ВР поддержала проект Закона Украины 1496 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления социальной защиты внутренне перемещенных лиц», предусматривающий механизм содействия занятости таких лиц.
Важно отметить, что проблема безработицы среди внутренне перемещенных лиц (ВПЛ)
является второй по важности после жилищной проблемы. Количество официально
зарегистрированных ВПЛ в начале марта 2015 года, по данным Минсоцполитики,
превысило 1,1 млн. человек. Хотя среди официально зарегистрированных
переселенцев большую долю составляют
пенсионеры (61%), потребность переселенцев в трудоустройстве является
чрезвычайно высокой:
·
Из около 300 тыс.
переселенцев трудоспособного возраста лишь 30 тыс. зарегистрировались в службе
занятости. Среди зарегистрированных в службе занятости только 3,8 тысяч человек (12,7%) смогли найти рабочие места.
Из-за низкого трудоустройства переселенцев в феврале 2015года был уволен
руководитель Государственной службы занятости.
·
По данным соц.
опросов (напр., Института экономики и прогнозирования, 2015), 60% переселенцев
имеет доход в размере менее чем один прожиточный минимум в расчете на члена семьи. Для около 70% переселенцев
имеющихся доходов недостаточно для того, чтобы приобрести продукты питания, а
57% переселенцев не имеют достаточных средств для оплаты коммунальных платежей.
Без трудоустройства переселенцам практически невозможно обеспечить себя даже
самым необходимым.
·
Работодатели, как
правило, не заинтересованы брать на работу вынужденных переселенцев, особенно
на профессиональные должности. Одна из называемых причин: существует высокий
риск того, что в краткосрочной перспективе специалист-переселенец захочет
вернуться домой. В свою очередь, переселенцы, из которых по данным Института
экономики и прогнозирования до 2/3 имеют образование выше среднего, не
стремятся трудоустраиваться на вакансии для низкоквалифицированной рабочей
силы.
Для стимулирования занятости среди переселенцев
правительство в новом Законе предусмотрело следующие меры:
·
Компенсацию
расходов работодателя на трудоустройство зарегистрированных безработных из
числа ВПЛ. Компенсация будет покрывать расходы на оплату труда трудоустроенного
ВПЛ на протяжении до шести месяцев, а в зависимости от ситуации на рынке труда,
возможно, до 12 месяцев. При этом работодатель должен обеспечить трудоустройство
таких переселенцев на период, как минимум, вдвое больший, чем период выплаты компенсации. Среднемесячный
размер компенсации будет ограничен средним уровнем заработной платы,
сложившимся в каждом конкретном регионе за предыдущий месяц.
·
Компенсацию зарегистрированному
безработному из числа ВПЛ фактических транспортных расходов на переезд в другую
местность, а также расходов для прохождения предварительного медицинского и
наркологического осмотра, если это необходимо для его трудоустройства;
·
Расширение круга
лиц, которые могут пройти курсы переподготовки при центрах занятости (ранее
ограничивался лишь кругом лиц, достигших возраста 45 лет). Теперь пройти курсы
переподготовки, согласно принятому Закону, смогут все зарегистрированные
трудоспособные ВПЛ, являющиеся безработными, которые не могут найти работу
из-за отсутствия подходящих вакансий.
Указанные
меры являются необходимыми и могут способствовать некоторому улучшению ситуации
с безработицей среди переселенцев. Однако принятый закон имеет ряд недостатков,
основными из которых являются следующие:
·
Законом
закладывается выделение уже в текущем году 87,7 млн. грн. из средств Фонда
общеобязательного социального страхования (без необходимости дополнительных
расходов из государственного и местных бюджетов). Однако этой суммы может
хватить лишь на покрытие расходов по выплате зарплате для 4-5 тыс. переселенцев
(из расчета 3тыс. грн. в мес. на протяжении 6 месяцев). Это составляет лишь несущественную долю всех
безработных переселенцев.
·
Закон является
точечной мерой, он не привязан к системному решению проблемы безработицы среди
ВПЛ. Указом Президента в ноябре было
принято решение разработать Комплексную программу подготовки и трудоустройства
ВПЛ. Срок был дан – 2 месяца. На сегодня такой программы еще не существует, у
правительства пока нет даже видения стратегии занятости для ВПЛ. Для разработки
системного решения необходимо наличие информации о профессиональной структуре
переселенцев в каждом регионе их пребывания, для чего необходимо проводить
соц. опросы (в т. ч. с помощью международных партнеров), а также
запрашивать данные о квалификации при регистрации ВПЛ. Если профессиональная
структура переселенцев не соответствует возможностям местного бизнеса, никакие
стимулы не помогут создать новые рабочие места.
· Проблему безработицы среди ВПЛ нельзя рассматривать в отрыве от проблемы безработицы среди всего населения страны. Так в ноябре 2014 года безработица среди трудоспособного населения страны достигла 9,9% и, по мере развития экономического кризиса, продолжает расти дальше. При этом на 1 вакансию, в среднем, претендовало около 14 соискателей. В случае если правительство будет игнорировать проблему безработицы в рамках всей страны, и станет заниматься лишь безработицей среди переселенцев, это может привести к дополнительному всплеску социального напряжения в обществе.
По мере развития кризиса и не способности решить конфликт на Донбассе проблема
безработицы, как среди переселенцев, так и среди населения страны в целом, будет
проявляться все более остро.
На сегодня среди 0,3 млн. переселенцев трудоспособного возраста лишь 30
тыс. стали на учет в центры занятости, из них только 3,8 тыс. человек являются
официально трудоустроенными. По данным соц. опросов, около 70% переселенцев не
имеют достаточных доходов, чтобы обеспечивать себя продуктами питания.
Принятый Закон является актуальным, однако есть вопросы к возможности его
имплементации. Во-первых, предусмотренного в Законе финансирования в размере
87,7 млн. грн. катастрофически мало. А, во-вторых, для системного решения
проблемы необходимо изучить профессиональную структуру переселенцев и соотнести
с возможностями бизнеса.
Важной проблемой является отсутствие комплексной государственной программы,
направленной как на преодоление безработицы среди ВПЛ, так и на поддержание занятости среди населения страны
в целом.