Премьер-министр Яценюк на заседании Национального совета реформ заявил, что «правительство в качестве эксперимента попробовало изменить систему налогообложения единым социальным взносом и после его оценки готово будет внести изменения в закон».
Почему требуются изменения в закон, принятый месяц назад?
Снижение ставки ЕСВ (с 41% до 16,4%) правительство продвигало как одну
из наиболее ожидаемых бизнесом реформ. Основной задачей данного изменения было
выведение зарплат из тени и, как следствие, повышение поступлений в
бюджет.
Успешность данной реформы можно
было бы оценить по данным о росте фонда оплаты труда. Однако эти данные пока
отсутствуют, но можно использовать информацию по поступлениям ЕСВ в сводный
бюджет. Эти поступления по итогам января 2015 года составили 11,9 млрд. грн.,
что на 13,8% (1,9 млрд. грн.) меньше, чем в январе 2014 года. В
значительной мере уменьшение вызвано неполучением ЕСВ из АРК и Донецкой и
Луганской областей. Однако, можно предположить, что снижение поступлений ЕСВ на
13,8% вызвано не только (и не столько) этим:
·
во-первых, доля Крыма в бюджетных поступлениях составляет лишь около 3%;
· снижение поступлений ЕСВ из Донецкой и Луганской областей не должно превышать
0,75 млрд. грн. (1,9 млрд. грн. – общая сумма снижения бюджетных поступлений из
Донбасса в январе, доля ЕСВ в общих поступлениях за январь – 39%);
Отсутствие позитивной динамики в поступлениях ЕСВ за январь является
косвенным свидетельством, что обновленный закон не сработал. Проблема
несовершенства механизма снижения ЕСВ была очевидна еще на стадии его принятия:
·
Закон принимался накануне нового года и голосовался в спешке. В день
голосования в него внесли уточнения, которые ранее не были согласованы
даже внутри коалиции, не говоря уже о профсоюзах и бизнесе. Представители
бизнеса и профильные ассоциации смогли увидеть закон лишь после его принятия.
·
Закон содержит критерии для получения льготной ставки, которые суживают
круг физлиц, подпадающих под такие условия, по некоторым оценкам, до 10% от
всех предприятий. Для получения льготной ставки бизнес должен повысить зарплату
сотрудникам на 30% по сравнению со средней зарплатой за прошлый год.
Также размер средней зарплаты по предприятию за отчетный месяц должен быть
не менее трех минимальных окладов (3,6 тыс. грн.). В условиях кризиса
выполнение таких требований по уровню официальной зарплаты для многих компаний
может оказаться экономически недостижимым. В первую очередь для субъектов МСБ,
особенно в регионах, где средняя зарплата ниже 3,6 тыс. грн. (по итогам декабря
2014 г. – 15 из 25 регионов страны).
·
Кроме того, не стоит надеяться на массовый выход из тени в условиях
отсутствия доверия бизнеса к власти. У бизнеса нет уверенности, что принятые
решения не изменятся хотя бы в ближайшем будущем. Все понимают: в случае отмены
льготы по ЕСВ бизнес уже не сможет «откатать назад» увеличение зарплат без риска
получить доначисление налогов. Также нет никаких гарантий, что засветив
зарплату, бизнес не нарвется на проверку в сокрытии доходов прошлых периодов. По
поводу «амнистии» для вышедших из тени предприятий в законе ничего не
предусмотрено.
По причине низкой доступности
льгот по ЕСВ для бизнеса правительство заговорило о внесении новых изменений в
закон. Уже зарегистрирован законопроект, пересматривающий
ряд требований для перехода
на оплату ЕСВ по льготной ставке. Однако инициируемые изменения противоречат
друг другу:
·
С целью повышения доступности льгот по ЕСВ для бизнеса, во-первых,
снижается порог вхождения для получения льготы (предлагается использовать
критерий повышения зарплат на 20% вместо
30%); во-вторых, отменена норма о средней зарплате в 3,6 тыс. грн.;
· Вместе с тем, проект закона предусматривает требование, чтобы средний размер ЕСВ в расчете на одного сотрудника предприятия был не ниже, чем среднемесячный платеж в 2014 году по этому предприятию. Эта норма может еще более ужесточить квалификационные требования. Например, для того чтобы средний размер ЕСВ не уменьшился при снижения ставки ЕСВ с 41% до 16,4%, предприятию со средней зарплатой за 2014 год в размере 2000 грн. нужно будет увеличить среднюю зарплату до 5000 грн.
Принятый в декабре 2014 года закон о снижении ЕСВ не
рабочий – лишь около 10% всех предприятий теоретически могло им
воспользоваться, также имеющиеся данные косвенно свидетельствуют, что
легализации зарплат пока не произошло.
Одна из причин: механизм применения льготы по ЕСВ
предусматривает высокие квалификационные критерии по уровню зарплаты, которые
могут оказаться непосильными для многих предприятий, тем более в условиях кризиса.
Правительство уже обсуждает необходимость внесения
изменений в реформу ЕСВ. Вместе с тем, уверенности в том, что эти изменения
подтолкнут детенизацию зарплат и рост отчислений в бюджет, нет.
Зарегистрированный в Парламенте законопроект содержит противоречивые нормы,
которые могут еще больше снизить доступность применения механизма сниженной
ставки ЕСВ для бизнеса.
Не менее важным вопросом для детенизации ФОТ остается
обеспечение неизменности уровня налогообложения хотя бы в течении 3-5 лет (как
это было при снижении НДФЛ до 13% в 2001 г.) и гарантий амнистии/ не применения
санкций для вышедшего из тени бизнеса.