" в
рамках ВТО, что должно открыть рынок иностранных государственных закупок для
украинских экспортеров. Однако государственная реформа по приведению
украинского законодательства в соответствие с европейскими техническими
регламентами и стандартами на практике только начинает набирать обороты, что
будет усложнять выход бизнеса на иностранные рынки госзакупок.
· Принята
поправка, согласно которой компании-участники тендера будут обязаны раскрывать
конечных бенефициаров. Эта норма должна служить большей прозрачности и позволит
выявить возможную связанность компаний и таким образом возможный факт сговора.
С другой стороны, новый Закон не предусматривает возможности остановки торгов
или отмены их результатов в случае выявления факта сговора (как это было в
предыдущей версии закона).
· Исключение из
предыдущей редакции Закона Украины "Об осуществлении государственных
закупок" нормы, согласно которой заказчик торгов имел право отменить торги
в случае выявления факта сговора участников, является более чем сомнительным.
Данная норма отменена с тем обоснованием, что процесс установки сговора
достаточно длительный и не укладывается в рамки проведения процедуры закупки.
Однако факт сговора в отдельных случаях можно установить и за короткий период
времени по очевидным признакам, и лишение Заказчика права отмены результатов
торгов на основании выявления факта сговора может наоборот снизить прозрачность
и конкурентность рынка госзакупок (конечно, при условии, что Заказчик является
беспристрастным).
· Большой массив
изменений внесен в части осуществления процедуры обжалования. Эти изменения
призваны препятствовать блокировке процедур госзакупок путем использования
процедуры обжалования. Внесенные изменения действительно значительно
ограничивают возможности для обжалования: например, если раньше подавать
обжалование можно было не позднее
представления предложений конкурсных торгов, то теперь – не позднее чем
за четыре дня до даты, установленной для представления предложений конкурсных
торгов. Таким образом, если нарушение конкурсной процедуры будет выявлено,
например, за три дня до установленной даты предложений конкурсных торгов, то
сторона, обнаружившая нарушения, не будет иметь юридической возможности
направить жалобу.
Изменения
в законы Украины в сфере государственных закупок, с одной стороны, способствуют
сближению законодательства Украины с нормами ЕС, с другой стороны, порождают
ряд вопросов касательно использования принятых норм на практике.
Удаление нормы об отмене торгов в случае подозрения в сговоре, сокращения периода для подачи обжалования, создают предпосылки для коррупции и непрозрачности. Возникает ряд вопросов касательно институциональной способности Украины воплотить в жизнь определенные нормы. В частности, принятый Закон не является действенным без принятия сопутствующего Закона о переводе всех госзакупок в электронную плоскость. Возможности, которые открывает Закон для бизнеса (участие в иностранных госзакупках), не могут быть использованы эффективно без проведения реформ в других сферах ( приведения законодательства Украины в сфере технических регламентов и стандартизации в полное соответствие с нормами ЕС и создания сопутствующей институциональной и технической базы).
Гречин ВИКТОР