РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В УКРАИНЕ «ПРОБУКСОВЫВАЕТ»

24/03/2015
Моніторингові продукти

19 марта Верховная Рада приняла проект закона о централизованных закупках лекарств с помощью международных организаций, а также Правительство отменило обязательную перерегистрацию лекарств каждые 5 лет.

 

За период после подписания Коалиционного соглашения, достижения Правительства и МОЗ в сфере здравоохранения являются очень скромными и ограничиваются, во-первых, подписанием с Мировым Банком договора по проекту, который был подготовлен еще в 2013 году, и, во-вторых, отдельными реализованными инициативами в сфере обращения лекарств. Однако даже в отдельно взятой фармацевтической сфере проведенная реформа - дерегуляция - является крайне ограниченной:

§  Упрощена процедура регистрации лекарств от редкостных орфанных заболеваний. Сейчас в Украине около 3,7 тыс. больных на орфанные болезни;

§  Упрощена процедура регистрации лекарств от социально-опасных болезней (ВИЧ/СПИДа, туберкулёза, вирусных гепатитов, онкологических болезней) и отменена перерегистрация лекарств каждые 5 лет. Следует отметить, что в Украине большинство из этих лекарств не производится

Вместе с тем,  в связи с сильным местным фармакологическим лобби, так и не упростили процедуру регистрации основной массы лекарств, производящихся в странах с высоким уровнем контроля качества  - ЕС, Швейцария, США, Япония, Австралия, хотя именно такая мера могла бы обеспечить снижение цен на лекарства. Пока что ситуация с основной массой лекарств импортируемых из этих стран остается неизменной – все лекарства должны проходить полную процедуру контроля и проверку  на соответствие стандартам качества, которые они и так уже прошли в стране производства. В итоге, предприятия занимающиеся импортом несут существенные непродуктивные затраты, а пациенты подолгу не могут получить доступ к новым лекарствам, потому что, по данным экспертов,  вывод нового лекарства на рынок Украины в среднем занимает около 3 лет.

 

Позитивным результатом деятельности МОЗа было принятие закон позволяющего проводить централизованную закупку лекарств с помощью международных организаций. На данный момент  это является практически единственным достижением новой власти в сфере здравоохранения. Этот закон предусматривает:

·         Создание механизма для закупки через «специальные организации» - организации структуры ООН (в т.ч. ЮНИСЕФ и ВООЗ), а также еще 5 организаций - IDA Foundation (Нидерланды), Crown Agents (Великая Британия), Partnership for supply chain management (PFSCM) (США), Global Drug Facility (GDF) (Швейцария), Vaccine Alliance GAVI (Швейцария);

·         Упрощение процедуры регистрации лекарств, которые будут приобретаться этими организациями – сокращается период регистрации до 7 дней, также отменяется уплата гос. пошлины, необходимость переводить упаковку;

·         Оперативную публикацию всей релевантной информации по закупкам на сайте МОЗ;

·         Также механизм закупок лекарств с помощью международных организаций предусматривает освобождение от налогов при импорте (НДС и импортный сбор) – должно быть принято отдельным законом (проект № 2151), который еще не проголосовали. 

 

К сожалению, принятие закона о закупках лекарств с помощью международных организаций полностью проблему непрозрачных и коррумпированных закупок не решает:

·         Централизованные закупки лекарств через международные организации запланированы на 4 года (с марта 2015-по 31 марта 2019гг);

·         Не все лекарства будут проходить по этой процедуре – руководство МОЗ (по словам Замминистра Павленко) планирует оставить за собой осуществление закупок некоторых видов лекарств. Соответственно, этим сохраняются коррупционные риски, с которыми и собирались бороться посредством привлечения международных организаций;

·         Также этот закон не устанавливает саму процедуру закупок, не обозначает перечень лекарств – все это остается на усмотрение Кабмина;

·         Этот механизм касается лишь централизованных закупок, осуществляемых МОЗом, но никак не затрагивает госзакупок в регионах (а это 1,7 млрд. грн.);

·         Не весь перечень лекарств, которые закупаются по централизованной процедуре, могут быть предоставлены международными организациями (например, из необходимых 15 видов вакцин, ЮНИСЕФ готов предоставить только 8). Остальные закупки будут проводиться МОЗом по старой схеме, считающейся коррумпированной. Не смотря на обещания министра Квиташвили, по усовершенствованию процедуры закупок через МОЗ еще ничего не сделано.

 

Кроме принятия упомянутого закона достижения правительства и МОЗ остаются скромными – новых реформ пока нет, отменены прошлые наработки, показавшие свою эффективность, цены на лекарства не контролировано растут, снижается уровень финансирования здравоохранения. О бессистемности правительства в сфере здравоохранения дополнительно свидетельствуют следующее:

·         Не создав новых инструментов повышения доступности лекарств, правительство зарубило успешный пилотный проект по снижению стоимости лекарств от гипертонии, который реализовывался в 2012-2014 гг. Этот проект давал возможность улучшить здоровье для более чем 12 млн. больных гипертонией. Суть проекта состояла в том,  что пациент брал рецепт у врача и получал удешевленные лекарства из определенного списка в аптечной сети, а разницу в цене по определенной методике компенсировали аптекам из бюджета. Первые результаты проекта проявились сразу: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. показатель смертности от всех форм гипертонии снизился на 18,8%-20% (город/село). Однако правительство вместо того, чтобы распространить этот позитивный европейский опыт на другие группы лекарство, с начала 2015 года решило отменить проект. Осознав все социальные риски, на этой неделе Яценюк распорядился создать механизм для обеспечения уязвимых слоев населения дешевыми лекарствами (но конкретных идей, как это сделать, у правительства пока нет).

·         Действие закона о реформировании здравоохранения в «пилотных» областях закончилось 31 декабря 2014 года. До этой даты предполагалось, что будет принят закон о медучреждениях, который обеспечит хозяйственную автономность медучреждений и введение новых эффективных финансовых механизмов в здравоохранение. Однако этого не произошло, а «пилотные» регионы оказались в правовом вакууме. Лишь в феврале 2015 года (широким коллективом «авторов» из БПП, Народного Фронта, Самопомощи и Радикальной партии) был зарегистрирован проект закона  о продлении «пилотного» проекта на 1 год. Учитывая скорость, с которой правительство реализует реформу здравоохранения, очень сомнительно, что к тому времени будут разработаны необходимые механизмы для завершения «пилота» и адаптации его результатов для всех регионов страны.

 

Реформа здравоохранения реализуется непоследовательно, принимаются одиночные точечные меры, а системных изменений пока не видно. За последние полгода-год принято лишь несколько законов и подзаконных актов, в основном касающихся фармацевтической отрасли (отдельные инициативы по дерегуляции и привлечение международных организаций к централизованным закупкам лекарств), которые сами по себе являются правильными, однако полностью не решают основных задач в этой сфере – обеспечение доступности лекарств и прозрачности госзакупок. Нет преемственности в проведении реформ: положительно зарекомендовавшие инициативы и пилоты прошлой власти (напр., по реимбурсации стоимости лекарств для гипертоников) отклоняются, хотя вместо них ничего не предлагается взамен.