ПРОГРАМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ СУБСИДИЙ НЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ НАСЕЛЕНИЕМ

25/06/2015
Моніторингові продукти

По данным Государственной службы статистики Украины (Госстата) в мае за субсидиями на оплату жилищно-коммунальных услуг обратились 825 тыс. домохозяйств. Число домохозяйств получивших субсидию в мае составило только 249 тыс. домохозяйств.

 

По итогам мая можно сделать первые выводы об эффективности новой системы субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Как и ожидалось, население было шокировано размером новых тарифов на природный газ и теплоснабжение. Но число обращений за субсидиями пока значительно меньше ожидаемого в силу следующих факторов:

o   Большинство украинцев считает тарифы несопоставимыми с их доходами и рассчитывает на то, что возможна и отмена их повышения. Эти настроения подогревают заявления политиков, называющих тарифы экономическими необоснованными и требующих снизить новые тарифы или уменьшить нормативы потребления на газ и теплоснабжение.

o   Значительная часть населения плохо ознакомлена с имущественными критериями в новом порядке предоставления субсидий и полагает, что их доход не позволяет претендовать на субсидию.

o   Также размер компенсации для некоторых домохозяйств является крайне незначительным (5-50 грн. в месяц) и не стоит, по их мнению, затраченного времени, на все еще требующий значительного времени процесс подачи документов на субсидию.

o   Часть населения напугана возможностью ошибочного заполнения декларации о доходах домохозяйства, что дает государству право требовать возврата субсидии в двукратном размере. Население не может самостоятельно указать размер своего дохода за календарный год, поскольку большинство украинцев не заполняют налоговые декларации и могут назвать только свой заработок за последние пару месяцев, а предприятия выдают лишь справку о зарплатах с начислениями, вычленить из которых «чистую» составляющую рядовому украинцу крайне непросто.

o   Часть работающих украинцев считает даже потенциальную возможность обращения за субсидией унизительной. Если семья, состоящая из двух взрослых человек, занятых полный рабочий день, вынуждена обращаться за субсидией, то, по их мнению, тарифы не обоснованы, а сама процедура обращения за помощью от работающего человека выглядит унизительно.

 

В целом и новая система оказалась все еще слишком громоздкой, а отсутствие мощной информационно-разъяснительной кампании делает ее еще и непонятной. После запуска программы уже и чиновники признали необходимость ее доработки. Директор департамента государственной социальной помощи Минсоцполитики В. Музыченко заявил о планах по дальшейшему совершенствованию «субсидийных» правил – указывать в декларации только место получения дохода за последние 3 месяца работы, а не его точный размер за календарный год.

 

Следует констатировать факт, что повышение тарифов не было подкреплено надежно работающими инструментами соцзащиты, которая все еще нуждается в усовершенствовании.