Украина и МВФ согласовали новую программу EFF на 4 года

14/02/2015
Моніторингові продукти

12 февраля миссия МВФ, работающая в Киеве, и украинское правительство пришли к соглашению по новой программе Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) в сумме 17,5 млрд. дол. 

 Официальной информации о новой программе EFF пока немного. Известно, что:

§   По сравнению с прошлой программой stand by, EFF рассчитана на более длительный срок (4 года) и предполагает более длительный срок возврата средств (возврат средств начинается через 4,5 года и растягивается на 5 лет).

§   EFF направлена на исправление среднесрочных структурных дисбалансов в экономике и выход страны на более устойчивый рост; stand by – на решение краткосрочных проблем платежного баланса (хотя в условиях Украины часть кредита всегда шла в бюджет, а не в резервы НБУ). Украина уже работала с Фондом в рамах EFF после кризиса 1998-1999 гг.

§   Процентная ставка примерно одинаковая со stand by: базовая ставка (1,05%) + 2% (дополнительная ставка) +0,5% (комиссия за выделение каждого транша) = 3,55%. Это низкая ставка, хотя и несколько выше, чем ставка по выпускаемым еврооблигациям под гарантии США (до 2%). Для сравнения в конце января 2014 г. украинские еврооблигации с погашением в 2017 г. торговались с доходностью под 40%. 

§   Согласованный объем программы EFF составит 17,5 млрд. дол. Размер программы оказался ниже, чем можно было сделать вывод по более ранним заявлениям правительства: это всего на 0,5 млрд. дол. больше, чем прошлая программа stand by (из которой Украина успела выбрать 4,6 млрд. дол.). Ранее, исходя из заявлений Лагард, что вклад МВФ составит 2/3 от 40 млрд. дол. общего пакета помощи, предполагалось, что новая программа может «потянуть» на 25 млрд. дол.

§   Примечательно, что 12 февраля Фонд (Лагард) и правительство (Яценюк) назвали разные оценки 4-х летнего общего пакета внешней поддержки, который будет предоставлен Украине: Яценюк – 25 млрд. дол, Лагард – 40 млрд. дол. Как оказалось,  указанная дельта отображает ожидания Фонда по поводу реструктуризации и списания части внешнего долга в 2015-2018 гг.  

§   Программа – после выполнения предварительных шагов украинской стороной – должна быть утверждена Советом директоров МВФ, что, вероятно, произойдет в начале марта 2014 г. По сообщениям СМИ, размер первого транша может составить 4,8 млрд. дол., но может быть увеличен.

        

Конкретных деталей по самому наполнению программы еще меньше. Из обрывчатых заявлений Фонда, Минфина и НБУ можно предположить, что программа будет включать:

§   Пересмотр бюджета -2015. При этом дефицит бюджета (без Нафтогаза и Фонда гарантирования вкладов) может быть увеличен с 3,7% до 4,6% ВВП для увеличения компенсаций и субсидий населению после повышения тарифов на газ и тепло. В рамках фискальной консолидации будут сокращены административные расходы на органы власти (ранее Минфин заявлял о 3% сокращении бюджетников) и дотации Пенсионному фонду (скорее всего, в рамках бюджета -2015 г. будут урезаны специальные пенсии; вопрос о повышении пенсионного возраста встанет в повестку программы не ранее 2016 г.). Кроме того, МВФ подтвердил заморозку номинальных пенсий и зарплат в бюджетном секторе в 2015 г. (исходя из заявлений Яценюка, соцвплаты все же будут проиндексированы в декабре 2015 г., как это и предполагается нынешней редакцией бюджета; вопрос только – на какой уровень инфляции: официальный (13%) или реальный (26%)?). Если исходить из пресс-релиза Кабмина, в последующие годы действия программы соцвплаты будут также индексироваться на инфляцию, т.е. реального роста  соцвыплат не будет (по факту будет сокращение, если такие выплаты будут компенсироваться только в конце года). 

§   Повышение тарифов на газ и тепло для населения и приведение их до рыночного уровня до апреля 2017 г. Т.е. за два с небольшим года тарифы должны вырасти в 4-5,5 раз (и это без учета возможной дальнейшей девальвации гривны). Первый раунд повышений, вероятно, будет уже по итогам первого квартала 2015 г.: возможно повышение цены на газ на 100% (в 2 раза) и на тепло (на 67%).  Как следует из пресс-релиза МВФ, повышение тарифов будет сопровождаться, «улучшением корпоративного управления в Нафтогазе и усилением платежной дисциплины в ТЭК», а также мерами по повышению энергоэффективности.    

§   Меры по стабилизации банковского сектора. В 2015 г. можно ожидать дальнейших шагов НБУ по усилению пруденциального надзора за банками, прежде всего, по контролю за сделками со связанными лицами и ужесточению ответственности собственников (президентский законопроект №2085 на эту тему уже подан), выполнению прошлогодних планов по капитализации. На среднесрочную перспективу Фонд будет требовать принятия законов по защите прав кредиторов, расчистке плохих активов и упрощению банковских слияний.

§   Требования по проведению НБУ более независимой от Минфина монетарной политики. Усиление политической и финансовой независимости НБУ, в т.ч. в вопросе перечисления прибыли Нацбанка в бюджет, необходимо для проведения более жесткой монетарной политики, снижения инфляции и перехода к инфляционному таргетированию с 2016 г.

§   Продолжение практики гибкого курсообразования по результатам торгов на межбанке. В части валютной политики, скорее всего, как и в Фонде, так и в НБУ рассчитывают на стабилизацию валютных ожиданий с выделением первого транша. Возможность влиять на курс через интервенции будет напрямую зависеть от состояния золотовалютных резервов.

§   Пакет среднесрочных структурных реформ. Наиболее приоритетные сферы: борьба с коррупцией и судебная реформа (в т.ч. полноценный запуск антикоррупционного бюро), дерегуляция и улучшение бизнес климата, реформа госпредприятий и демонополизация, реформа госслужбы.

§   Требованием к правительству провести переговоры о реструктуризации части внешнего долга с держателями еврооблигаций.

Достижение договорённости о новой программе с Фондом в текущих условиях конфронтации Запада с РФ было ожидаемым (без внешней поддержки Украина вынуждена была бы объявить дефолт уже в апреле 2015 г.). Однако рынки встретили эту новость крайне сдержанно (курс гривна/доллар на межбанке за 12-13 февраля почти не изменился).

Во-первых, сам Фонд не скрывает, что новая программа EFF – заложник выполнения минских договоренностей и способности удержать мир  на время ее действия.

Во-вторых, есть растущее разочарование как внутри страны, так и за ее пределами (которое маскируется за дипломатическим этикетом) по поводу скорости и глубины реформ в Украине. В этом контексте, первый пересмотр программы EFF станет действительно лакмусом способности власти проводить реформы, а не только их декларировать. В случае неудачи - другого шанса кредиторы могут и не дать (тем более, что это будет 4-я проваленная программа за последние 7 лет).

В третьих, возникает сомнение, достаточен ли сам объем программы и всего пакета для решения текущих финансовых проблем Украины. По самым общим прикидкам, финансовый разрыв Украины в 2015 г. составит 23-25 млрд. дол. Тогда как от кредиторов до конца 2015 г. поступит не более 15 млрд. дол. (в т.ч. половина от МВФ).