Только треть домохозяйств попадающих под программу субсидий и компенсаций на оплату услуг ЖКХ смогли ими воспользоваться

07/02/2015
Моніторингові продукти

Глава минсоцполитики П. Розенко во время часа вопросов к правительству в ВР заявил, что программами субсидий и компенсаций, призванных компенсировать рост коммунальных тарифов, воспользовались только 1,1 млн. домохозяйств из, как минимум, 3 млн. их потенциальных реципиентов. Министр пообещал упростить процедуру предоставления субсидий и провести реформирование социальной защиты уже в ближайшее время.

 

Государство обеспечивает доступность энергоснабжения для населения путем предоставления ценовых субсидий. Население платит за газ, тепловую энергию и электроэнергию по тарифам в 4-6 раз ниже рыночных. Кроме ценовых субсидий население может воспользоваться жилищно-коммунальными субсидиями, размер которых привязан к среднему доходу члена семьи. Также большое число домохозяйств пользуется социальными и профессиональными льготами на услуги ЖКХ.

 

С октября 2014 г. действует новый порядок начисления субсидий:

·         После изменения формулы начисления субсидий программа стала более адресной – размер дохода привязан к среднему доходу члена семьи. К примеру, для домохозяйств с доходом ниже прожиточного минимума на человека платеж за услуги ЖКХ буден ниже 7,5% совокупного дохода семьи. Ранее для семей с детьми и инвалидами счет за услуги ЖКХ не должен был превышать 10%, для остальных домохозяйств - 15% совокупного дохода домохозяйства.

·         Снижены социальные нормы потребления услуг, что также повышает адресность предоставляемых субсидий и снижает размер платежа за услуги ЖКХ.

·         Теперь получить субсидию может домохозяйство, в составе которое есть неработающие члены семьи.

·         Получить субсидию может любой член домохозяйства, а не только собственник.

 

Возникает вопрос, почему после этих изменений обновленной программой пока в полной мере не воспользовались те, на кого она была рассчитана? Среди главных причин низкого числа подачи заявок на субсидии можно выделить следующие:

·         Плохая информационная кампания Кабмина среди населения, которое не знает о принятых новых позитивных нововведениях в программе.

·         Платежки с новыми тарифами на отопление и природный газ население получило только в декабре и число людей обратившихся за субсидиями должно значительно увеличиться в январе.

·         Сбор необходимых документов и их подача в центры соцзащиты требует все еще значительного времени. Если размер субсидии незначителен (до 50 грн.) люди не желают тратить  на это значительное время.

·         Под программу потенциально попадают люди, получающие зарплату в «конвертах». Такие домохозяйства также не желают тратить время на получение сравнительно небольших субсидий.

 

Кроме изменений в программе субсидий правительство также с июля 2014 г. ввело в действие программу компенсации на повышение для населения цен на централизованное отопление, горячее водоснабжение и природный газ. Получить компенсации могут наиболее нуждающиеся в социальной защите граждане, чей доход ниже прожиточного минимума. Пока ее результаты можно охарактеризовать как провальные:

·         Лишь небольшой процент подпадающих под программу домохозяйств обратился за компенсациями. Как и в случае с субсидиями, главная причина лежит в плохой информированности населения о программе.

·         Кроме того, если работники центров соцзащиты уже с середины 90-х работают с действующей программой субсидий, то с деталями новой программы компенсаций они плохо знакомы. Контингент получателей субсидий и компенсаций практически совпадает, и домохозяйствам советуют обратиться за субсидией, даже если они подпадают под действие обеих программ.

·         Как и в случае с субсидиями, размер компенсации может составлять слишком незначительный размер, в сравнении со временем, затраченным в ЖЭК и центрах соцзащиты на оформление необходимых документов.

 

Как уже отмечалась выше, кроме субсидий и компенсаций большое число домохозяйств пользуется социальными и профессиональными льготами. Адресность такой программы крайне низкая. Получателями льгот являются в основном средний класс и богатые домохозяйств и часть таких льгот, безусловно, нуждается в отмене.

 

В дополнение к плохой информированности об инструментах соцзащиты, низкое доверие среди населения к власти в целом ведет также к низкому доверию к предоставляемой социальной помощи. Часть население не пытается воспользоваться предоставляемыми субсидиями и компенсациями, а отказывается платить по новым, более высоким тарифам. Так, в ноябре и декабре 2014 г. уровень оплаты населением услуг ЖКХ составлял 60% и 82% соответственно. Такая тенденция наблюдалась и при предыдущих повышениях тарифов, но по истечении нескольких месяцев или перед началом следующего раунда повышения тарифов украинское население вновь начинало в полном объеме оплачивать услуги ЖКХ.