26 января СМИ распространили информацию, что в Нацбанке работают над изменением правил функционирования валютного межбанка: (1) валюту будут продавать импортерам только под критический импорт, список которого будет определять Кабмин; (2) проведение всех валютных сделок на межбанке будет идти напрямую через Нацбанк, а не через коммерческие банки. 27 января НБУ своим пресс-релизом дезавуировал первую часть новости (о критическом импорте), но ничего не сказал о второй. При этом Нацбанк, со ссылкой на В. Гонтареву, в очередной раз заявил, что «продолжает искать новые механизмы равновесного курса и перехода к единому реальному и эффективному курсу».
Появление
информационных вбросов, независимо от их первоисточника, о дальнейшем раунде
изменений в валютной политике НБУ закономерно:
§
Золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ находятся на
предельном минимуме. По итогам 2014 г. ЗВР сократились до 7,5 млрд. дол. (5
недель импорта, минимум с февраля 2004 г.). Чистые резервы НБУ (без траншей
МВФ) составляют порядка 5 млрд. дол., из них ликвидные активы – уже давно на
критической отметке, судя по тому, что Украина еще в октябре-ноябре прошлого
года была вынуждена продать 1 золотого запаса, чтобы расплатиться за газ, а
валютные интервенции (по сравнению, напр., с октябрем 2014 г.) ужались в 50-100
раз - до 3 млн. дол. в день.
§
Текущая модель валютной политики НБУ,
базирующаяся на индикативном курсе и аукционах НБУ по его определению,
потерпела фиаско. Индикативный курс, к которому привязывается официальный,
межбанковский и розничный курс, отличается от реального внутреннего курса
банков и курса серого/ черного наличного валютного рынка, на 25-30%. Индикативный
курс уже давно перестал быть валютным ориентиром, зато порожденное им
«многокурсье» остается источником для коррупции и теневых заработков.
§
Такая политика вряд ли устраивает МВФ. Новая
программа с Фондом (EFF)
на выходе должна предполагать переход к гибкой, но более прогнозируемой/
управляемой валютной политике, и постепенную отмену валютных ограничений. Это
идеальный вариант, который предполагает, что программа МВФ вернет доверие
рынкам, военно-политическая, а вместе с ней и экономическая ситуация, начнут
стабилизироваться и Украина вернется к профициту по финансовому счету
платежного баланса (будет приток прямых иностранных инвестиций, восстановятся
рынки коммерческих заимствований). Открытым остается вопрос, что делать в
случае чрезвычайного развития событий: углубления военного конфликта, что
исходя из заявления Лагард, может поставить вопрос об увеличении программы
Фонда для Украины, не говоря уже о срыве самой программы из-за
внутриполитических противоречий внутри коалиции.
Все эти факторы толкают НБУ к
разработке новых механизмов, как целевых, так и альтернативных (в случае
ухудшения ситуации и сохранения давления на резервы) проведения валютной
политики, которые в зависимости от развития событий будут обкатываться на
рынке. Конкретно по сути предложенных инициатив можно сказать следующее:
§
Ограничение продажи валюты под критический
импорт. Так как это заявление было дезавуировано, скорее всего, мера будет
отложена на самый худший сценарий – введения военного положения. Правительство
уже подготовило на этот случай законопроект об особенностях функционирования
финансовой системы в условиях чрезвычайного положения, которое изобилует и
более одиозными нормами, напр., принудительной конвертации все депозитов в
ОВГЗ. Из-за негативного резонанса подобные нормы будут откладываться до
последнего.
§
Уход от множества курсов. В то, что Нацбанк,
прежде всего, под давлением МВФ в 2015 г. будет пытаться сократить дельту между
официальным и рыночным курсом, сомнений не возникает, как и не возникает
сомнений, что такое «сближение» закончится неминуемой новой волной девальвации
гривны за пределы выше 20 грн/дол. Вопрос остается в скорости «сближения» и
новых административных инструментах стабилизации курса (как минимум в 2015 г.).
Следует также иметь в виду, что 30% разрыв между курсами для страны в
хроническом валютном кризисе – не
предел. В самом НБУ приводят пример Аргентины, где официальный курс ниже
рыночного на 60%.
§
Переход на продажу валюты экспортерами и
импортерам напрямую через Нацбанк – это украинское ноу-хау, которое
теоретически может быть реализовано (сейчас НБУ, напр., и так проверяет
контракты на импорт), теоретически может усилить контроль НБУ на валютном рынке
и пополнить ЗВР. Однако при этом возникает такое количество вопросов (по какому
курсу будут проходить операции, т.е. «скорость сближения рыночного курса и
курса НБУ», по каким принципам и кому будет продаваться валюта и т.д.) и
коррупционных рисков, не говоря уже о том, что валютный межбанковскй рынок
будет по сути ликвидирован, что возникают весомые сомнения в реализации данного
инструмента на практике. Скорее всего, в
самом НБУ, который эту инициативу ни подтвердил, но и не отверг, рассматривают данный механизм как временный
инструмент в последней инстанции на случай резкого ухудшения положения (напр.
задержки с предоставлением транша).
Приближение резервов к критической отметке, тупиковость нынешней
валютной политики, которая не устраивает ни рынки, ни МВФ, вхождение в
финальную стадию переговоров с Фондом заставляют Нацбанк тестировать новые
административные подходы к проведению валютной политики в переходном периоде
(2015-2016 гг.) в условиях возможного еще большего обострения ситуации на
валютном рынке. Напр. в случае углубления и продления военного конфликта,
приостановки/ задержки/ схода программы с МВФ и т.д. Эффективность таких механизмов для
стабилизации курса, как и использование в длительном периоде любых
административных инструментов, сомнительна и неэффективна, что неоднократно
доказано мировой практикой.
Вместе с тем, очевидным является и то, что в текущих условиях НБУ вряд
ли может один нести ответственность за разворачивающийся валютный кризис. В
отличие от валютного кризиса 2009 г., в текущих условиях нормализация валютных
ожиданий будет требовать куда больших усилий, прежде всего, в части
урегулирования конфликта на Донбассе, предоставления финансовой поддержки
донорами и ускорения реформ по разрешению банковского кризиса, дерегуляции,
борьбе с коррупцией, которые вместе взятые выходят далеко за рамки инструментов
валютной политики Нацбанка.