По сообщению Госстата, индекс
потребительских цен в феврале 2015 года составил 5,3% (с начала года – 8,6%),
индекс цен производителя – 4,8% (с начала года – 7,2%).
Сравнение февраля 2015 и февраля 2014 года дает еще более
печальную картину: +34,5%.
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на рост цен в продовольственной группе. (продолжающееся
обнищание украинцев (в 2015 году
количество работающих с зарплатой в эквиваленте в 100 долларов США достигло
почти 55%, в то время как год назад таких было не более 2%; замораживание
соцстандартов опустило ниже порога в 100 долларов и более 90% пенсионеров),
привело к тому, что уже к концу 2014 года больше половины своих доходов
граждане тратили на покупку продуктов):
o лидерами по темпам роста цен, по данным ценового
мониторинга МЭРТ, стали лук репчатый (54,7%), сахар (49,2%), капуста (46%),
морковь (36,5%), мука (22,4%), буряк (17,6%), макаронные изделия (15,6%),
подсолнечное масло (14,7%), картофель (10,7%), хлеб житный (9,8%), хлеб
пшеничный (9,6%), рис (9,4%);
o если в прежние годы цены придерживались определенных
тенденций (или росли, или падали, или сохраняли стабильность практически во
всех регионах со схожей динамикой), то в 2015 году ситуация демонстрирует все
больший разброс, а нередко – и разновекторность:
o рис в Киевской области подешевел на 1,4%, а в Черкасской
– подорожал на 27,1%;
o свинина в Николаевской области подешевела на 5,1%, в
Хмельницкой – подорожала на 9,2%;
o курятина в Волынской области подешевела на 4,6%, в
Хмельницкой – подорожала на 5,7%;
o сало в Волынской области подешевело на 6,7%, в Тернопольской
– подорожало на 7,5%;
o мука в Полтавской области подорожала на 8,9%, в
Полтавской – на 56,7%;
o макаронные изделия в Житомирской области подорожали на
6,2%, а в Волынской - на 41,4%;
o сахар в Киевской области подорожал на 15,5%, в то время как в Кировоградской – на 89,6%, а в
Одесской – на 93,8%;
o подсолнечное масло в Хмельницкой области подорожало на
6,6%, в Полтавской – на 25,0%;
o морковь в Херсонской области подорожала на 11,8%, в
Хмельницкой – на 66,7%;
o при такой ситуации и едва ли не впервые с начала 90-х
годов возникших перебоях с поставками продовольственной продукции (проблемы с
наиболее востребованными продуктами наблюдаются даже в Киеве, еще два
десятилетия назад забывшем о пустых полках) – появляются все условия для развития
«продовольственного туризма», что может окончательно разбалансировать
внутренний рынок.
Обращает на себя внимание февральский рост цен на нефтепродукты:
o за последний месяц бензин подорожал
на 54,8%, дизельное топливо – на 57,9%;
o ситуация на валютном рынке привела к
тому, что февральские месячные темпы подорожания стали такими же, как и
прошлогодние годовые – но даже последовавшее падение курс валют не привело к
адекватному снижению цен на нефтепродукты (в пике подъема курса 24.02.2015 литр
бензина А95 обходился покупателям в 0,76 доллара, после понижения курса до
24-25 грн. за доллар – эта же марка продается по 1,0-1,05 доллара);
o учитывая, что автомобильным
транспортом перевозится 10% всех грузов (~ 2 млн. тонно-км в месяц) – это повышение быстро переложится на стоимость
товаров;
o кроме этого, высокие цены на
дизтопливо создают определенные риски для предстоящей посевной (агентство Fitch на прошлой неделе спрогнозировало существенное уменьшение урожая в 2015
году, не в последнюю очередь из-за удорожания топлива);
o Удивительной выглядит информация о
том, что транспорт стал для украинцев дороже на 16,4% (в т.ч. железнодорожные
перевозки подорожали всего на 2%, а автотранспортные – на 5,3%):
o железнодорожники, на которых
приходится почти 2/3 грузооборота, с 31 января проиндексировали тарифы на
перевозки грузов на 30%, а в начале февраля повысили стоимость пассажирских
билетов на 21%;
o стоимость авиабилетов автоматически
пересчитывается в системе IATA по свежему актуальному курсу (а в феврале он поднимался с 16,1578 на 31.01 до 38-39 грн. за доллар на
24.02.2015);
o Киевский метрополитен, на которые приходится более 69% от
всего рынка перевозок в этом сегменте, оцениваемом в более чем 780 млн. чел. в
год – с 7 февраля удвоил тарифы на проезд;
o в течение февраля на 40-50%, а в некоторых регионах и на
70-100% повысились тарифы на городские и междугородние коммерческие автобусные
перевозки (маршрутки).
Инфляция
становится все более серьезным вызовом для отечественной экономики. Если с
девальвацией после обвала до уровня 38-39 грн. за доллар кое-как удалось
справиться (хоть и в основном административными, а не рыночными мерами), то
адекватного ответа на девальвационный вызов – пока нет.
С учетом
объявленного резкого повышения тарифов на газ, электроэнергию, тепло (которые по несколько раз «попадают» в
конечную цену товаров с большим количеством степеней переработки) и более
высокого темпа роста февральских цен товаропроизводителя – в ближайшие месяцы
следует ожидать новых «инфляционных рекордов».