Инфляционная спираль продолжает набирать обороты

09/03/2015
Моніторингові продукти

По сообщению Госстата, индекс потребительских цен в феврале 2015 года составил 5,3% (с начала года – 8,6%), индекс цен производителя – 4,8% (с начала года – 7,2%). 

Приведенные цифры «напоминают» стране о ее кризисном прошлом – последний раз подобная инфляция наблюдалась в 2008 г. - пик мирового финансового кризиса.

Сравнение февраля 2015 и февраля 2014 года дает еще более печальную картину: +34,5%.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на рост цен в продовольственной группе. (продолжающееся обнищание украинцев (в 2015 году количество работающих с зарплатой в эквиваленте в 100 долларов США достигло почти 55%, в то время как год назад таких было не более 2%; замораживание соцстандартов опустило ниже порога в 100 долларов и более 90% пенсионеров), привело к тому, что уже к концу 2014 года больше половины своих доходов граждане тратили на покупку продуктов):

o  лидерами по темпам роста цен, по данным ценового мониторинга МЭРТ, стали лук репчатый (54,7%), сахар (49,2%), капуста (46%), морковь (36,5%), мука (22,4%), буряк (17,6%), макаронные изделия (15,6%), подсолнечное масло (14,7%), картофель (10,7%), хлеб житный (9,8%), хлеб пшеничный (9,6%), рис (9,4%);

o  если в прежние годы цены придерживались определенных тенденций (или росли, или падали, или сохраняли стабильность практически во всех регионах со схожей динамикой), то в 2015 году ситуация демонстрирует все больший разброс, а нередко – и разновекторность:

o   рис в Киевской области подешевел на 1,4%, а в Черкасской – подорожал на 27,1%;

o   свинина в Николаевской области подешевела на 5,1%, в Хмельницкой – подорожала на 9,2%;

o   курятина в Волынской области подешевела на 4,6%, в Хмельницкой – подорожала на 5,7%;

o   сало в Волынской области подешевело на 6,7%, в Тернопольской – подорожало на 7,5%;

o   мука в Полтавской области подорожала на 8,9%, в Полтавской – на 56,7%;

o   макаронные изделия в Житомирской области подорожали на 6,2%, а в Волынской      - на 41,4%;

o   сахар в Киевской области подорожал на 15,5%, в  то время как в Кировоградской – на 89,6%, а в Одесской – на 93,8%;

o   подсолнечное масло в Хмельницкой области подорожало на 6,6%, в Полтавской – на 25,0%;

o   морковь в Херсонской области подорожала на 11,8%, в Хмельницкой – на 66,7%;

o  при такой ситуации и едва ли не впервые с начала 90-х годов возникших перебоях с поставками продовольственной продукции (проблемы с наиболее востребованными продуктами наблюдаются даже в Киеве, еще два десятилетия назад забывшем о пустых полках) – появляются все условия для развития «продовольственного туризма», что может окончательно разбалансировать внутренний рынок.

Обращает на себя внимание февральский рост цен на нефтепродукты:

o  за последний месяц бензин подорожал на 54,8%, дизельное топливо – на 57,9%;

o  ситуация на валютном рынке привела к тому, что февральские месячные темпы подорожания стали такими же, как и прошлогодние годовые – но даже последовавшее падение курс валют не привело к адекватному снижению цен на нефтепродукты (в пике подъема курса 24.02.2015 литр бензина А95 обходился покупателям в 0,76 доллара, после понижения курса до 24-25 грн. за доллар – эта же марка продается по 1,0-1,05 доллара);

o  учитывая, что автомобильным транспортом перевозится 10% всех грузов (~ 2 млн. тонно-км в месяц) – это повышение быстро переложится на стоимость товаров;

o  кроме этого, высокие цены на дизтопливо создают определенные риски для предстоящей посевной (агентство Fitch на прошлой неделе спрогнозировало существенное уменьшение урожая в 2015 году, не в последнюю очередь из-за удорожания топлива);  

o  Удивительной выглядит информация о том, что транспорт стал для украинцев дороже на 16,4% (в т.ч. железнодорожные перевозки подорожали всего на 2%, а автотранспортные – на 5,3%):

o   железнодорожники, на которых приходится почти 2/3 грузооборота, с 31 января проиндексировали тарифы на перевозки грузов на 30%, а в начале февраля повысили стоимость пассажирских билетов на 21%;

o   стоимость авиабилетов автоматически пересчитывается в системе IATA по свежему актуальному курсу (а в феврале он поднимался с 16,1578 на 31.01 до 38-39 грн. за доллар на 24.02.2015);

o   Киевский метрополитен, на которые приходится более 69% от всего рынка перевозок в этом сегменте, оцениваемом в более чем 780 млн. чел. в год – с 7 февраля удвоил тарифы на проезд;

o   в течение февраля на 40-50%, а в некоторых регионах и на 70-100% повысились тарифы на городские и междугородние коммерческие автобусные перевозки (маршрутки).   

Инфляция становится все более серьезным вызовом для отечественной экономики. Если с девальвацией после обвала до уровня 38-39 грн. за доллар кое-как удалось справиться (хоть и в основном административными, а не рыночными мерами), то адекватного ответа на девальвационный вызов – пока нет.

С учетом объявленного резкого повышения тарифов на газ, электроэнергию, тепло (которые по несколько раз «попадают» в конечную цену товаров с большим количеством степеней переработки) и более высокого темпа роста февральских цен товаропроизводителя – в ближайшие месяцы следует ожидать новых «инфляционных рекордов».